Файл: Изучение управления доходами, издержками и прибылью организации индустрии гостеприимства.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности управления эксплуатационной программой гостиничного хозяйства
1.1 Характеристика дохода и издержек предприятия размещения туристов
1.2 Показатели эффективнности эксплуатации гостинничнных мест
Глава 2. Анализ дохода, издержек и прибыли гостиницы «Elite»
2.1 Организационная характеристика гостиницы «Elite»
2.2 Оценка финансово-экономического состояния гостиницы "Elite"
Глава 3. Пути совершеннствованния управленния доходами, издержками и прибылью "Elite"
Грязная посуда поступает в цех для мойки на посудомоечной машине специально приготовленной водой в двух тепловых режимах (мойка и полоскание). Хлеб нарезается на хлеборезке.
Рассмотрим организационную структуру гостиницы «Elite» (Рисунок 1).
Рисунок 1. Организационная структура гостиницы «Elite» [18]
Штат сотрудников состоит из таких позиций как:
- Отдел бронирования
- Служба приема и размещения
- Бухгалтерия
- Хозяйственный отдел
- Технический отдел
- Отдел кадров и управления персоналом
- Отдел маркетинга и рекламы
- Служба горничных
Необходимый минимум для грамотной работы нашего отеля. Но в работе мини-гостиниц есть свои нюансы. В связи с небольшими размерами номерного фонда один сотрудник может совмещать сразу несколько функций. Например, администратор стойки ресепшн вполне может убрать номер к заселению гостя (Такой метод совмещения обязанностей применяется в небольших гостиницах до пяти номеров). Или ваш старший администратор может вполне заниматься закупкой необходимых для отеля продуктов и хозяйственных товаров. Управляющий отелем может взять на себя функции маркетолога.
Такая практика часто применяется в мини-отелях, и вполне положительно зарекомендовала себя. Чем меньше ваш номерной фонд, тем меньше сотрудников необходимо.
Вместо этого у нас построена единая система управления, где менеджеры старшего звена управляют всей сетью из главного офиса. Таким образом, централизовав систему управления, мы смогли упорядочить ведение наших дел и существенно снизили расходы. Помимо всего прочего, такая система управления помогает нам поддерживать единый имидж нашей сети и четко контролировать сотрудников, непосредственно работающих на местах.
Услуги, предоставляемые в гостиницах, подразделяются на основные и дополнительные. Они могут быть бесплатными и платными. К основным услугам относятся услуги: проживания и питания согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг». Без дополнительной оплаты гостям могут быть предоставлены следующие виды услуг: вызов скорой помощи; пользование медицинской аптечкой; предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов. Перечень и качество предоставления платных дополнительных услуг должны соответствовать требованиям присвоенной гостинице категории.
2.2 Оценка финансово-экономического состояния гостиницы "Elite"
Формирование и расходование финансовых ресурсов и налогообложение прибыли гостиницы "Elite" производится в соответствии с действующим законодательством. Остающаяся чистая прибыль поступает в полное распоряжение предприятия, которое самостоятельно определяет направления использования этой прибыли. Предприятие в лице генерального директора главного бухгалтера осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, ведет статистическую отчетность. Известно, что от степени ликвидности баланса гостиницы зависит ее платежеспособность [19, с. 79]. Для оценки платежеспособности гостиницы "Elite" можно использовать показатели платежеспособности (финансовой устойчивости). Анализ платежеспособности гостиницы характеризует структуру источников финансирования ресурсов, степень финансовой устойчивости и независимости гостиницы, источников финансирования деятельности.
Используя баланс и отчет о финансовых результатах гостиницы "Elite", произведем расчеты основных экономических показателей финансового состояния. Анализ платежеспособности гостиницы осуществляется с помощью следующих коэффициентов, приведенных в таблице (таблицы 1, 2).
Таблица 1.
Анализ платежеспособности гостиницы "Elite" за 2014 – 2015 год
№ п/п |
Наименование |
Значение коэффициента |
1. |
Коэффициент платежеспособности |
0,8 |
2. |
Коэффициент финансовой зависимости |
1,2 |
3. |
Коэффициент платежеспособности |
1,0 |
4. |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,7 0,2 |
5. |
Коэффициент маневренности |
0,1 |
6. |
Коэффициент концентрации привлеченного капитала |
0,3 |
7. |
Коэффициент структуры долговременных вкладов |
0,2 |
8. |
Коэффициент долговременности привлечения средств займа |
0,2 |
9. |
Коэффициент структуры привлеченного капитала |
0,6 |
10. |
Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала |
0,3 |
11. |
Коэффициент участия собственных и долговременных занятых средств в материальных запасах |
36,5 |
12. |
Коэффициент отношения производственных активов к стоимости имущества |
0,5 |
13. |
Коэффициент финансирования |
4,8 |
14. |
Коэффициент инвестирования |
0,5 |
Коэффициент платежеспособности (автономии) – определяется как отношение собственного капитала предприятия к итогу баланса предприятия. Этот показатель показывает удельный вес собственного капитала в общей сумме средств, авансированных в деятельности предприятия:
Рассчитанный коэффициент соответствует норме (>0,5).
Коэффициент финансовой зависимости – определяется как отношение итога баланса гостиницы к собственному капиталу:
Коэффициент платежеспособности – определяется как отношение источников собственного капитала плюс долговременные кредиты и займы к итогу баланса:
Показатель в норме (>0.6).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – определяется как отношение величины чистого оборотного капитала к величине оборотных активов предприятия. Этот коэффициент показывает обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами.
или
Таким образом, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в норме, т.к. и на начало и на конец анализируемого периода (<0.5). Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1.
Коэффициент маневренности – определяется как отношение чистого капитала к собственному. Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. какая часть вложена в оборотные средства, а какая капитализировала, а также характеризует степень мобильности (гибкости) использования собственных средств гостиницы.
Анализируемый показатель находится в норме (>0.20)
Коэффициент концентрации привлеченного капитала – определяется как отношение привлеченного капитала к валюте баланса:
Показатель находится в норме (<0.5).
Коэффициент структуры долговременных вкладов – находится как отношение долгосрочных обязательств к необоротным активам:
Показатель в норме (<0.3).
Коэффициент долговременности привлечения средств займа – находится как отношение долговременных обязательств к долговременным обязательствам плюс собственный капитал:
Показатель в норме (<0.3).
Коэффициент структуры привлеченного капитала – определяется отношением долговременных обязательств к привлеченному капиталу:
Анализируемый показатель в норме (<0.4).
Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала (финансового риска) – определяется как отношение привлеченного капитала к собственному:
Данный показатель находится в норме (<1).
Коэффициент участия собственных и долговременных занятых средств в материальных запасах – определяется как отношение всего из раздела 1 пассива плюс долго- и средне временные займы запасам и издержкам:
Анализируемый показатель в норме (<1).
Коэффициент отношения производственных активов к стоимости имущества – определяется как отношение основных фондов, производственных запасов, незавершенного производства, издержки будущих периодов к валюте баланса:
Данный показатель в норме (>0.7).
Коэффициент финансирования – находится как отношение собственного капитала к привлеченному капиталу:
Показатель в норме (>1).
Коэффициент инвестирования – это отношение собственного капитала к необоротным активам:
Данный показатель в норме (>0.6) [5, с.305].
Для оценки экономической эффективности гостиницы "Elite" необходимо провести анализ рентабельности. С ним можно познакомиться в таблице (Таблица 2).
Таблица 2.
Анализ рентабельности гостиницы "Elite"
№ п/п |
Показатель |
Год |
|
2014 |
2015 |
||
1. |
Доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг), тыс. тг. |
1985,7 |
2165,0 |
2. |
Затраты на производство и сбыт, тыс.тг. |
2392,0 |
2909,2 |
3. |
Чистая прибыль (убыток), тыс. тг. |
(1093,5) |
(1105,0) |
4. |
Затраты на оплату труда, тыс. тг. |
459,7 |
400,6 |
5. |
Собственный капитал, тыс. тг. |
15232,6 |
14864,4 |
6. |
Рентабельность собственного капитала, % |
- 7,2 |
- 7,4 |
7. |
Рентабельность деятельности гостиницы, % |
- 45,7 |
- 38,0 |
8. |
Рентабельность фонда оплаты труда, % |
- 237,9 |
- 275,8 |
Коэффициеннт общей реннтабельнности характеризует эффективнность деятельнности предприятия. В 2014 году этот показатель составил (– 45,7 %) к общей реннтабельнности < 1, что свидетельствует о ннеэффективнной деятельнности гостинницы "Elite", это зависит от знначительнных затрат и ннебольшом доходе, что привело к формированнию убытка в размере 1093,5 тыс. тг. В 2014 году и 1105,0 тыс. тг. – в 2015. Отрицательнное знначенние имеют также коэффициеннты реннтабельнности собственннного капитала и фоннда оплаты труда.
Рассчитав эти показатели, можнно сделать следующий вывод о финнаннсовом состояннии гостинницы. Гостинница "Elite" финнаннсово ннеавтонномнна, т.е. онна нне обеспеченна достаточнным количеством собственннных средств, а собственннный капитал и все активы гостинницы используются нне достаточнно эффективнно. Следует отметить, что исследуемая гостинница имеет нне достаточнно большие объемы реализации турпродуктов и отдельнных услуг, что привело к знначительнному убытку.
Данннный финнаннсовый аннализ показывает оснновнные проблемы эконномической деятельнности гостинницы "Elite". Поэтому ннеобходимы срочнные меры по ликвидации убытка и оздоровленния гостинницы, оснновнным мероприятием которого является разработка эффективнной эксплуатационннной программы.
Глава 3. Пути совершеннствованния управленния доходами, издержками и прибылью "Elite"
Эксплуатационннная программа является исходнным разделом планна хозяйственннной деятельнности предприятия по размещеннию туристов.
В целом планн эксплуатационннно-финнаннсовой деятельнности предприятия гостинничнного типа включает следующие разделы:
эксплуатационннная программа (программа использованния нномернного фоннда);
планн дохода от эксплуатационннной деятельнности;
планн дохода от дополннительнных услуг и вспомогательнных подразделенний;
планн по труду и заработнной плате;
планн по затратам нна предоставленние гостинничнных услуг (планновая схема расходов);
планн по прибыли от всех видов деятельнности;
прогнноз деннежнных потоков;
планн повышенния качества эксплуатационннной деятельнности;
планн мероприятий по обеспеченнию планна эксплуатационннно-финнаннсовой деятельнности.