Файл: Изучение управления доходами, издержками и прибылью организации индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Широкий обмен опытом работы, деловые встречи, туризм требует увеличения потребности в гостиничном обслуживании.

Активное развитие внутреннего и межгосударственного туризма требует увеличения гостиничной базы, повышения качества обслуживания и уровня организации всего гостиничного хозяйства. Это касается архитектурных форм, интерьеров, инженерно-технического оснащения организации и технологии приема и обслуживания гостей. Выход на международный туристический рынок, широкое привлечение иностранных туристов связаны с необходимостью обеспечить высокий уровень гостиничного сервиса, не ниже принятого в других странах. От этого зависти как рентабельность гостиниц, так и внешнеполитический престиж страны.

Учитывая, что поток гостей не стационарен и меняется в течение года, месяца, недели, как по интенсивности, так и по составу, система управления в гостинице должна обеспечить эффективное и качественное обслуживание любого потока и любой категории гостей [1, с. 123].

Схема управления самой гостиницей, с другой стороны, строится в зависимости от ее вместимости, разряда и состава помещений и оборудования. Количество обслуживающего персонала гостиницы определяется руководством гостиницы. Как принят гость города в гостинице, и какие в ней условия – приезжие граждане судят о городе, гражданах и руководстве города [2, с. 76]. Поэтому гостиничному хозяйству должно уделяться должное внимание.

Для того, чтобы правильно и умело вести гостиничное хозяйство, необходимо обладать максимум знаний по организации сервиса для проживания, уметь планировать и разумно вести хозяйственный расчет, разбираться в законодательных актах, нормативных документах т.д.

Стремительные темпы развития мирового туризма за последнее время приводят в течение каждых пяти лет к увеличению примерно в два раза количества персонала, занятого в сфере мирового туризма и в полтора раза – расходов населения на туристические поездки в мире.

В настоящее время существует огромный интерес к туризму и в Казахстане, стране, обладающей большим туристическим потенциалом.

Каждое 16-е место в мире приходится на туристический бизнес. В мировом экспорте туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефтепродуктов и автомобилей.

Туристический бизнес привлекает предпринимателей небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.


Целью данной курсовой работы является изучение управления доходами, издержками и прибылью организации индустрии гостеприимства.

Задачами курсовой работы являются: характеристика доходов и издержек предприятия размещения туристов, расчет показателя эффективности эксплуатации гостиничных мест, анализ дохода, издержек и прибыли гостиницы, организационная характеристика и оценка финансово-экономического состояния гостиницы, так же предложены пути совершенствования управления доходами, издержками и прибылью гостиницы.

В качестве объекта изучения в курсовой работе представлен процесс управления доходами гостиницы "Elite".

Глава 1. Особенности управления эксплуатационной программой гостиничного хозяйства

1.1 Характеристика дохода и издержек предприятия размещения туристов

Важной составляющей обслуживания туристов является размещение их на ночлег и проживание вне места постоянного жительства. Услуги по размещению туристов предоставляет сеть предприятий гостиничного типа. С точки зрения бизнеса эти предприятия производят и предлагают на рынке свой товар в виде услуги или комплекса услуг. Качество услуги оценивается потребителем после ее предоставления. Если услуга не оказана клиенту, то гостиница упускает доход, что может сказаться отрицательно на ее будущей работе [3, с. 134].

Экономика гостиничного предприятия определяется структурой доходов и расходов. Типовые данные о доходах и расходах типового для мировой индустрии гостиничного предприятия публикуют ВТО, МГА и другие ассоциации, специализированные исследовательские и маркетинговые компании.

Основными факторами, определяющими доход гостиничного предприятия, являются загрузка номерного фонда и цена на гостиничные услуги (стоимость номера, питания, дополнительных услуг). Для отелей высокой комфортабельности показатель среднегодовой загрузки номерного фонда увеличивается в последнее время, что свидетельствует о стабильности экономики гостиничной индустрии [4, с. 88].


По данным ВТО, среднестатистическая доходность различных видов услуг предприятия размещения для усредненной комфортабельной гостиницы имеет следующую структуру (% к доходу от всех видов гостиничных услуг):

доход от услуг размещения – 55%;

доход от предприятий питания – 25%;

доход от продажи напитков в буфетах, барах, ночных клубах 10%;

доход от реализации дополнительных услуг – 3%;

доход от сдачи помещений в аренду – 2% [5, с. 16].

Остальные 5% приходятся на доход от средств связи, телефонных разговоров и прочих доходов, не включенных в выделенные группы.

План доходов от основной деятельности предприятий гостиничного типа составляется на основе эксплуатационной программы, выраженной в денежной форме. Поэтому расчет плана дохода от реализации услуг по предоставлению спальных мест в предприятиях размещения туристов осуществляется с учетом планового количества место-дней и тарифов за одно спальное место в сутки. Поскольку тарифы на размещение клиентов дифференцированы по категориям номерного фонда, то расчет дохода (выручки) от реализации номеров (спальных мест) осуществляется по формуле:

(1.1)

где, - выручка от реализации номерного фонда в плановом периоде;

n – количество (от 1 до n) категорий гостиничных номеров;

- плановое количество место-дней (суток размещения) в номере і-й категории;

- тариф за сутки размещения туриста в номере і-й категории;

Тариф за услуги предприятий гостиничного типа по размещению туристов, кроме себестоимости, прибыли предприятия, включает еще и налог на добавленную стоимость [6, с. 94]. Доход от сдачи гостиничных мест под размещение туристов включает также плату за бронирование мест, доплату за пребывание в номере свыше полных суток. В некоторых гостиницах Украины применяются сезонные надбавки. Кроме дохода от сдачи номеров под размещение туристов, доход гостиниц формируется за счет реализации прочих услуг и сдачи в аренду площадей другим предпринимателям. Планирование доходов от прочих видов предоставляемых гостиницей услуг ведется методом прямого счета или опытно-статистическими методами.

После определения доходов от всех видов деятельности составляется сводный план дохода по предприятию:

Vвал = Vнф + Vбр + Vдр.ус. + Vар + Vпр.деят., (1.2)

где Vвал – плановая сумма дохода от всех видов деятельности (валовой доход);


Vнф – плановая выручка от сдачи номерного фонда под размещение клиентов;

Vбр – доход от предварительного бронирования мест в гостинице;

Vдр.ус. – доход от предоставления других услуг;

Vар – доход от сдачи помещений в аренду другим предпринимателям;

Vпр.деят. – доход от прочих видов деятельности [7, с. 103].

Разработка эксплуатационной программы предприятий размещения туристов завершается составлением плана повышения качества обслуживания клиентов и мероприятий по выполнению этого плана. Особое внимание должно уделяться освоению новых технологий в гостиничном бизнесе.

Что касается издержек, то они учитываются на всех этапах производства туристического продукта и находят свое конкретное воплощение в цене. Производство туристического продукта и оказание туристической услуги требует определенных трудовых и материальных затрат. Эти затраты представляют собой издержки производства туристического предприятия – экономическую категорию, отражающую затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию туристического продукта (услуги) и выраженную в денежной форме. Издержки производства представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение туристическим предприятиям своих функций [8, с. 56].

Принята классификация издержек производства по следующим группировочным признакам:

по экономическим элементам затрат;

по способу отнесения на себестоимость туристического продукта;

по статьям себестоимости (калькуляция);

по периодичности возникновения (текущие, единовременные, ежедневные и т.д.);

по возможности охвата планом (планируемые, непланируемые);

по целесообразности расходования (производительные, непроизводительные);

по роли в производстве туристического продукта;

в зависимости от объема продукции (постоянные, переменные) и др.

По способу отнесения на себестоимость туристического продукта издержки делятся на прямые и косвенные. Прямые (контролируемые) издержки связаны непосредственно с работой предприятия и представляют собой расходы, связанные с туристическим продуктом. К косвенным (неконтролируемым) издержкам относятся заработная плата административно-управленческого персонала, бухгалтерии и т.д. [9, с. 73]

Все затраты независимо от того, куда они относятся – на себестоимость или на финансовые результаты – делятся на переменные, постоянные и смешанные.

Переменные затраты находятся в зависимости от объема продаж. Эту зависимость вывел немецкий ученый К. Меллерович. Он же ввел понятие коэффициента реагирования затрат или загрузки:


Постоянные затраты не находятся в прямой зависимости от объема продаж, но до определенного периода. С вводом в действие основных фондов и иных факторов размер постоянных издержек меняется [10, с. 113].

Деление затрат на переменные и постоянные условно. Часть затрат в определенной ситуации переходит из разряда переменных в постоянные. В долгосрочном плане все затраты переменные, в краткосрочном – постоянные [11, с.56-57].

Основную долю издержек составляют заработная плата и связанные с ней выплаты (27-32%), т.к. гостиничное хозяйство требует большого количества обслуживающего персонала от высококвалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров и маркетологов до большого количества низкоквалифицированных, но тем не менее хорошо оплачиваемых работников, занятых в контактной и вспомогательной службах, поскольку они непосредственно соприкасаются с гостем и создают необходимый комфорт и среду гостеприимства.

Следующей статьей издержек являются эксплуатационннные расходы нна содержанние нномернного фоннда – до 12-14 % общего объема затрат гостинницы. 5-8% составляют затраты нна органнизацию питанния и 1-3 % - нна органнизацию продажи ннапитков. Остальнные издержки распределяются примернно следующим образом:

админнистративнные расходы – 3-4%;

амортизационннные отчисленния – 3-4%;

содержанние и ремоннт оборудованния – 3-4%;

эннергонносители – 3-4%;

маркетиннговые исследованния и реклама – 2-3%;

проценнты за кредит – 2-4%;

оплата страховых взнносов – 1-2%;

всевозможнные ареннднные платежи – 1-2%;

гоннорары специалистам по управленнию – 2-3%.

Таким образом, нна образованние дохода гостинницы остается от 17 до 35%. А чистый доход, образующийся после выплаты ннеизбежнных платежей и идущий нна образованние резервнного капитала комфортабельнных отелей, может составлять от 6 до 13% от объема реализации гостинничнных услуг [12, с.76-81]. Естественннно, что разброс данннного показателя для разнного типа отелей будет знначительнно больше. Производство гостинничнного продукта требует высоких материальнных постоянннных затрат при существенннно менньших переменннных затратах. Нехватка средств нна постоянннные затраты сннижает качество гостинничнного продукта и тормозит развитие, особенннно въезднного туризма. Реализация гостинничнного продукта туристам требует высокого профессионнальнного мастерства, искусства стратегического, тактического и оперативнного управленния и высокой выучки персоннала.