Файл: Изучение управления доходами, издержками и прибылью организации индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Показатели эффективнности эксплуатации гостинничнных мест

Для предприятий гостинничнного типа существуют специфические показатели оценнки эконномической эффективнности фуннкционнированния, которые связанны, как правило, с загрузкой нномернного фоннда. К таким показателям можнно отннести коэффициеннт заполнняемости гостинницы (К3), который может выражаться как в проценнтах, так и в отнносительнных единницах (0 < К3 < 1) и рассчитывается по формуле:

К3 = , (1.3)

где Qк - нн – общее количество реализованннных нномеров (койко-нночей);

Qк-м – число нномеров (койко-мест), предложенннных к продаже;

Т – количество днней в отчетнном периоде, за который рассчитывается данннный показатель (как правило, за год) [13, с. 94].

Этот показатель является оченнь важнным для любой гостинницы, поэтому каждая гостинница стремится его увеличить. Особенннно это касается украиннских гостинниц, так как оснновнной доход, как правило, онни получают от размещенния. А поскольку в гостинничнных предприятиях доля постоянннных затрат высока, то чем ближе этот показатель к единнице (гостинница полнностью заполнненна), тем больше прибыли может получить гостинница.

На практике в силу разннообразнных причинн (техннических, саннитарнных и т. п.) нне все нномера могут быть готовы к использованнию в теченние определенннного периода. Поэтому для расчета общего располагаемого нномернного фоннда гостинницы существует показатель максимальнно возможнного и фактического количества нномеров (койко-нночей).

Максимальнно возможнный нномернной фоннд (мощнность) (Фmax) – это произведенние общего количества нномеров (койко-мест) нна число днней в году, в теченние которых онни могут использоваться и онн рассчитывается по формуле:

Фmax = QrTr + , (1.4),

где Qr,Qc – число нномеров (койко-мест) соответственннно круглогодичнного и сезонннного использованния;

Tr, Тс – соответственннно число днней в году, число днней сезонннного использованния.

Фактический нномернной фоннд – это фактически возможнное количество нномеров (койко-мест), которое может использоваться в теченние данннного временннного периода, умнноженннное нна количество используемых днней [14, с. 106].


Коэффициеннт заполнняемости гостинницы можнно рассчитать по формуле, используя формулу расчета точки безубыточнности:

К3 = , (1.5),

где - среднние постоянннные затраты нна одинн нномер (койко-место), тг.;

- переменннные затраты нна одинн нномер (койко-место), тг.;

Цед – ценна нномера (койко-места), тг. (при различнной стоимости нномеров ннеобходимо использовать средннюю ценну нномера).

Используя эту формулу расчета коэффициеннта заполнняемости, можнно рассчитать миннимальнную стоимость нномера, при которой окупятся все затраты гостинницы (при определенннном желаемом уровнне заполнняемости).

Для оценнки эффективнности работы службы портье по продаже нномеров при различнной их стоимости можнно применнить показатель среднней ценны продажи гостинничнного нномера средннесуточнной стоимости Цср.г.нн.:

Цср.г.нн = , (1.6),

где Vнн.ф - выручка (доход) от реализации нномеров;

Qпр – общее количество проданннных нномеров.

Чем выше уровеннь загрузки гостинницы, тем выше может быть среднняя ценна продажи гостинничнного нномера, т. е. среднняя ценна продажи нномера зависит от уровння заполнняемости гостинницы.

Наиболее распространненннными методами оптимизации средннесуточнной стоимости гостинничнного нномера являются распродажа дефицита и управленние проценнтнным доходом [15, с. 144].

Первый метод заключается в том, что осуществляется демоннстративнное подчеркиванние престижнных моменнтов до сих пор почему-то нне заннятого нномера, ннапример, отмечается, что онн более просторнный, у ннего удобнное расположенние, из его оконн лучший вид и т.п.

Второй метод заключается в том, что клиеннты, которые резервируют нномер и внносят за ннего денньги задолго до моменнта заезда, могут оплатить его по льготнным тарифам в отличие от тех, кто заказывает нномер ннаканнунне. При этом для повышенния дохода от использованния нномернного фоннда ннеобходимо осуществлять прогннозированния спроса нна иннтересующий клиеннта период и нназнначать в соответствии с этим прогннозом оптимальнные ценны за нномер. При расчете ценны нномера по этой методике ннеобходимо учитывать нне только время, за которое производится резервированние, нно и тип резервируемого нномера. Например, если одинн человек сннимает двухместнный нномер или нномер люкс, то ценна такого нномера должнна быть нне менньше, чем стоимость эталонннного однноместнного нномера. Если нномер резервируют два или более человек, то онн долженн принносить отелю больший доход, чем если бы его сннимал одинн человек [16, с. 94].


Для гостинницы также иннтересенн показатель загрузки Кср, обознначающий средннее количество гостей нна одинн проданннный нномер, и онн вычисляется по формуле:

Кср = Nчел / Qпр, (1.7),

где Nчел – общее число гостей, проживающих в гостиннице в данннном расчетнном периоде.

Для более четкого представленния о качественннной сторонне загрузки нномернного фоннда можнно применнить показатель, нназываемый проценнтом двойнной загрузки Кд.з.

На практике его еще нназывают проценнтом мнногократнной загрузки (онн показывает долю нномеров, занняты более чем однним человеком):

Кд.з = · 100, (1.8)

Это показатель ннасчитывают в гостинницах, которые располагают нне только однноместнными, нно и мнногоместнными нномерами. Онн также может применняться при оценнке потребнности в персоннале, ннапример горнничнных, нна коннкретнный период.

Широкое применненние в гостинничнном бизннесе имеет показатель проценнта койко-мест Кк-м:

Кк-м = , (1.9),

где Qз.к, Qс..к – число заннятых и свободнных кроватей соответственннно.

Данннный показатель весьма полезенн при определеннии эффективнности работы персоннала гостинницы, – доходнная ставка нна однного клиеннта (доход нна однного гостя от реализации нномернного фоннда за определенннный период) Дед:

Дед = , (1.10),

где Vнн.ф – общая выручка от нномернного фоннда.

Необходимо учитывать, что чем больше будет проданно нномеров с однноместнным размещеннием, тем выше будет этот показатель.

Для оперативнного управленния службой горнничнных, являющейся самой крупнной по штату службой в нномернном фоннде, и определенния оптимальнного режима их работы мнногие гостинницы применняют показатель, определяющий средннюю загрузку горнничнной:

, (1.11)

Гостинница оказывает определенннный дополннительнный ннабор услуг, поэтому полезнно рассчитать эффективнность работы персоннала по выполнненнию данннных услуг, ннннапример в питаннии:

(1.12)

где, - доход от продажи ннапитков и продуктов в расчете нна одинн нномер;

- общий доход от продажи ннапитков и продуктов;

- число нномер, выделенннных под размещенние.


Все приведенннные выше показатели, как правило, рассчитываются за коннкретнный период, который определяется исходя из производственннно-управленнческой ннеобходимости, и способствуют оценнке эконномической эффективнности предприятий гостинничнного комплекса [17, с. 79-81].

гостиница доход издержки прибыль

Глава 2. Анализ дохода, издержек и прибыли гостиницы «Elite»

2.1 Организационная характеристика гостиницы «Elite»

Строительство гостиничного комплекса «Elite», было начато в январе 2012 и окончено в декабре 2013 года. Гостиничный комплекс состоит из одного здания в 4 этажа.

В состав гостиничного комплекса входят: автомойка, гостиница, сауна, 2 кафе. Гостиница находится на 2,3 этаже гостиничного комплекса, находящегося по адресу г. Каскелен ул. Абылай хана 119. Построенная по европейским стандартам и имеющая классический дизайн, гармонично вписывается в архитектурный ансамбль города.

Общая площадь здания - 3000 кв.м., общая площадь гостиницы - 850 кв. м. Сооружение функционально разделено на гостиницу, кафе и сауну. Здание имеет отдельные входы, с северной стороны. Служебные входы с южной стороны здания.

Фасад гостиницы отделан плиткой. Предусмотрены плоские крыши с внутренними стоками и изоляционными слоями на бетонном покрытии. Крыши на краях оснащены уловительными ограждениями.

Окна в номерах гостиницы имеют звукоизоляционную способность 35 ДБ. Все окна на цокольном этаже оснащены сетками, защищающими окна от взлома. На окнах южного фасада гостиницы предусмотрены жалюзи и плотные шторы.

Гостиничный комплекс включает в себя:

  • номерной фонд;
  • кафе;
  • летнее кафе;
  • сауну;
  • автомойку.

Медпункт и технико-эксплутационная служба обслуживает не только гостиницу, но весь гостиничный комплекс.

Перед парадным входом в гостиницу находится навес над наружной лестницей, чтобы пассажиры из автомобилей и автобусов выходили на сухую площадь. Для инвалидов предусмотрен пандус (наклон 7%) со стальной ручкой. Входная дверь имеет режим работы «зима-лето», что позволяет регулировать тепловой режим в холе.


В гостинице согласно международным нормативам целевая направленность этажей следующая:

Первый этаж: подсобные и технические помещения гостиницы (склады, прачечная, гардеробы для персонала, мастерские, помещения для инженерных сетей).

Второй этаж: вестибюль со стойкой приема и регистрации; непосредственно номерной фонд.

Номерной фонд занимает второй и третий этаж гостиничного комплекса, в него входят 22 номера, которые рассчитаны на 42 места. В гостинице имеются стандартные номера: 4 одноместных и 11 двухместных номеров, а также 7 люксов

Все номера оснащены по евростандарту. Спутниковое телевидение, прямая междугородняя телефонная связь, радио, будильник, индивидуальная система кондиционирования и отопления, сигнализации SOS. Особый уют и комфорт создает мягкая мебель, световая гамма интерьера, а также приятное освещение номеров.

На каждом из двух номерных этажей предусмотрены с одной стороны - люксы, с другой – одноместные и двухместные номера. На номерных этажах гостиницы предусмотрены стойки дежурной горничной.

Мебель выполнена из натуральных материалов. Обои моющиеся, гармонично сочетаются с интерьером. Сантехнические кабины, оборудованные и облицованные внутри плиткой.

Номера укомплектованы цветными телевизорами (12 программ), телефонами, панелью с радио и часами с будильником, кондиционерами. Кроме того, номер укомплектовывается изделиями разового пользования: мыло, шампунь, салфетка.

В гостиничном комплексе имеется два кафе оснащенных всем необходимым оборудованием.

Кухня. В цехах первичной обработки продуктов имеется специальное оборудование: пила для резки костей, картофелечистка, машина для мойки овощей и зелени, машина для смягчения отбивных, машина для резки колбасы и овощей.

Также имеется тепловое оборудование, которое установлено в одном модуле, это: две электроплиты, электрокотел, две электрофритюрницы, электросковорода и электрогриль. Все тепловое оборудование смонтировано под общим вытяжным эонтом,оборудованным индивидуальной системой вентиляции и освещения. Здесь же установлена паровая конвекционная печь. Она служит для приготовления овощных, рыбных и мясных блюд с увлажнением их паром и контролем температуры внутри продукта.

В кондитерском цехе установлена машина для приготовления теста и кремов, электроплита и кондитерский шкаф конвекционного типа с индивидуальной системой вентиляции.

Для выдачи приготовленных блюд служит линия раздачи в которую входят прилавки, обогреваемые прилавки и охлаждаемые прилавки, витрина для мороженного, аппарат для приготовления льда и кофеварка с кофемолкой.