Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Практические аспекты управления современной организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многообразие видов управления на этом не заканчивается. Например, можно вспомнить те, что связаны с его функциональной специализацией (управление сбытом, финансами, персоналом, транспортом и т.д).

Управление может осуществляться только при условии, что есть реально действующая система, которая является органичной частью организации, называющейся системой управления.

Под системой понимается совокупность элементов, которые находятся в отношениях и связаны друг с другом, они образуют определенную целостность, единство. Основные системные принципы:

- целостности свойств системы к общему количеству свойств элементов, которые ее составляют;

  • структурности;
  • взаимозависимости между структурой и средой;
  • иерархичности;
  • множественности описания каждой системы.

Стоит отметить, что такая система управления обладает определенной структурой, то есть состоит из совокупности элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий. Благодаря им происходит реализация процесса управления и возникают новые целостные свойства, которые называют эмерджентными [24, с. 98].

Для системы управления предприятием существует ряд требований, которым она должна соответствовать:

  • обладание высокой степенью гибкости;
  • наличие адекватной сложной технологии производства, которая требует соответствующего контроля, организации разделения труда;
  • оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;
  • учет конкуренции на соответствующем рынке товаров (услуг);
  • учет требований к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;
  • обеспечение высокой эффективности управления предприятием;
  • обеспечение развития организации;
  • внедрение достижений науки и передовой практики;
  • саморегулирование, чтобы оперативно фиксировать любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.), а также сразу же вырабатывать и предпринимать контрмеры, которые вернут систему управления в прежнее нормальное состояние.

Рисунок 1.1 - Основные элементы организации

Связь считает значимым элементом любой системы управления. Связь представляет собой существенный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. В роли единичного акта связи выступает воздействие. Связи делятся на прямые, обратные, вертикальные, горизонтальные, что и можно рассмотреть на примере связей между элементами любой организации (рис. 1.1).


Прямая связь представляет собой управленческие команды, решения, рекомендации, которыми субъект управления воздействует на объект [28, с. 91].

Обратная связь представляет собой информацию, исходящую от объекта управления к субъекту управления. Наличие обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом оказывает влияние на поступающие на него воздействия. Обычно обратная связь выступает в качестве важного регулятора в системе управления.

Приведенные прямые и обратные связи относят к вертикальным. Помимо них есть еще и горизонтальные, которые позволяют реализовать

неформальные отношения, позволяющие предавать знания и навыки, обеспечивать координацию действий субъектов, находящихся на одном уровне, для достижения поставленных перед системой управления целей.

При этом, по мнению автора существующие подходы не предусматривают совокупного взаимодействия подсистем менеджмента, его связей и коммуникаций, основанных на эффективной реализации функций менеджмента (планирования, организации, мотивации, контроля, учета и координации).

Рисунок 1.2 - Основные элементы предлагаемой системы управления на основе «функциональной модели менеджмента»

В связи с этим, «система управления», по мнению автора, представляет собой совокупность управляющей и управляемой подсистем управления процессами и подразделениями, информационной поддержки и коммуникаций между ними, для достижения целей функционирования хозяйствующего субъекта, на основе эффективной реализации функций менеджмента. То есть автор считает (рисунок 1.2), что только эффективная реализация функций менеджмента «управляющей системой» позволит результативно осуществлять деятельность организации во всех направлениях всеми её структурными подразделениями - производственными, кадровыми, финансовыми и т.д.

Кроме того, подсистема управления производством организации (рис.

  1. , предложена в виде 5-ти обеспечивающих блоков: организационного, исполнительного, аналитического, информационной поддержки, управления процессами, и коммуникаций.

Авторские определения данной категории позволяет расширить существующую область знаний, и в последующем сформировать методику оценки и повышения эффективности системы управления исследуемой организации на основе функциональной модели менеджмента.

В упрощенном виде систему управления состоит из двух подсистем, а также из прямых и обратных связей. Первая подсистема управляющая (субъект управления), а вторая - управляемая (объект управления). На счет системы менеджмента современной организации есть разные представления. По мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова в системе управления есть три подсистемы. В качестве первой подсистемы выступает управленческие органы, подразделения и исполнители, которые выполняют поставленные перед ними задачи, а также все методы, необходимые для осуществления управления. Эту подсистему можно воспринимать как совокупность организации, технологий и методов управления. Она выступает в роли некого «остова» системы управления и называется структурнофункциональной.


Информационно-поведенческая является второй системой. Среди ее основных блоков представлены:

  • управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
  • интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;
  • информация и коммуникации в системе управления.

Совокупность данных блоков в основном охватывает всю изучаемую

подсистему, при том, что у некоторых систем управления вполне могут быть и дополнительные блоки (блоки национальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т. д.). Из-за ускоренного и расширенного распространения информации сильно возросла значимость данной подсистемы. [33, с. 95].

В роли третьей подсистемы выступает подсистема саморазвития системы управления. Она возникла из-за наличия у системы управления желания совершенствоваться, искать и разрабатывать прогрессивные идеи, а также осуществлять их внедрение в практику. Эта подсистема не просто отражает описанные качества, но и помогает их воспроизводить, распространять и воплощать.

Эту подсистему можно разделить на две части, где первая - способствует совершенствованию и развитию системы управления, а вторая - помогает ей развиваться. Большинство авторов, таких как О. С. Виханский, А. Б. Кабушкин выделяют три подсистемы системы управления организацией по функциональному признаку, такие как: система информации, планирования и система решений [38, с. 91].

Профессор Р.А. Фатхутдинов считает, система менеджмента организации состоит из 4 подсистем: целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей.

Целевая подсистема системы управления организации включает такие компоненты, как: улучшение качества выпускаемых товаров и услуг, рациональное использование ресурсов, расширение рынка сбыта продукта, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

Среди компонентов обеспечивающей подсистемы системы управления присутствуют: методическое и правовое обеспечение, обеспечение ресурсами и информацией.

Функциональную подсистему составляют: маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование.

Управляющая подсистема системы управления организации представлена: управлением персоналом, социологией и психологией менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений, процессом анализа в принятии решений, прогнозом в рамках принятия решений.


1.2. Направления совершенствования системы управления персоналом

Решающая роль в формировании новой кадровой политики принадлежит топ - менеджерам предприятий, при которых идет тиражирование успешных апробированных стратегий. Таким образом, в рамках холдингов складываются корпоративные технологии управления персоналом. Главная задача текущего периода для менеджмента предприятий – получение наибольшей прибыли путем наиболее эффективной работы. [11.C.54]

Человеческие ресурсы ценны не сами по себе, а именно как ресурсы для получения прибыли. В традициях рационализации производственного процесса приоритеты кадровой политики выбираются разные, но, в общем и целом, все они связаны с качеством выполняемой работы. [20.C.54] А практики управления персоналом при этом ориентируются на поддержание, создание и/или повышение качества человеческих ресурсов. Существенные атрибуты традиционных практик управления персоналом продолжают воспроизводиться на отечественных предприятиях: статус кадровых служб остается достаточно низким; процесс управления персоналом во многом остается децентрализованным и «размазанным» по всему управленческому аппарату; прием и увольнение персонала выполняют одни линейные руководители, вознаграждение и стимулирование – другие; службам персонала остается только оформлять и регистрировать эти решения. [31.C.65]

В рамках новой корпоративной культуры могут возрождаться и прежние, советские, практики: традиции трудовой этики и поведения сочетают с привнесением элементов западного стиля мышления, что в совокупности и определяет общую идеологию развития предприятия, обусловленную необходимостью приобщения к международным принципам и стандартам ведения бизнеса и деловой культуры. [8.C.43]

Среди новых основополагающих принципов следует выделить: продвижение идей приоритета менеджмента над производством; ориентация, в первую очередь, на рыночную конъюнктуру и тщательный анализ динамики экономической среды; изменение стереотипов советского мышления, касающихся стиля поведения руководителя и подчиненного на рабочем месте, высокие требования к качеству выполняемой работы. Характерной чертой в практиках управления персоналом предприятий, находящихся в кризисной ситуации, становятся тенденции поиска резервов рабочей силы «внутри» хозяйственной системы и совмещение функций. Используя закрытую кадровую политику, менеджмент предприятий таким образом укрепляет социальную организацию предприятия. [13.C.21]


Инновации в управлении персоналом происходят вслед за изменением общего проекта и структуры управления, происходящей смены собственника, вхождения предприятия в холдинг. Маркерами изменений выступают смена приоритетов в управлении: от производственных подразделений к «рыночным»; переход на более высокий уровень технологичности; приход молодых профессионалов-управленцев [15].

Выводы:

Таким образом, обновление модели управления персоналом выражается и в модернизации прежних форм, и во внедрении (в качестве дополнительных) ряда норм из рыночных экономик с их институтом наемного труда. Но очевидно, что, несмотря на глубокие структурные сдвиги в рыночной и производственной политике фирм, в кадровой политике наблюдается и преемственность, связанная с использованием советских традиций.

Глава 2. Практические аспекты управления современной организацией на примере ОАО «Спецэнергомонтаж»

2.1. Анализ системы управления организацией

Специализированная ремонтно-монтажная компания Акционерное общество «Спецэнергомонтаж» (АО «СЭМ»); была основана в 1999 году на основе Волжского монтажного Управления Всесоюзного треста «Спецгидроэнергомонтаж».

АО «СЭМ» осуществляет широкий спектр строительно-монтажных и ремонтных работ любой сложности и разных объёмов:

  • монтаж, ремонт и реконструкция основного и вспомогательного гидросилового, гидромеханического оборудования гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений различных типов;
  • монтаж и ремонт оборудования компрессорных и насосных станций, грузоподъемных кранов и механизмов, подъёмных сооружений, сосудов, работающих под давлением и других объектов, подведомственных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • изготовление, монтаж и ремонт металлоконструкций, зданий и сооружений;
  • монтаж технологического оборудования предприятий различных отраслей промышленности, в том числе пищевых производств;
  • электромонтажные работы любой сложности;
  • механическая обработка и изготовление деталей.