Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Практические аспекты управления современной организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время проблема качественного управления организациями, в частности производственными предприятиями, стоит весьма остро. Современное развитие рыночных отношений, глобализация производств и выход их на мировой уровень требуют эффективной, гибкой и точной систем управления предприятием, включая и разработку мероприятий по повышению эффективности управления.

Крупные организации, как правило, имеют разветвленную управленческую структуру, включающую ряд стандартных и ряд возможно специфических (антикризисный отдел, креативный отдел) структурных подразделений, или отдельных должностных лиц, что предусматривает сложную систему коммуникаций. Внутриорганизационное взаимодействие весьма разнообразно, начиная от формализованных коммуникационных каналов и заканчивая неформальными, спонтанными, импульсивными и казуальными контактами для решения различных производственных проблем, что в научных исследованиях не исследовано в полной мере.

Управленческая деятельность предполагает определенную технологию менеджмента, под которой можно понимать установленную упорядоченную серию управленческих решений, методов и способов их реализации, доведения до исполнителей, контроль исполнения, получение обратной связи. Технологичность управления отменяет спонтанность, импульсивность и казуальность принимаемых решений, и облекает управление в стройную гармоничную конструкцию продуманных решений.

Актуальность темы исследования заключается в том, что эффективное управление организацией является одним из основных факторов, обеспечивающих результативность функционирования хозяйствующего субъекта в целом.

Целью исследования является разработка теоретико-практических мероприятий по совершенствованию системы управления АО «Спецэнергомонтаж».

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  1. Проанализировать теоретические аспекты системы управления

организацией.

  1. Провести оценку системы управления АО «Спецэнергомонтаж» и выявить ее основные проблемы.

Объектом исследования выступает АО «Спецэнергомонтаж», основным видом деятельности которого является предоставление услуг в области энергетики .

Предмет исследования - способы и инструменты обеспечивающие результативность системы управления АО «Спецэнергомонтаж».

Информационную базу исследования составили труды российских и зарубежных авторов, отчетность о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также собственные исследования и расчеты автора.


Глава 1. Особенности управления современными организациями

    1. Содержательная характеристика системы управления организацией

В широком смысле управление являет собой определенный тип взаимодействия объектов, где один будет выступать в качестве субъекта, а другой в роли объекта управления. Такое взаимодействие обладает рядом характерных особенностей:

  • от субъекта управления к объекту поступают команды, содержащие важные рекомендации о том, как должен функционировать объект управления;
  • объект управления должен действовать в соответствии с полученными импульсами от субъекта управления, а также учитывая условия сложившийся ситуации.

К примеру, мастер осуществляет организацию работы участка. Он относится к менеджерам низшего звена, то есть является субъектом управления в данном случае, в то время как рабочие выступают объектами управления. В обязанности коммерческого директора управления входит организация работы коммерческих подразделений организации. При этом он является субъектом управления, а упомянутые подразделения - объектами.

Под субъектом управления понимается звено или часть системы управления, которая воздействует на объект управления. Управление может иметь единоличный, коллегиальный и коллективный характер, то есть осуществляться менеджером, группой руководителей или собранием акционеров соответственно. Они будут выступать в качестве субъектов управления, в первом случае команды будут исходит от индивидуума, а в двух последних от группы лиц, подразделения или органа управления [8, с.91].

Группу объектов управления составляют: работник, группа лиц, трудовой коллектив. Однако в качестве объектов управления могут также выступать: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

В процессе деятельности организацией используются материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Из этого можно сделать вывод, что в качестве объектов управления - ресурсов могут выступать:


  • запасы товаров;
  • совокупность всех денежных средств предприятия;
  • информационный массив;
  • персонал организации.

Функционирование любой организации сопряжено с протеканием множества процессов, которые начинаются с процесса управления и заканчиваются производственным процессом. Особой важностью обладают части производственного процесса, которые связаны со снабжением, производством и сбытом продукции. Получается, что среди объектов управления — процессов могут быть:

  • производственный процесс;
  • торгово-технологический процесс;
  • маркетинговая деятельность предприятия;
  • материально-техническое снабжение предприятия и т. д.

Результаты или выходы системы включают: степень качества

продукции, уровень затрат, рентабельность и прибыль, а также объемы производства и реализации товаров. Исходя из этого в категорию объектов управления-результатов относят:

  • качество производимых товаров или оказываемых услуг;
  • результаты управленческой или производственной деятельности;
  • производительность труда;
  • производственные или управленческие затраты и т. д.

Стоит учесть и иные формы определения понятия управления. Так, по Мескона М.Х., управление является «особым видом деятельности, который превращает неорганизованную толпу в производительную группу, действующую целенаправленно и ориентированную на результат» [27, с. 128]. С точки зрения американского ученого К. Киллена, управление представляется «выполнением работы чужими руками». По мнению Робертса Дж., управление является ничем иным как, «искусством точного определения того, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом» [32, с. 68].

Зачастую отечественные авторы в значительной мере сводят управление к воздействию субъекта управления на объект. Они склонны рассматривать управление, как одностороннее действие, которое направлено на объект, а это, в свою очередь, приводит к тому, что выводы о сущности управленческой деятельности оказываются неверными. Из-за подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта их субординационным расположением за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало управления — противоречие между субъектом и объектом. Поэтому как учитывались возможность и готовность объекта управления выполнять управленческие команды, если они рассматриваются только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет не адекватной фактическим возможностям осуществления управления. Из этого следует, что рассмотрение управление исключительно с позиций субъекта управления некорректно.


Господствующим подходом к управлению на сегодняшний день считается тот, в котором результат управляющего воздействия прямо пропорционален приложенным усилиям. Это актуально для управляемых систем, которые находятся в равновесном состоянии с окружающей средой и внутренними процессами.

Те системы, которые пребывают в сильно неравновесном состоянии, начинают подчиняться законам нелинейного характера. Это происходит по причине непропорциональности отклика системы на силу воздействия на нее.

Взаимодействие субъекта с объектом управления к тому же требует комплексного характера отношения между ними. На каждом уровне управление при этом главенствуют какие-то определенные виды отношений. Самым распространенным видом отношений управления являются те, что основаны на экономических отношениях. Для управления определяющими являются два типа отношений. Первые отношения возникают при разделении и кооперации труда на протяжении совместной деятельности ассоциированных собственников, а вторые - отношения найма или возмездные отношения возникают между собственниками и пользователями средств производства.

Управление считается реальным, если удовлетворяются два условия: есть потребность и возможность субъекта управления управлять, а у объекта управления возможность выполнять управленческие команды.

В зависимости от цели, которую преследует субъект управления, его управленческая деятельность будет приобретать определенную направленность. При совпадении целей управления с целями самого субъекта в процессе управленческой деятельности будет отмечаться ориентированность субъекта на эффективное управление.

Чтобы субъект управления мог осуществлять управленческую деятельность необходимо соблюдение двух условий:

  • организационно-техническое обеспечение, которое заключается в наличии у работников нужных каналов для связи и передачи информации, требуемой техники управления;
  • наличие рычагов воздействия на объект управления, необходимых для побуждения объекта к выполнению управленческих команд, или, другими словами, возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды [31, с. 136-137].

Так, если объект управления не является собственником средств производства, то его готовность исполнять управленческие команды находятся в прямой зависимости от степени удовлетворения его потребностей по итогу, а производственные возможности определяют его возможность выполнять команды. В этом случае для разрешения противоречия между субъектом и объектом управления важной создать стимулирующий механизм. В том случае, когда объект управления является собственником, возможность управлять им определяется механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, где интересы собственника доминируют [22, с. 91].


Видов управления достаточно много. В табл. 1.1 приведены в основном противостоящие по противоположным качествам основные виды управления.

Таблица 1.1 - Видовая классификация управления организацией

Признак классификации

Виды управления

Источник управленческого воздействия

Централизованное, децентрализованное

Адаптивность(приспособляемость)

Адаптивное, консервативное

Временной фактор

Стратегическое, тактическое

Расположение субъекта управления по отношению к объекту

Внешнее, внутреннее

Подготовленность управленческого персонала

Любительское, профессиональное

Способ выработки управленческого решения

Коллегиальное, единоначальное

Стиль управления

Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное

Тип управленческих взаимосвязей

Субординационное, координационное

Отношение к субъекту управления или восприятие воздействия

Принудительное, доверительное

Системность управления

Несистемное, системное

Используемые в управлении знания

Научное (теоретическое), эмпирическое (практическое)

Уровень управления

Государственное, региональное, муниципальное и т. д.

Направленность управления

Горизонтальное, вертикальное

Эффективность управления

Эффективное, неэффективное

Жесткость (мягкость) управления

Жесткое, мягкое

Автоматизация управления

Автоматизированное, неавтоматизированное

Формализация управления

Формализованное, неформализованное

В этой связи важным по мнению автора является дополнение классификационного признака, не отмеченного в таблице 1.1 по «Уровню качества управления». Указанное позволит оценить не только «качественно» или «некачественно» осуществляется управление, но и несколько качественно, с учетом возможной дифференциации от 1-го уровня «критического» до 6-го «высокого».

В качестве дополнительного признака классификации управления автором предлагается ввести дополнительное понятие - качество управления, которое будет выражено через 6 уровней: критический, низкий, слабый, средний, стабильный и высокий. Критерии и основные расчетные показатели этих уровней подробно будут разобраны в пункте 1.3 диссертационного исследования.