Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Особенности методов психофизиологического исследования в управлении персоналом
2.1 Организация плана эмпирического исследования менеджеров и экономистов
2.2 Обоснование выбора методик исследования и её компонентов
2.3 Обработка результатов эмпирического исследования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО "ИКЕА ДОМ"
Одной из основных задач проводимого исследования являлось выявление ведущей роли мотива достижения успеха персонала, как фактора успешной адаптации сотрудников.
В ходе исследования был использован тест-опросник для оценки потребности достижения успеха А. Мехрабиана. Результаты представлены в виде графика (рисунок 1). Как показывает результаты исследования у руководителей-менеджеров высокий уровень мотивации достижения по сравнению с сотрудниками.
Рисунок 1. - Уровни мотивации достижения руководителей и сотрудников ООО "ИКЕА ДОМ" Как показали результаты исследования у 50% руководителей-менеджеров доминирует стремление к успеху. У 50% респондентов доминирует стремление избегать неудачи. 13.33% сотрудников стремятся к успеху, когда 86,67% стараются избегать неудачи. То есть можно сделать вывод о том, что у сотрудников, занимающих пусть даже небольшие руководящие должности, уровень стремления к успеху выше, чем у рядового сотрудника, что говрит о высоком уровне адаптации данных сотрудников. Результаты на мотивацию избегания неудач Элерса. По результатам проведения исследования на мотивацию избегания неудач, мы получили следующие результаты: Таблица 1 - Результаты исследования по методике «Мотивация избегания неудач» (тест Элерса)
№ |
мотивация к избеганию неудач |
1 |
8 |
2 |
20 |
3 |
12 |
4 |
15 |
5 |
10 |
6 |
20 |
7 |
6 |
8 |
13 |
9 |
7 |
10 |
20 |
11 |
14 |
12 |
6 |
13 |
20 |
14 |
6 |
15 |
19 |
16 |
17 |
17 |
14 |
18 |
18 |
19 |
7 |
20 |
10 |
21 |
15 |
22 |
13 |
23 |
13 |
24 |
7 |
25 |
13 |
26 |
9 |
27 |
9 |
28 |
13 |
29 |
12 |
30 |
14 |
31 |
10 |
32 |
7 |
33 |
12 |
34 |
13 |
35 |
19 |
36 |
6 |
37 |
7 |
38 |
15 |
Из таблицы 1 следует отметить, что от 2 до 10 баллов у 15 сотрудников «Икея», с низкой мотивацией к защите, от 11 до 16 баллов имеются 15 сотрудников, у них средний уровень, от 17 до 20 баллов имеют 8 работников Икея, у которых высокий уровень к защите и выше 20 баллов нет ни у одного менеджера. По результатам проведения исследования мотивации к достижению успеха, мы получили следующие результаты:
Таблица 2 - Результаты исследования по методике «Мотивация к достижению успеха» (тест Элерса)
№ |
мотивация к успеху |
1 |
12 |
2 |
12 |
3 |
23 |
4 |
11 |
5 |
12 |
6 |
13 |
7 |
12 |
8 |
18 |
9 |
11 |
10 |
16 |
11 |
17 |
12 |
19 |
13 |
17 |
14 |
20 |
15 |
20 |
16 |
19 |
17 |
17 |
18 |
17 |
19 |
23 |
20 |
26 |
21 |
25 |
22 |
17 |
23 |
19 |
24 |
19 |
25 |
20 |
26 |
17 |
27 |
17 |
28 |
18 |
29 |
14 |
30 |
13 |
31 |
13 |
32 |
15 |
33 |
10 |
34 |
14 |
35 |
15 |
36 |
13 |
37 |
17 |
38 |
20 |
Из таблицы 2 мы видим, что от 1 до 10 балла у 1 менеджеров, низкая мотивация к успеху, от11 до 16 у 15 работников – средний уровень мотивации к успеху, от 17 до 20 у 18 работников – умеренно высокая мотивация к успеху, свыше 20 у 4 менеджеров слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Рисунок 2 – Результаты исследования по методике «Мотивация к достижению успеха» (тест Элерса)
Степень выраженности мотива к достижению успеха у менеджеров ООО "ИКЕА ДОМ" изучалась с помощью методики «Мотивация достижения успеха Т. Элерса». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: было выявлено, что у 47% менеджеров умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха, 39% менеджеров имеют средний уровень мотивации достижения успеха, 11% обучающихся имеют слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха и 3% обучающихся имеют низкий уровень мотивации к достижению успеха. Рисунок 3– Результаты мотивации к избеганию неудач
Степень выраженности мотива к избеганию неудач у менеджеров ООО "ИКЕА ДОМ" изучалась с помощью методики «Мотивация избегания неудач Т. Элерса». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: у 40% менеджеров, т.е. у большинства средний уровень избегания неудач, у 39% работников низкий уровень избегания неудач, у 21% высокий уровень избегания неудач.
Рисунок 4 – Показатели уровня тревожности экспериментальной группы до начала тренинга
Степень выраженности готовности к риску у менеджеров ООО "ИКЕА ДОМ" изучалась с помощью методики «Методика готовности к риску». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: у 86% обучающихся было выявлено среднее значение готовности к риску, у 11% обучающихся высокий уровень готовности к риску, 3% менеджеры слишком осторожны. На рисунке 4 - представлены показатели уровня тревожности экспериментальной группы до начала тренинга Методика была разработана на основе модели К. Маслач и С. Джексон В результате проведения методики на выявление СЭВ были получены следующие данные
Таблица 3– Результаты на выявления СЭВ
ФИО |
возраст |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция персональных достижений |
|
38 |
29 |
14 |
12 |
|
27 |
27 |
11 |
23 |
|
21 |
16 |
18 |
31 |
|
25 |
13 |
4 |
34 |
|
21 |
20 |
7 |
28 |
|
33 |
19 |
7 |
32 |
|
21 |
37 |
25 |
25 |
|
23 |
21 |
8 |
32 |
|
26 |
14 |
6 |
35 |
|
21 |
2 |
5 |
38 |
|
21 |
10 |
6 |
31 |
|
23 |
28 |
20 |
17 |
|
32 |
5 |
3 |
39 |
|
34 |
21 |
17 |
31 |
|
22 |
9 |
6 |
42 |
|
20 |
38 |
19 |
23 |
|
26 |
22 |
10 |
32 |
|
27 |
14 |
4 |
27 |
|
23 |
21 |
10 |
33 |
|
26 |
17 |
2 |
41 |
|
38 |
33 |
23 |
13 |
|
31 |
19 |
15 |
34 |
|
42 |
5 |
3 |
43 |
|
24 |
29 |
14 |
35 |
|
34 |
13 |
8 |
39 |
|
31 |
17 |
10 |
36 |
|
24 |
18 |
4 |
32 |
|
28 |
23 |
19 |
22 |
|
41 |
9 |
2 |
45 |
|
26 |
13 |
6 |
39 |
|
32 |
17 |
9 |
33 |
|
24 |
11 |
4 |
38 |
|
27 |
24 |
3 |
33 |
|
22 |
30 |
10 |
21 |
|
29 |
36 |
21 |
26 |
|
29 |
28 |
9 |
29 |
|
21 |
17 |
2 |
36 |
|
35 |
23 |
15 |
35 |
Проведя первичный анализ результатов мы оценили степень выраженности разных фаз СЭВ в выборке в процентном соотношении.
Рисунок 5– Распределение в выборке по степени выраженности фаз СЭВ.
Таблица 4 – Выгорание
Фаза СЭВ |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|||
Эмоциональное истощение |
28, 6% |
12 чел |
38 % |
16 чел |
33, 4% |
14 чел |
Деперсонализация |
21, 4 % |
9 чел |
47, 6 % |
20 чел |
30, 9% |
13 чел |
Редукция персональных достижений |
26, 2 % |
11 чел |
42, 85 % |
19 чел |
28, 6 % |
12 чел |
Согласно полученным данным, выгорание в данной профессиональной группе по всем трем параметрам характеризуется средним уровнем.
Общее количество менеджеров распределяется по разным уровням выгорания следующим образом: 28, 6 % испытуемых имели высокий уровень эмоционального истощения, 38 % – средний, 33, 4 % – низкий. По фактору «деперсонализация»: 21,4 % – высокий уровень, 47, 6 % – средний, 30, 9 % – низкий. По шкале «редукция персональных достижений»: у 26, 2 % агентов отмечался высокий уровень выгорания, у 42, 85 % – средний, 28, 6 % – низкий. Примерно треть торговых агентов переживают высокую степень выгорания. Чтобы восстановить их энергетический потенциал и сохранить работоспособность, для данной категории лиц должна проводится реабилитационная работа. Для агентов со средней и низкой степенью выгорания рекомендуется использовать профилактические программы антивыгорания.
Не обнаружено гендерных различий по отдельным составляющим выгорания. И мужчины, и женщины подвержены ему примерно одинаково.
Сравнение показателей профессионального выгорания показало отсутствие статистически значимых различий в возрастных группах (1 группа – до 25 лет, 2 группа- с 35 лет). Использовался Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Таблица 5– Сравнение показателей профессионального выгорания
Фактор по которому производилось сравнение |
Значение t |
Значение p |
Ср. группы 1 |
Ср.группы 2 |
Станд. отклон. группы 1 |
Станд. отклон. группы 2 |
Эмоциональное истощение |
-0,1723 |
> 0,05 |
19,8 |
20,7 |
12,29 |
9,78 |
Деперсонализация |
0,33713 |
> 0,05 |
11,4 |
10,17 |
8,85 |
6,63 |
Редукция персональных достижений |
-0,0564 |
> 0,05 |
29,6 |
29,88 |
16,05 |
7,52 |
Мотивация достижения по Элерсу |
-0,6802 |
> 0,05 |
11,4 |
12,88 |
3,97 |
4,36 |
Рисунок 6– Самооценка психических состояний (Г. Айзенк) в экспериментальной группе до тренинга На рисунке 6 мы видим, что по тесту Айзенка, в экспериментальной группе до начала тренинга: У 1 сотрудника - тревожность средняя, допустимого уровня У 11 менеджеров- высокая тревожность На рисунке 4 мы видим, что: У 4 менеджеров- тревожность средняя, допустимого уровня У 14 менеджеров- высокая тревожность Уровни тревожности, экспериментальной и контрольной группах, одни и те же, - из этого можно сделать вывод что до начала тестирования ситуация в этих группах одинаковая.
Рисунок 7– Самооценка психических состояний (Г. Айзенк) в контрольной группе до тренинга Тревожность средняя допустимого уровня - явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску.
Рисунок 8– Самооценка психических состояний (Г. Айзенк) в экспериментальной группе до тренинга На рисунке 8 показаны уровни фрустрации в экспериментальной группе до начала тренинга На Рисунке 5 мы видим что: 1 менеджер - имеет высокую самооценку, устойчив к неудачам, не боится трудностей. У 2 менеджеров - средний уровень, фрустрация имеет место У 4 менеджеров - средний уровень, фрустрация имеет место У 5 менеджеров - низкая самооценка, избегание трудностей, и они боятся неудач, фрустрированы.
Рисунок 9– Самооценка психических состояний (Г. Айзенк) в контрольной группе до тренинга. На рисунке 9 показаны уровни фрустрации в контрольной группе до начала тренинга. На нем мы видим что: У 1 менеджера - не боится трудностей имеет высокую самооценку, устойчив к неудачам. У 10 менеджеров- средний уровень, фрустрация имеет место. У 7 менеджеров – высокий уровень фрустрации низкая самооценка, они избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.