Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО "ИКЕА ДОМ"

Как и любую болезнь, стресс легче предотвратить, чем лечить его последствия. Поэтому необходимо научиться предотвращать воздействие раздражающих факторов на организм, вовремя избавляться от негативных эмоций, избегать переутомления. Основная цель профилактики – это позитивные перемены в жизни человека. Людям, занимающим руководящие должности, особенно необходимо заниматься поднятием уровня стрессоустойчивости. Существует огромное множество способов профилактики стресса. В первую очередь к ним относится: 1. Полноценный отдых. Организму нужен своевременный, правильный отдых. Он играет важнейшую роль в его полноценной жизнедеятельности. Несмотря на повседневную загруженность, необходимо делать короткие частые паузы в работе, особенно если она связана с тяжелой физической или умственной работой. Однако необходимо помнить, что расслабляться должно не только тело, но и душа, поэтому время от времени необходимо устраивать прогулки на свежем воздухе, общаться с друзьями, читать интересные книги или смотреть увлекательные фильмы, посещать музеи. [12] 2. Качественный сон. Полноценный сон – это правильная защита организма от воздействия стресса. Чем больше человек проводит времени во сне, тем лучше становится сопротивляемость его организма и выше уровень стрессоустойчивости. Для того, чтобы сон был здоровым и приносил только пользу, нужно правильно организовать место для сна. Матрас подбирается индивидуально, предпочтительно средней жесткости. Перед сном помещение желательно проветривать в течение пяти - десяти минут, чтобы воздух был свежим. Нужно приучить свой организм ложиться спать и пробуждаться в одно и то же время. Также не следует употреблять пищу за три часа до сна, устранить потребление кофе и крепкого чая во второй половине дня. 3. Правильное питание. Стресс провоцирует различные сбои в организме человека. Поэтому правильное, сбалансированное питание, насыщающее организм всеми необходимыми витаминами и минералами – это необходимость, позволяющая повысить уровень его сопротивляемости. Здорового питания нужно придерживаться для повышения иммунитета и уровня стрессоустойчивости. 4. Массаж. Массаж положительно влияет на организм, помогая снять утомление и мышечное напряжение, что в свою очередь помогает снять эмоциональную нагрузку. Это настоящее антистрессовое расслабление. 5. Новые увлечения. Чтобы отвлечься от ежедневных трудностей, необходимо добавлять в свою жизнь что-то новое и увлекающее. Новые хобби помогают успокоиться и занять свои мысли чем-то положительным. Новые занятия помогают человеку раскрыть свои внутренние возможности. Чем больше времени уделяется новые занятиям, тем меньше времени остается на обдумывание незначительных проблем.[13] 5. Спорт. Физические упражнения – это простой метод выплескивания эмоции в периоды стресса. Каждый человек должен найти для себя тот вид спорта, каким ему нравится заниматься, и который соответствует его физическим возможностям. Физкультуру также можно заменить танцами. Освободиться от нервного напряжения также помогут занятия йогой. Она может помочь снять напряжение и очистить мысли от негатива. Заниматься йогой можно и дома, а можно в специализированном центре. 6. Водные процедуры. Вода оказывает положительное влияние на организм человека и помогает сопротивляться стрессу. Успокаивающие ванны с ароматическими маслами, регулярное посещение бассейна, плавание в природных водоемах полезны для физического и психического здоровья и считаются простыми и действенными методами релаксации. 7. Изменение мышления. Для повышения уровня стрессоустойчивости, следует всегда настраиваться на позитив. Контролировать собственные мысли и не допускать негатива – очень трудно, однако мысли – это своего рода установки, программируемые человеком самостоятельно, и от этого зависит его будущая жизнь. Их следует контролировать: для этого человек учиться осознавать свои собственные мысли во время стрессового напряжения и следить за выводами, которые появляются в его голове. Отсутствие контролирования мыслей и замещения негатива на позитив, избежать стресса не получится.[14] 8. Изменение отношения к проблеме. Каждая проблема – это кратковременная трудность, имеющая определенный промежуток времени. Для того, чтобы ее решить, следует осознать ее суть и определить способ ее решения, разбивая их на простые задачи. Если решение проблемы не приходит сразу, необходимо перестать сосредотачиваться на одной проблеме и переключить свое внимание на что-то иное. Самым важным является решение проблем по мере их появления, а не накапливать множество проблем, чтобы потом столкнуться со стрессом. Также важно уметь определять, какая проблема значима, а какая нет, и решать менее значимые проблемы после разрешения более значимых и сложных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психофизиология профессиональной деятельности – научно-практическая дисциплина, нацеленная на обеспечение функциональной надежности сотрудника, всесторонний системный анализ характеристик трудящегося человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения действенной профессиональной работы и безопасности труда. Особенность психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее рассмотрения считается своего рода «граница», сфера соприкосновения, взаимодействия и перехода психического и физиологического отражения. Таким образом бывает весьма затруднительно, а порой фактически нельзя выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, к примеру, психологии труда или гигиены труда и эргономики. Методы психофизиологии: – Методы наблюдения являются традиционными и самыми давними в психологии методами. К психофизиологии относятся те методы наблюдения, в которых удаётся фиксировать не только действия, но и те признаки, которые отражают особенности протекания физиологических процессов при определенных психических состояниях или ситуациях поведения. – Тесты. На данный момент существует уже огромное количество тестов, которые могут применятся практически в любых целях оценки персонала. Правда, в практическом использовании тестирования есть два серьезных недостатка. – Электрофизиологические методы являются достаточно специфичными для психофизиологии профессиональной деятельности. К таким методам относятся электроэнцефалограмма, кожно-гальваническая реакция, электромиография и электроокулография. – Моделирование и эксперимент в психофизиологии - данные методы формируются на основе уставленных закономерностях и алгоритмах протекания психических процессов, формирования состояний проявлений характеристик индивидуальности в процессе деятельности. Установленные закономерности показывают зависимость показателей функционирования психики от различных перемен. Показателями функционирования психики выступают, на пример, время или вероятность правильного решения задачи, объем памяти. Экспериментальные исследование депрессивного состояния проводились на примере менеджеров ООО "ИКЕА ДОМ". Результаты исследования. Анализ полученных в эмпирическом исследовании результатов показал, что существует определенная взаимосвязь проявления синдрома эмоционального выгорания и некоторых аспектов самоотношения работника: таких как: саморуководство, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность и самообвинение. Выявлены значимые корреляционные связи между мотивацией достижения успеха и фазами эмоционального выгорания. Данные качественного анализа позволили уточнить и детализировать значимость различных личностных детерминант и их влияние на проявление определенных уровней эмоционального выгорания. Как показали результаты исследования у 50% руководителей-менеджеров доминирует стремление к успеху. У 50% респондентов доминирует стремление избегать неудачи. 13.33% сотрудников стремятся к успеху, когда 86,67% стараются избегать неудачи. То есть можно сделать вывод о том, что у сотрудников, занимающих пусть даже небольшие руководящие должности, уровень стремления к успеху выше, чем у рядового сотрудника, что говрит о высоком уровне адаптации данных сотрудников. Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология; Новосибирский Государственный Педагогический Университет / Р.И. Айзман. – М.: Инфра-М, 2014. – 352 с.
  2. Александров Ю.И. Психофизиология / Ю.И. Александров. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
  3. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: Ключевые идеи / Т.Ф. Базылевич. – М.: Инфра-М, 2018. – 340 с.
  4. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности (психоакмеология) / Т.Ф. Базылевич. – М.: Инфра-М, 2016. – 330 с.
  5. Бобров, А. С. Эндогенная депрессия / А. С. Бобров. – Иркутск, 2015. – 384 с.
  6. Боголепов Н.К. Актуальные проблемы невропатологии и психиатрии / Н. К. Боголепов. – М.: Медицина, 2017.– 300 с.
  7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Филинъ, 2016. – 469 с.
  8. Борисов Ю.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психосемантика// Психологический журнал.– 2013.– №1.– С.91-103
  9. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. – М.:– 2017.– С.159-177
  10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.– М.: Просвещение, 2014.– 360 с.
  11. Гаранян Н. Г. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // Московский Психотерапевтический журнал. – 2016. – № 3.– С. 37-44
  12. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / К.М. Гуревич. – М.: Знание.– 2017.– 366 с.
  13. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.– 2016.– №9.– C.98-102
  14. Журин С.И. Сравнительный анализ методов проверки персонала // Безопасность информационных технологий, 2015.– №2.– С. 1-2.
  15. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности.– Изд-во Спб. унив-та.– 2016.– №5.– С.232
  16. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. - СПб.: Питер, 2015. - 198 с.
  17. Орел В. Е. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом// Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. – Ярославль, 2017.– №11.– С. 34-39
  18. Самко Ю.Н. Психофизиология / Ю.Н. Самко. – М.: Инфра-М, 2016. – 160 с.
  19. Сухова Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд / Е.В. Сухова. – М.: Инфра-М, 2017. – 155 с.
  20. Шрейдер Н.В. Биоритмический тип как детерминанта личностных особенностей сотрудников организации / Н.В. Шрейдер // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – № 19. – С. 92-97.