Файл: Роль государственных и муниципальных финансов в регулировании социальной структуры общества».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

-либерализацию цен;

-приватизацию;

-социальную трансформацию;

-интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — созданиесоциально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим, и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Таким образом, государственные и муниципальные финансы – это экономические отношения денежного характера. Они возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных средств.

1.2. Состав государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы являются центральным звеном финансовой системы государства. На рисунке 1.1 приводится схема, состоящая из взаимосвязанных блоков, образующих систему государственных и муниципальных финансов.


Наиболее тесная связь существует между государственными и муниципальными финансами и учреждениями бюджетной сферы. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется за счет средств бюджета. Государственное и муниципальное имущество, как отмечалось выше, закрепляется за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления [23, с.567].

В то же время любое бюджетное учреждение, будучи самостоятельным субъектом экономической деятельности, привлекает внебюджетные средства для текущего финансирования и развития. Учитывая экономическую природу, характер деятельности и организационно-правовой статус, бюджетные учреждения рассматриваются как составная часть финансов пред­приятий. Однако учреждения бюджетной сферы принципиально отличаются от коммерческих организаций тем, что они предоставляют особые социально значимые услуги гражданам. Поэтому специфику финансов социальной сферы мы рассмотрим отдельно.

Средства бюджета определенного уровня и другое государственное и муниципальное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, состав­ляют соответственно (редерагьную, и муниципальную казну. Это, по сути, все активы, находящиеся в распоряжении государства. Они служат обеспечением обязательств, принимаемых на себя государством, в том числе государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным звеном государственных и муниципальных финансов является бюджетная система. Она состоит из бюджетов различных уровней и органов бюджетного администрирования. К органам бюджетного администрирования относятся Министерство финансов РФ, его территориальные подразделения, а также органы казначейства, Федеральный бюджет пополняется за счет федеральных налогов и сборов, неналоговых и других поступлений. Он обеспечивает проведение федеральными органами власти единой финансовой и денежно­кредитной политики, финансирование федеральных органов власти и бюджетных учреждений федерального уровня, а также федеральных целевых и адресных программ, нижестоящих бюджетов и др.

Бюджеты территорий состоят из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Бюджеты субъектов Федерации пополняются за счет региональных налогов и сборов, неналоговых и других поступлений. Они обеспечивают проведение региональной финансовой политики, финансирование органов власти субъектов Федерации и бюджетных учреждений регионального уровня, а также региональных целевых и адресных программ, нижестоящих бюджетов и др.


Бюджеты муниципальных образований формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых и других поступлений. Они обеспечивают проведение муниципальной финансовой политики, финансирование муниципальных органов власти и бюджетных учреждений местного уровня, а также муниципальных целевых и адресных программ.

Неотъемлемой частью бюджетной системы является налоговая система. Бюджетная и налоговая системы имеют одинаковое деление по уровням реализации полномочий органов власти: федеральный, региональный, местный [23, с.567].

Налоговую систему образуют совокупность налогов и сборов, а также органов налогового администрирования. К органам налогового администрирования относятся Министерство РФ по налогам и сборам, его территориальные подразделения, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по атомной энергии, Государственный комитет РФ по рыболовству.

Исчерпывающий перечень всех налогов и сборов, взимаемых с субъектов экономической деятельности в Российской Федерации, содержится в НК РФ. Однако отдельные аспекты регулирования налогообложения юридических и физических лиц устанавливаются законами на каждом из уровней налоговой системы.

Федеральные налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов Федерации, и в местные бюджеты. Это означает, что федеральные налоги и сборы являются регулирующими в процессе формирования бюджетов различных уровней. Региональные налоги и сборы поступают не только в региональный бюджет, но и в местные бюджеты и относятся к регулирующим налогам. Они регулируются как федеральными законами, так и законодательством субъектов Федерации. Местные налоги и сборы поступают в местные бюджеты. Их регулирование осуществляется на базе федерального и местного законодательства.

Система внебюджетных фондов имеет три уровня: федеральный, субфедеральный и муниципальный. Наиболее значимыми являются федеральные социальные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Они имеют территориальные подразделения. Кроме того, существуют экономические внебюджетные фонды, к примеру, Фонд поддержки малого предпринимательства. Межотраслевые и отраслевые бюджетные фоты находятся в ведении отдельных министерств и ведомств. Это, например, Российский фонд фундаментальных исследований.


Система государственного и муниципального кредитования также состоит из трех уровней: федерального, еврофедерального и местного. Она реализуется через кредиты, займы, гарантии и поручительства [19, с.78].

Обязательства государства появляются перед кредиторами в результате привлечения кредитов и займов. Государственные займы являются составной частью денежно-кредитной политики. В данном случае государство выступает как участник рынка капиталов, оказывая влияние на формирование процентных ставок. Привлечение кредитов и займов на рыночных условиях приводит к необходимости их обслуживания, т.с. выплаты процентов. Процентные расходы бюджета сокращают возможности финансирования учреждений бюджетной сферы, социальные, инвестиционные и другие непроцентные расходы.

Постепенно, по мере увеличения государственного долга, производимые вновь заимствования направляются исключительно на погашение ранее накопленных долгов. Так создастся своеобразная самофинансирующаяся пирамида государственного долга, которая функционирует относительно независимо от доходов и расходов бюджета [16, с.567].

Гарантии и поручительства могут выдаваться органами государственной власти и местного самоуправления по отдельным операциям и сделкам, осуществляемым юридическими лицами. Они относятся соответственно на государственный и муниципальный долг.

Содержание государственных финансов.

Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти формируется посредством мобилизации государственных доходов. Это денежные средства, которые в соответствии с законодательством зачисляются в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

В составе государственных финансов РФ выделяют

1) Государственные финансы на федеральном уровне:

— федеральный бюджет;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственный кредит.

2) Государственные финансы на региональном уровне:

— региональные бюджеты;

— государственные территориальные внебюджетные фонды;

— государственный кредит.

Содержание муниципальных финансов.

В соответствии с законом в государственную систему органов власти не входят органы местного самоуправления. Поэтому муниципальные образования вправе самостоятельно устанавливать структуру органов управления местными финансами.

Финансовые ресурсы муниципальных образований формируются посредством мобилизации муниципальных доходов. Это денежные средства, которые зачисляются в бюджеты муниципальных образований согласно общему законодательству и решениям органов местного самоуправления.


Муниципальные финансы включают

— финансы поселений;

— финансовые ресурсы городских округов;

— финансы муниципальных районов;

— ресурсы внутригородских территорий.

Таким образом, состав городских и муниципальных финансов закреплен на законодательном уровне. Основной поток денежных средств обеспечивается налоговыми и неналоговыми платежами, безвозмездными перечислениями. Другие источники – валовой внутренний продукт, результаты внешнеэкономической деятельности, валовой региональный продукт.

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

2.1. Организационные основы деятельности Министерства строительства и архитектуры Республики Крым

Министерство строительства и архитектуры Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов, реализации жилищных программ, формирования региональной политики в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, участвует в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняет функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляет координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов государственной власти Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной 3 власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы, созданными в установленном порядке, общественными объединениями и гражданами.