Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ставкой налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 9% облагаются:

  • доходы физических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
  • доходы физических лиц в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года [1].
  1. Транспортный налог с физических лиц.

Транспортный налог с физических лиц регулируется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ и является региональным налогом.

Транспортный налог с физических лиц – ежегодно взимаемые с собственников транспортных средств, перечисленных в статье 358 Налогового кодекса РФ, взносы, исчисляемые исходя из:

  • мощности двигателя;
  • суммарной статической тяги;
  • тоннажа;
  • единиц ТС [1].

В отношении физических лиц транспортный налог исчисляется ежегодно сотрудниками территориальных налоговых инспекций. В качестве основания для проведения расчетов используются данные из органов ГИБДД, а также иные сведения регистрационных служб.

Законодателем установлены дифференцированные ставки. Самый низкий коэффициент - 1 утвержден для маломощных транспортных средств (мотороллеров, мотоциклов) до 20 лошадиных сил [13].

Дороже всего обходится собственникам воздушный и водный транспорт – коэффициент до 50, при измерении в лошадиных силах, и 200 с транспорта, измеряемого в единицах. Ставки, приведенные в статье 361 Налогового кодекса РФ, могут быть скорректированы региональными властями (увеличены или снижены до 10 раз) [1].

Более того, субъекты РФ вправе дополнить дифференциацию с учетом года выпуска, экологичности и времени эксплуатации транспортных средств.

Прекращается начисление транспортного налога с физических лиц с момента отчуждения транспортного средства. Уточнить данные или потребовать перерасчета начисленных сумм транспортного налога налогоплательщик может в заявительном порядке. Он должен приложить документальное подтверждение прекращения прав собственности (договор) на транспортное средство.

На данный момент в Москве действуют следующие ставки налогов на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Ставки налогов на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах


Мощность двигателя легкового автомобиля

Налог из расчёта за одну л.с.

Менее 100 лошадиных сил

12 рублей

от 100 до 125 лошадиных сил

25 рублей

от 125 до 150 лошадиных сил

35 рублей

от 150 до 175 лошадиных сил

45 рублей

от 175 до 200 лошадиных сил

50 рублей

от 200 до 225 лошадиных сил

65 рублей

от 225 до 250 лошадиных сил

75 рублей

более 250 лошадиных сил

150 рублей

Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1]

Обладатели автомобиля стоимость свыше 3 млн рублей заплатят «налог на роскошь», то есть дополнительно к транспортному налогу на основании мощности, применяется повышающий коэффициент для дорогостоящих авто.

Ежегодно Министерство промышленности и торговли РФ выпускает перечень автомобилей, попадающих под понятие дорогостоящих, а, следовательно, подлежащих налогообложению по повышенной ставке (табл 1.2).

Таблица 1.2

Коэффициенты, применяемые в зависимости от цены и возраста престижных автомобилей

Стоимость и возраст автомобиля

Коэффициент

От 3 до 5 млн. рублей. 2-3 года с момента выпуска

1,1

От 3 до 5 млн. рублей. 1-2 года с момента выпуска

1,3

От 3 до 5 млн. рублей. менее 1 года с момента выпуска

1,5

От 5 до 10 млн. рублей. менее 5 лет с момента выпуска

2

От 10 до 15 млн. рублей. менее 5 лет с момента выпуска

3

Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1]

  1. Налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц находится в ведении местных властей. До 1 января 2015 года порядок налогообложения имущества физических лиц регулировался Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [1].

В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» с 01.01.2015 вступила в действие Глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ [13].


Таким образом, порядок исчисления налога на имущество физических лиц с 2015 года осуществляется с учетом положений Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса. Подробности смотрите в материале «Налог на имущество физических лиц: Льготы по налогу на имущество» [13].

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с Главой 32 Налогового кодекса признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 «Налогоплательщики» и статья 401 «Объект налогообложения» Налогового кодекса).

Статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса, регулирующей порядок предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц, предусмотрены категории граждан, освобождаемые от уплаты данного налога, в том числе пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством [13].

  1. Земельный налог для физических лиц.

Земельный налог для физических лиц регулируется главой 31 «Земельный налог» статьи 15 «Местные налоги и сборы» Налогового кодекса РФ и является местным налогом.

Земельный налог обязаны оплачивать все физические лица, в собственности которых находятся земельные участки. Размер ставки земельного налога формируется в каждом муниципальном образовании на основании установленных в Налоговом кодексе РФ базовых коэффициентов.

Начисление земельного налога физическим лицам осуществляется только на земельные участки, расположенные в границах муниципалитета. Если гражданин владеет несколькими земельными участками, ему предъявляются суммы, исходя из правил, действующих по месту нахождения каждого [1].

Не облагаются земельным налогом ограниченные или изъятые из оборота земельные участки, а также лесные территории.

Не включают в число объектов налогообложения земли, на которых располагаются естественные водные объекты, отнесенные к водному фонду.

Основой расчетов земельного налога для физических лиц является кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с требованиями закона.

Расчет сумм земельного налога, подлежащих уплате физическими лицами, осуществляется территориальными ИФНС РФ на основании утвержденных ставок. Периодом для начислений признается календарный год [13].

Сотрудники налоговых органов применяют следующие ставки:

  • 0,3% – сельскохозяйственные земли, территории жилого фонда, коммуникаций, садоводства, земли для обороны, таможенных нужд, безопасности;
  • 1,5% - все иные участки.

  1. Страховые сборы (взносы) с физических лиц

С 1-го января 2010 года глава Налогового кодекса РФ о едином социальном налоге утратила силу. Законодателем была введена новая система обложения, именуемая страховыми сборами.

Обязанность по оплате страховых взносов возникает:

    • у работодателей с сумм, выплачиваемых сотрудникам;
    • у индивидуальных предпринимателей (фиксированные ставки).

В 2016 году ставки страховых взносов останутся на прежнем уровне. Госдума решила ставки не поднимать. Совокупная ставка страховых взносов в 2016 году составит 30%. Ставки страховых взносов в 2016 г. представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Ставки страховых взносов в 2016 г.

Страховые взносы

Ставка в 2016 году

Взносы в ПФР (на обязательное пенсионное страхование)

22

Взносы в ФФОМС (на обязательное медицинское страхование)

5,1

Взносы в ФСС (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)

2,9

Взносы в ПФР с выплат сверх лимита для начисления взносов в ПФР

10*

Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1]

Порядок налогообложения физических лиц можно понять исходя из действующего законодательства. Каждый рассмотренный выше налог имеет собственный порядок. Существуют налоговые периоды, определенные декларации и т.п. [1].

Конкретную схему проведения и оплаты налоговых сумм можно узнать непосредственно в территориальном отделе вашей налоговой инспекции. Как правило, основное взаимодействие граждан осуществляется с инспекциями Федеральной налоговой службы, а также теми налоговыми агентами, которые постоянно совершают удержания конкретных сумм из заработных плат и доходов в счет государства (к ним относятся работодатели, организации, да и сами индивидуальные предприниматели, например).

Выводы по главе 1

С точки зрения социальной направленности, критерием оценки эффективности системы налогообложения в части налогов с физических лиц выступает способность устранить социальные проблемы и ликвидировать расслоение общества. Налоги с физических лиц считаются эффективными, если способны минимизировать отрицательные последствия собственного функционирования для перераспределения ресурсов в государстве.

Процесс налогообложения физических лиц осуществляется в налоговых органах в соответствии с ИНН граждан. Определенный вид налогов налагается на гражданина только после того, как появился или был зарегистрирован объект налогообложения – доход, заработная плата, автомобиль, имущества и т.д.


В случае сокрытия физическим лицом поступления или появления подобных объектов налогообложения возникает угроза административной или уголовной ответственности.

2. Взаимодействие налогоплательщиков — физических лиц и налоговых органов

2.1 Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства

Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом [11].

Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:

    • уплачивать законно установленные налоги;
    • встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
    • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
    • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
    • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
    • в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
    • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах [1].