Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства
1.1. Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц
1.2 Виды налогов с физических лиц. Их характеристика
2. Взаимодействие налогоплательщиков — физических лиц и налоговых органов
2.1 Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства
2.2 Исчисление и уплата налогов с физических лиц
2.3 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
3.1 Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России
Ставкой налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 9% облагаются:
- доходы физических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
- доходы физических лиц в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года [1].
- Транспортный налог с физических лиц.
Транспортный налог с физических лиц регулируется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ и является региональным налогом.
Транспортный налог с физических лиц – ежегодно взимаемые с собственников транспортных средств, перечисленных в статье 358 Налогового кодекса РФ, взносы, исчисляемые исходя из:
- мощности двигателя;
- суммарной статической тяги;
- тоннажа;
- единиц ТС [1].
В отношении физических лиц транспортный налог исчисляется ежегодно сотрудниками территориальных налоговых инспекций. В качестве основания для проведения расчетов используются данные из органов ГИБДД, а также иные сведения регистрационных служб.
Законодателем установлены дифференцированные ставки. Самый низкий коэффициент - 1 утвержден для маломощных транспортных средств (мотороллеров, мотоциклов) до 20 лошадиных сил [13].
Дороже всего обходится собственникам воздушный и водный транспорт – коэффициент до 50, при измерении в лошадиных силах, и 200 с транспорта, измеряемого в единицах. Ставки, приведенные в статье 361 Налогового кодекса РФ, могут быть скорректированы региональными властями (увеличены или снижены до 10 раз) [1].
Более того, субъекты РФ вправе дополнить дифференциацию с учетом года выпуска, экологичности и времени эксплуатации транспортных средств.
Прекращается начисление транспортного налога с физических лиц с момента отчуждения транспортного средства. Уточнить данные или потребовать перерасчета начисленных сумм транспортного налога налогоплательщик может в заявительном порядке. Он должен приложить документальное подтверждение прекращения прав собственности (договор) на транспортное средство.
На данный момент в Москве действуют следующие ставки налогов на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Ставки налогов на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах
Мощность двигателя легкового автомобиля |
Налог из расчёта за одну л.с. |
Менее 100 лошадиных сил |
12 рублей |
от 100 до 125 лошадиных сил |
25 рублей |
от 125 до 150 лошадиных сил |
35 рублей |
от 150 до 175 лошадиных сил |
45 рублей |
от 175 до 200 лошадиных сил |
50 рублей |
от 200 до 225 лошадиных сил |
65 рублей |
от 225 до 250 лошадиных сил |
75 рублей |
более 250 лошадиных сил |
150 рублей |
Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1]
Обладатели автомобиля стоимость свыше 3 млн рублей заплатят «налог на роскошь», то есть дополнительно к транспортному налогу на основании мощности, применяется повышающий коэффициент для дорогостоящих авто.
Ежегодно Министерство промышленности и торговли РФ выпускает перечень автомобилей, попадающих под понятие дорогостоящих, а, следовательно, подлежащих налогообложению по повышенной ставке (табл 1.2).
Таблица 1.2
Коэффициенты, применяемые в зависимости от цены и возраста престижных автомобилей
Стоимость и возраст автомобиля |
Коэффициент |
От 3 до 5 млн. рублей. 2-3 года с момента выпуска |
1,1 |
От 3 до 5 млн. рублей. 1-2 года с момента выпуска |
1,3 |
От 3 до 5 млн. рублей. менее 1 года с момента выпуска |
1,5 |
От 5 до 10 млн. рублей. менее 5 лет с момента выпуска |
2 |
От 10 до 15 млн. рублей. менее 5 лет с момента выпуска |
3 |
Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1]
- Налог на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц находится в ведении местных властей. До 1 января 2015 года порядок налогообложения имущества физических лиц регулировался Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [1].
В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» с 01.01.2015 вступила в действие Глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ [13].
Таким образом, порядок исчисления налога на имущество физических лиц с 2015 года осуществляется с учетом положений Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса. Подробности смотрите в материале «Налог на имущество физических лиц: Льготы по налогу на имущество» [13].
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с Главой 32 Налогового кодекса признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 «Налогоплательщики» и статья 401 «Объект налогообложения» Налогового кодекса).
Статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса, регулирующей порядок предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц, предусмотрены категории граждан, освобождаемые от уплаты данного налога, в том числе пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством [13].
- Земельный налог для физических лиц.
Земельный налог для физических лиц регулируется главой 31 «Земельный налог» статьи 15 «Местные налоги и сборы» Налогового кодекса РФ и является местным налогом.
Земельный налог обязаны оплачивать все физические лица, в собственности которых находятся земельные участки. Размер ставки земельного налога формируется в каждом муниципальном образовании на основании установленных в Налоговом кодексе РФ базовых коэффициентов.
Начисление земельного налога физическим лицам осуществляется только на земельные участки, расположенные в границах муниципалитета. Если гражданин владеет несколькими земельными участками, ему предъявляются суммы, исходя из правил, действующих по месту нахождения каждого [1].
Не облагаются земельным налогом ограниченные или изъятые из оборота земельные участки, а также лесные территории.
Не включают в число объектов налогообложения земли, на которых располагаются естественные водные объекты, отнесенные к водному фонду.
Основой расчетов земельного налога для физических лиц является кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с требованиями закона.
Расчет сумм земельного налога, подлежащих уплате физическими лицами, осуществляется территориальными ИФНС РФ на основании утвержденных ставок. Периодом для начислений признается календарный год [13].
Сотрудники налоговых органов применяют следующие ставки:
- 0,3% – сельскохозяйственные земли, территории жилого фонда, коммуникаций, садоводства, земли для обороны, таможенных нужд, безопасности;
- 1,5% - все иные участки.
- Страховые сборы (взносы) с физических лиц
С 1-го января 2010 года глава Налогового кодекса РФ о едином социальном налоге утратила силу. Законодателем была введена новая система обложения, именуемая страховыми сборами.
Обязанность по оплате страховых взносов возникает:
-
- у работодателей с сумм, выплачиваемых сотрудникам;
- у индивидуальных предпринимателей (фиксированные ставки).
В 2016 году ставки страховых взносов останутся на прежнем уровне. Госдума решила ставки не поднимать. Совокупная ставка страховых взносов в 2016 году составит 30%. Ставки страховых взносов в 2016 г. представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Ставки страховых взносов в 2016 г.
Страховые взносы |
Ставка в 2016 году |
Взносы в ПФР (на обязательное пенсионное страхование) |
22 |
Взносы в ФФОМС (на обязательное медицинское страхование) |
5,1 |
Взносы в ФСС (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) |
2,9 |
Взносы в ПФР с выплат сверх лимита для начисления взносов в ПФР |
10* |
Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1]
Порядок налогообложения физических лиц можно понять исходя из действующего законодательства. Каждый рассмотренный выше налог имеет собственный порядок. Существуют налоговые периоды, определенные декларации и т.п. [1].
Конкретную схему проведения и оплаты налоговых сумм можно узнать непосредственно в территориальном отделе вашей налоговой инспекции. Как правило, основное взаимодействие граждан осуществляется с инспекциями Федеральной налоговой службы, а также теми налоговыми агентами, которые постоянно совершают удержания конкретных сумм из заработных плат и доходов в счет государства (к ним относятся работодатели, организации, да и сами индивидуальные предприниматели, например).
Выводы по главе 1
С точки зрения социальной направленности, критерием оценки эффективности системы налогообложения в части налогов с физических лиц выступает способность устранить социальные проблемы и ликвидировать расслоение общества. Налоги с физических лиц считаются эффективными, если способны минимизировать отрицательные последствия собственного функционирования для перераспределения ресурсов в государстве.
Процесс налогообложения физических лиц осуществляется в налоговых органах в соответствии с ИНН граждан. Определенный вид налогов налагается на гражданина только после того, как появился или был зарегистрирован объект налогообложения – доход, заработная плата, автомобиль, имущества и т.д.
В случае сокрытия физическим лицом поступления или появления подобных объектов налогообложения возникает угроза административной или уголовной ответственности.
2. Взаимодействие налогоплательщиков — физических лиц и налоговых органов
2.1 Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства
Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом [11].
Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:
-
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах [1].