Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно сделать вывод, что в целом подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками по сравнению с другими зарубежными странами, в то время как система расчета налога является достаточно сложной. Налогообложение доходов физических лиц призвано не только обеспечивать доходами бюджет, но и служит целям распределения национального дохода, а также выступает регулятором экономики государства.

Учитывая природу подоходного налога как налога, взимаемого с физических лиц, а также его непосредственное влияние на социальную сферу, целесообразным является рассмотрение практического опыта в этой области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Все рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким уровнем жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2015 г.

Налогообложение доходов физических лиц в вышеназванных странах имеет определенные схожие черты, в частности, в подавляющем большинстве зарубежных государств применяется прогрессивная шкала налоговых ставок, налоговая база определяется путем вычета из полученного дохода расходов, направленных на его получение. При этом больше половины доходов бюджетов в рассмотренных странах формируется за счет подоходного налога.

Вместе с тем стоит также обратить внимание на определенные особенности подоходного налогообложения, характерные для различных зарубежных стран. Манипулирование налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами, а также другими элементами налога позволяет разным странам по-разному использовать подоходный налог в качестве регулятора социальной сферы. Например, в Швеции за счет данного налога в бюджет государства поступают существенные денежные ресурсы, которые впоследствии направляются на финансирование социальных расходов. Во Франции, напротив, подоходный налог призван стимулировать расходы граждан на социальную сферу, в частности, путем установления налоговых вычетов в суммах, направленных на содержание престарелых родителей, на благотворительность и т.д.

Определение налоговой базы как совокупного дохода семьи также является особенностью подоходного налога некоторых зарубежных государств, что позволяет при расчете налога учесть в числе прочих и личные потребности налогоплательщика (например, наличие иждивенцев).

Стоит отметить высокий уровень налогового администрирования в зарубежных странах, который, к сожалению, на сегодняшний день несравним с российским. В зарубежных странах сумма налога, как правило, рассчитывается самими налоговыми органами, которые имеют доступ ко всем данным, необходимым для осуществления расчета (Швеция, Дания).


Некоторые элементы подоходного налога, используемые в зарубежных странах, могут быть применены в практике подоходного налогообложения в России, при этом внедрение данных элементов в налоговое законодательство необходимо осуществлять поэтапно.

Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в настоящее время очевидно требуется, однако данное нововведение следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума, соответствующего на начальных этапах реформы прожиточному минимуму, официально установленному для соответствующего субъекта. В дальнейшем необлагаемый минимум подлежит увеличению с параллельным установлением прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. При этом в процессе реализации данных преобразований необходимо осуществлять постоянный контроль статистических данных об уровне доходов граждан и при установлении ставок прогрессии исходить из их размеров, чтобы избежать несоблюдения одного из основных принципов налогообложения - учета финансовых возможностей налогоплательщика.

Параллельно преобразованию шкалы налоговых ставок следует осуществлять постепенный переход к качественно новому уровню налогового администрирования, что является основополагающим элементом новой системы подоходного налогообложения. Целесообразным видится организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику по примеру Швеции с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими органами власти. Это позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Также имеет смысл организация бесплатных семинаров, информирование посредством почты или сети Интернет налогоплательщиков о правилах и особенностях уплаты налога на доходы физических лиц.

Следующим важным шагом является изменение системы расчета налогооблагаемой базы.

По примеру зарубежных стран налоговую базу необходимо рассчитывать путем вычитания из суммы полученных доходов суммы расходов, осуществленных с целью получения доходов. Кроме того, необходимо произвести коренную перестройку системы налоговых вычетов, в частности, увеличить их размер соответственно текущей экономической ситуации. Манипулирование налоговыми вычетами является в настоящее время тем инструментом, который будет способствовать реализации социальной функции налога, так как на начальных этапах реформы подоходного налогообложения резкое введение высоких налоговых ставок невозможно. Таким образом, в настоящее время реализовывать регулирующую функцию налога необходимо по примеру Франции.


Выводы по главе 3

В настоящее время отмечается смещение в направлении увеличения доли налогов с физических лиц, существующих практически во всех странах, в общей структуре доходов государственного бюджета. Осуществление исследования действующих механизмов начисления и уплаты налогов с физических лиц за рубежом, изучение иностранного опыта в этой области должны лечь в основу общей концепции развития эффективной налоговой системы Российской Федерации.

Изложенный в главе материал позволяет сделать вывод, что обоснованные нами мероприятия по осуществлению реформ налогов с физических лиц в России, основанные на опыте налогообложения за рубежом, ориентированы на рост размера налоговых поступлений в отечественный бюджет. А также на восстановление нарушенного в российском обществе принципа социальной справедливости.

Заключение

Одной из главных статей формирования доходной части бюджета России являются налоги. В данной курсовой работе налоги с физических лиц были рассмотрены в единстве политического, финансового и экономического аспектов. Внутреннее содержание налогов с физических лиц, а также их социально-экономическая сущность отображается с помощью их функций – фискальной, социальной и регулирующей.

Налоговая система России содержит 3 группы налогов с физических лиц, в зависимости от того, государственный орган какого уровня взимает налог с физических лиц и в дальнейшей использует поступления от этого налога. Были рассмотрены федеральные, региональные и местные налоги и сборы с физических лиц.

Федеральным налогом является налог на доходы физических лиц, региональными – транспортный налог с физических лиц. Местные налоги – земельный налог и налог на имущество физических лиц. А также страховые сборы с физических лиц.

Также в данной курсовой работе было выявлено, что определение круга обязанностей налогоплательщика играет большую роль в силу того, что применение ответственности к налогоплательщику – физическому лицу обуславливается нарушением одной из установленных законодательством обязанностей.

Налоговый контроль признается деятельностью уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации.


В данной курсовой работе были рассмотрены основные формы налогового контроля – налоговые проверки. Также было проведено сравнение двух видов налоговых проверок, выделяемые Налоговым Кодексом РФ – выездных и камеральных.

На основании изложенного в данной курсовой работе материала можно сделать вывод, что за период с 2014 по 2016 гг. наблюдается тенденция снижения проводимых налоговых проверок и сумм, дополнительно начисленных по ним платежей, однако, при этом следует учитывать, что сумма дополнительно начисленных платежей, приходящаяся на одну проведенную проверку увеличивается. Кроме того, за 2014-2016 гг. количество «результативных» проверок продолжает оставаться на высоком уровне, что говорит не только о качестве предпроверочных мероприятий, проводимых налоговыми органами, но и об эффективности планирования выездных налоговых проверок.

Также курсовая работа содержит анализ перспектив применения зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц в практике налогообложения Российской Федерации. Был проведен анализ устройства подоходного налога во Франции, Швеции, Дании, США, поскольку именно эти страны достигли самого высокого уровня жизни, в соответствии с данными ООН. Также были выявлены главные черты налогов с физических лиц в нашей стране.

В качестве дополнительного нововведения мы видим налогообложение совокупных доходов семьи. Это даст возможность учитывать специфику финансового положения конкретного налогоплательщика и личных потребностей, в частности, необходимости содержания пожилых родителей, иждивенцев, несовершеннолетних детей и неработающих членов семьи.

Также нами было предложено использовать эффективный зарубежный опыт, когда регулирующая функция налога будет использоваться в отечественном налогообложении, с учетом современного состояния экономики России. На настоящем этапе отечественная экономика отличается стремительным развитием ресурсных высокодоходных производств и регрессом в прочих отраслях экономики. В частности, именно это и поясняет сформировавшееся расслоение общества.

Библиография

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1. [по состоянию на 5 апреля 2016: принят ГД ФС РФ 17 июля 1998]. - Гарант URL: http://base.garant.ru/10900200/ (Дата обращения: 15.10.17).
  2. Налоговая статистика. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm. (Дата обращения: 15.10.17).
  3. Отчет №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов за 2014 год. URL: https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. (Дата обращения: 15.06. 16).
  4. Отчет №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов за 2015 год. URL: https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. (Дата обращения 15.06. 16).
  5. Отчет №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов за 2016 год. URL: https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. (Дата обращения: 15.10.17).
  6. Аксенова А.А. Налоговые вычета по НДФЛ, как инструмент реализации конституционного принципа равенства // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2016. – № 3. – С. 287-290.
  7. Богославец Т.Н. Социальная роль стандартных налоговых вычетов // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2015. – № 3. – С. 134-139.
  8. Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. // Налоговый вестник. - 2015. - № 2. - С.6-8.
  9. Гусева Т. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов // Право и экономика. - 2015. - № 10. - С.34-40.
  10. Дадашев А.З. Налоговый контроль в РФ: учебное пособие - М.: КНОРУС, 2015. - 128 с.
  11. Ерошкина Л.А. Об особенностях формирования межбюджетных отношений на 2015-2017 гг. – М.: Минфин России, 2015. – С. 3.
  12. Кашин В.А., Абрамов М.Д. О налоговых системах Ирландии и Швеции // Налоги и налогообложение. - 2015. - №12. - C. 48-52.
  13. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (части первой и второй) / Под ред. Р.Ф. Захаровой, С.В. Земляченко. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2016. - 720 с.
  14. Кузьменко В.В., Бескоровайная Н.С., Таран И.Л. Перспективы реализации социальной функции налогов // Финансы и кредит. - 2015. - №9. - С. 70.
  15. Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок // Налоговый вестник. - 2015. - № 11. - С. 7-11.
  16. Методика налоговых проверок - М.: «ПРИОР», 2015. - 288 с.
  17. Модернизация России: проблемы и пути их решения. Издание Автономной некоммерческой организации «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики». – М., 2014. – С. 269.
  18. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. для вузов / под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2014. - 354 с.
  19. Тимошенко В.А. Проверки налоговых органов: Учебно-практическое пособие - М.: «Дашков и К», 2015. – 400 с.
  20. Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля // Финансовая газета. - 2014 - № 14. - С. 10.
  21. Рябых Д. Корпоративный менеджмент: сб. методической и аналитической информации. М., 2015. URL: www.cfin.ru. (Дата обращения: 14.06.16)
  22. World Tax Rates 2010/2011: сб. информации по налогообложению. 2012-2015. URL: http:// www.taxrates.cc. (Дата обращения: 15.10.17).
  23. Deloitte. Touche Tohmatsu Limited. 2015. URL: http://www.deloitte.com. (Дата обращения: 20.06.16).
  24. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. для вузов. Internal Revenue Service / United States Department of the Treasury, 2015. URL: http:// www.irs.gov. (Дата обращения: 18.06.16)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Сравнение основных характеристик налоговых проверок

Критерий

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

На территории (в помещении) налогоплательщика

Основание проведения

Подача налогоплательщиком налоговой

декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя налогового органа

Сроки проведения

В течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета)

Не более двух месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки

Возможность продления срока проведения

Продлеваться не может

Может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев

Предмет проверки

Ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью плательщика по месту его нахождения, истребование документов, относящихся к предмету проверки, инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, выемка документов и предметов, привлечение эксперта (специалиста)

Результат проверки

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки (составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1].

Приложение 2

Налогообложение физических лиц в Российской Федерации в 2015 г.

  1. Самостоятельная разработка автора на основании [3,4,5]

  2. Самостоятельная разработка автора на основании [3,4,5]

  3. Самостоятельная разработка автора на основании [3,4,5]