Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Считается, что гражданин платит определенную цену за право жить в цивилизованной среде, которая выражается в форме налогов.

Налогам с физических лиц присуща функция обеспечения государства финансовыми ресурсами, а также оказание содействия решению существующих в стране проблем социально-экономического характера.

Считается, что современная налоговая система Российской Федерации не в полной мере реализует потенциал системы налогов с физических лиц. Поскольку налоги с физических лиц не являются главным источником наполнения бюджета, а также не влияют принципиальным образом на перераспределение ВВП Российской Федерации. Также действующие налоги с физических лиц не пресекают существующее имущественное расслоение общества и не устраняют остросоциальные проблемы, такие как сложная демографическая ситуация, безработица, большой удельный вес населения с доходами ниже установленного прожиточного минимума.

Все вышеперечисленное обуславливает актуальность исследования налогов с физических лиц и уточнения их экономического значения.

При написании данной курсовой работы были использованы законы Российской Федерации, инструктивно-методическая документация Министерства РФ по налогам и сборам, официальные статистические данные, научная литература и тематические статьи периодической печати.

Большой вклад в разработку и дальнейшее обоснование налога на доходы физических лиц внесли А. Смит, К. Маркс, Э. Энгельс, Ж.Б. Сей, Ф. Эджуот.

Объект исследования курсовой работы – налоги с физических лиц.

Предметом исследования является налоговая система РФ в области налогообложения физических лиц.

Целью данной курсовой работы выступает исследование налогов с физических лиц и разработка системы совершенствования системы налогообложения в части налогов, взимаемых с физических лиц.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • определить социально-экономическое содержание налогов с физических лиц;
  • исследовать и охарактеризовать виды налогов с физических лиц;
  • проанализировать права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства;
  • исследовать принципы исчисления и уплаты налогов с физических лиц;
  • изучить контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов;
  • исследовать опыт налогообложения физических лиц в развитых странах;
  • разработка предложений по возможности его использования в Российской Федерации.

Структура данной курсовой работы содержит введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

1. Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства

1.1. Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц

Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы [1].

Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.

Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

Финансовый аспект - характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.

Политический аспект - состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества [14].

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками [1].

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [14].


Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую.

  1. Фискальная функция налогов.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

  1. Социальная функция налогов.

Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода [21].

На практике встречаются все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.

Налоги на корпорации и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, т.е. на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой ориентации во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов по отношению к высоким доходам недостаточно крута, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы, получающие сверхприбыли, должны ещё больше платить в бюджет.

По мере усложнения социальных отношений, их обострения в периоды кризисов, революционных ситуаций, после Первой и Второй мировых войн, в конце 60-х гг. налоговые системы развитых стран всё в большей степени ориентировались на выполнение социальных функций. Особенно сильное воздействие на социальную ориентацию налогов имела конфронтация капиталистической и социалистической систем и нахождение у власти во многих странах социал-демократических правительств. Однако гибель социализма как мировой системы и длительная депрессия в Северной Америке и Западной Европе, породившая массовую безработицу, ослабили давление групп организованных интересов рабочих и служащих, объединений крестьян, лиц свободных профессий, студентов, пенсионеров на государство в целях расширения социальных гарантий, снижения налогов с заработной платы [22].


Установление социально ориентированных налогов ведёт к сокращению поступления налогов в бюджет и, по сути, равнозначно социальным расходам бюджета, С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя [14].

  1. Регулирующая функция налогов.

Эта функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.

Таким образом, экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях.

1.2 Виды налогов с физических лиц. Их характеристика

В налоговой системе России существует 3 группы налогов с физических лиц, в зависимости от государственного органа, который взимает налог с физических лиц и использует средства этого налога:

  • федеральные налоги;
  • региональные налоги;
  • местные налоги и сборы.

К федеральным налогам с физических лиц относится налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или, как его еще называют, подоходный налог [1].

К региональным налогам с физических лиц относится транспортный налог с физических лиц [1].

К местным налогам с физических лиц относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог [1].

Страховые сборы с физических лиц

Рассмотрим кратко особенности налогообложения по каждому из этих видов налогов с физических лиц.

  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на доходы физических лиц регулируется главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Уплачивают НДФЛ физические лица, которые являются резидентами РФ, и лица, которые получающие доход от источников РФ, но которые не являются ее резидентами.

Физические лица, находящиеся на территории РФ более 183-х дней подряд, признаются налоговыми резидентами. Любые доходы, полученные ими (если не зарегистрировано предпринимательство), облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 9/13/15/30/35% [13].


В налогооблагаемую базу входят все виды доходов, которые были получены как в денежном форме, так и в форме натуральной.

Также к ним можно отнести доходы в виде материальной выгоды. Для каждого вида дохода налоговая база исчисляется отдельно, так как для разных доходов существуют разные налоговые ставки.

Налогооблагаемая база может уменьшаться благодаря:

  • стандартным налоговым вычетам;
  • социальным налоговым вычетам;
  • имущественным налоговым вычетам;
  • профессиональным налоговым вычетам [13].

Новые правила по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2016 году затронут его начисление, удержание и отчетность. Размер величины самого подоходного налога (ставки налога) НДФЛ и налоговых вычетов останутся без изменений.

Рассмотрим только, от чего зависит ставка налога на доход физического лица (НДФЛ).

Основная ставка налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 2015—2016 годах — 13%. Применяется эта ставка налога на доход в 13%:

  • для любых доходов физических лиц, за исключением тех, для которых установлены специальные ставки налога на доход физических лиц (НДФЛ) - 9%, 15%, 30%, 35%.

Ставкой налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 35% облагаются:

  • доходы физических лиц от стоимости выигрышей и призов, в части превышающей установленные размеры, т.е. 4 000 рублей;
  • доходы физических лиц от процентов по вкладам в банках, в части превышения суммы, рассчитанной, исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 (можно узнать в вашем банке);
  • суммы экономии физических лиц на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора [1].

При получении заемных средств в валюте по ставке 35% облагают превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Ставкой налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 30% облагаются:

  • доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Ставка налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 15% действует в отношении:

  • доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.