Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности [13].

На основании ст. 21 Налогового кодекса РФ (часть первая) налогоплательщики имеют право:

      • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
      • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
      • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
      • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
      • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
      • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
      • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
      • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
      • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
      • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
      • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
      • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
      • требовать соблюдения налоговой тайны;
      • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц [1].

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Выше перечисленные права не являются нововведением, они представлены и ранее действующим налоговым законодательством. Но надо отметить, что в Налоговом кодексе РФ нашла отражение норма, которая позволяет налогоплательщику представлять свои интересы по налоговым отношениям лично, либо через своего представителя. Тогда как институт представительства был предусмотрен только в Гражданском Кодексе РФ [13].

Налоговое обязательство налогоплательщика предусматривает постановку его на налоговый учет, ведение учета объектов налогообложения, исчисление, начисление, уплата налогов, составление отчетности и представление ее налоговым органам.

В Налоговом кодексе вводится понятие “налоговый агент”, который в отношении своих обязанностей имеет статус как налогоплательщик. Налоговые агенты должны кроме исчисления, удержания, перечисления налогов, вести учет доходов налогоплательщика, удержанного и перечисленного индивидуального подоходного налога в бюджет, удерживаемого у источника выплаты персонально по каждому налогоплательщику и представлять налоговую отчетность в налоговый орган в установленном порядке [1].

2.2 Исчисление и уплата налогов с физических лиц

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы [11].

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду [13].

В случае осуществления налогоплательщиком в субъекте Российской Федерации по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде. Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. (п. 5 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ) [13].


Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ). Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога [13].

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений [11].

Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Среди ключевых проблем налогообложения доходов физических лиц стоит выделить содержание налоговой правосубъектности индивидуального предпринимателя [21].

Особенности содержания налоговой правосубъектности индивидуального предпринимателя проявляются в содержании такого ее элемента, как налоговая правоспособность. Индивидуальный предприниматель, пройдя государственную регистрацию или фактически приступив к предпринимательской деятельности, не только получает дополнительные гражданские права, связанные с участием в коммерческом обороте, но и становится субъектом дополнительных налоговых обязанностей (и связанных с ними налоговых прав).


Справедливо, например, будет указать на тот факт, что содержание налоговой правоспособности индивидуального предпринимателя в части его обязанности по уплате налогов и сборов нередко сходно с содержанием правоспособности организации. Это проявляется в том, что и индивидуальный предприниматель, и организация являются плательщиками в значительной степени одних и тех же налогов. Те же причины обусловливают различие в порядке исчисления и перечисления налога на доходы физических лиц частным предпринимателем и другими физическими лицами [11].

Обратимся далее к порядку исчисления налога. Порядок исчисления НДФЛ изложен в ст. 225 НК РФ “Порядок исчисления налога” и сводится к тому, что он исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы [9]. Это указывает на то, что к измеренной в стоимостном выражении налоговой базе применяется адвалорная ставка.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

  • за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей [13].

Поводя итог, можно добавить, что налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют: отдельные категории физических лиц и физические лица в отношении отдельных видов доходов.

2.3 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов

Налоговый контроль признается деятельностью уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации [1].


Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, представляющая собой специфическую деятельность налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В ходе проведения налоговых проверок выполняется фискальная функция налогов, выявляются нарушения налогового законодательства и проводятся доначисления [20].

Налоговая проверка также является наиболее актуальным и самым эффективным способом осуществления налогового контроля, так как полностью обеспечивает фискальную функцию налогов и несет в себе принцип прямого воздействия на налогоплательщиков.

Налоговый Кодекс выделяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Сравнение их основных характеристик представлено в Приложении 1.

На основании сравнительной таблицы в Приложении 1 мы можем сделать вывод, что камеральные проверки проводятся с целью постоянного мониторинга за финансовой деятельностью налогоплательщика. Такие проверки проводятся регулярно и систематически, таким образом, выявляются ошибки в оформлении, сопоставляются данные и подготавливается база для проведения выездной налоговой проверки.

В то же время выездная налоговая проверка – наиболее эффективная форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами с целью контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов, осуществляемая на территории самого налогоплательщик на основании специального решения руководителя налогового органа, длящаяся в течение 2 месяцев с момента подачи вынесения такого решения. Достижение такой цели становится возможным за счет расширенного перечня полномочий должностных лиц налогового органа проводящего проверку. Однако при этом особое внимание при проведении выездных налоговых проверок уделяется соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможных неправомерных действий налогового органа. В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний срок давности для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, возможность проведения только одной проверки в течение календарного года, запрет налогового органа проводить две и более проверки по одним и тем же налогом за один и тот же период, а также другие гарантии, закрепленные в Налоговом Кодексе Российской Федерации [15].

Выездные проверки играют ключевую роль в результативности реализации налогового контроля. Налоговые органы могут более подробно исследовать особенности ведения налогового учета в организации, проверить различные физические показатели, используя при этом различные методы. Многие налоговые нарушения могут быть могут быть обнаружены только в ходе проведения выездных проверок, что влечет доначисление налогов и наложение санкций в большей мере, чем это представляется возможным при камеральной налоговой проверке [16].