Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства
1.1. Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц
1.2 Виды налогов с физических лиц. Их характеристика
2. Взаимодействие налогоплательщиков — физических лиц и налоговых органов
2.1 Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства
2.2 Исчисление и уплата налогов с физических лиц
2.3 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
3.1 Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России
Введение
Считается, что гражданин платит определенную цену за право жить в цивилизованной среде, которая выражается в форме налогов.
Налогам с физических лиц присуща функция обеспечения государства финансовыми ресурсами, а также оказание содействия решению существующих в стране проблем социально-экономического характера.
Считается, что современная налоговая система Российской Федерации не в полной мере реализует потенциал системы налогов с физических лиц. Поскольку налоги с физических лиц не являются главным источником наполнения бюджета, а также не влияют принципиальным образом на перераспределение ВВП Российской Федерации. Также действующие налоги с физических лиц не пресекают существующее имущественное расслоение общества и не устраняют остросоциальные проблемы, такие как сложная демографическая ситуация, безработица, большой удельный вес населения с доходами ниже установленного прожиточного минимума.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность исследования налогов с физических лиц и уточнения их экономического значения.
При написании данной курсовой работы были использованы законы Российской Федерации, инструктивно-методическая документация Министерства РФ по налогам и сборам, официальные статистические данные, научная литература и тематические статьи периодической печати.
Большой вклад в разработку и дальнейшее обоснование налога на доходы физических лиц внесли А. Смит, К. Маркс, Э. Энгельс, Ж.Б. Сей, Ф. Эджуот.
Объект исследования курсовой работы – налоги с физических лиц.
Предметом исследования является налоговая система РФ в области налогообложения физических лиц.
Целью данной курсовой работы выступает исследование налогов с физических лиц и разработка системы совершенствования системы налогообложения в части налогов, взимаемых с физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- определить социально-экономическое содержание налогов с физических лиц;
- исследовать и охарактеризовать виды налогов с физических лиц;
- проанализировать права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства;
- исследовать принципы исчисления и уплаты налогов с физических лиц;
- изучить контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов;
- исследовать опыт налогообложения физических лиц в развитых странах;
- разработка предложений по возможности его использования в Российской Федерации.
Структура данной курсовой работы содержит введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.
1. Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства
1.1. Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц
Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы [1].
Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.
Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.
Финансовый аспект - характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.
Политический аспект - состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества [14].
Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками [1].
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [14].
Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую.
- Фискальная функция налогов.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
- Социальная функция налогов.
Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода [21].
На практике встречаются все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.
Налоги на корпорации и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, т.е. на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой ориентации во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов по отношению к высоким доходам недостаточно крута, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы, получающие сверхприбыли, должны ещё больше платить в бюджет.
По мере усложнения социальных отношений, их обострения в периоды кризисов, революционных ситуаций, после Первой и Второй мировых войн, в конце 60-х гг. налоговые системы развитых стран всё в большей степени ориентировались на выполнение социальных функций. Особенно сильное воздействие на социальную ориентацию налогов имела конфронтация капиталистической и социалистической систем и нахождение у власти во многих странах социал-демократических правительств. Однако гибель социализма как мировой системы и длительная депрессия в Северной Америке и Западной Европе, породившая массовую безработицу, ослабили давление групп организованных интересов рабочих и служащих, объединений крестьян, лиц свободных профессий, студентов, пенсионеров на государство в целях расширения социальных гарантий, снижения налогов с заработной платы [22].
Установление социально ориентированных налогов ведёт к сокращению поступления налогов в бюджет и, по сути, равнозначно социальным расходам бюджета, С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя [14].
- Регулирующая функция налогов.
Эта функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.
Таким образом, экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях.
1.2 Виды налогов с физических лиц. Их характеристика
В налоговой системе России существует 3 группы налогов с физических лиц, в зависимости от государственного органа, который взимает налог с физических лиц и использует средства этого налога:
- федеральные налоги;
- региональные налоги;
- местные налоги и сборы.
К федеральным налогам с физических лиц относится налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или, как его еще называют, подоходный налог [1].
К региональным налогам с физических лиц относится транспортный налог с физических лиц [1].
К местным налогам с физических лиц относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог [1].
Страховые сборы с физических лиц
Рассмотрим кратко особенности налогообложения по каждому из этих видов налогов с физических лиц.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Налог на доходы физических лиц регулируется главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.
Уплачивают НДФЛ физические лица, которые являются резидентами РФ, и лица, которые получающие доход от источников РФ, но которые не являются ее резидентами.
Физические лица, находящиеся на территории РФ более 183-х дней подряд, признаются налоговыми резидентами. Любые доходы, полученные ими (если не зарегистрировано предпринимательство), облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 9/13/15/30/35% [13].
В налогооблагаемую базу входят все виды доходов, которые были получены как в денежном форме, так и в форме натуральной.
Также к ним можно отнести доходы в виде материальной выгоды. Для каждого вида дохода налоговая база исчисляется отдельно, так как для разных доходов существуют разные налоговые ставки.
Налогооблагаемая база может уменьшаться благодаря:
- стандартным налоговым вычетам;
- социальным налоговым вычетам;
- имущественным налоговым вычетам;
- профессиональным налоговым вычетам [13].
Новые правила по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2016 году затронут его начисление, удержание и отчетность. Размер величины самого подоходного налога (ставки налога) НДФЛ и налоговых вычетов останутся без изменений.
Рассмотрим только, от чего зависит ставка налога на доход физического лица (НДФЛ).
Основная ставка налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 2015—2016 годах — 13%. Применяется эта ставка налога на доход в 13%:
- для любых доходов физических лиц, за исключением тех, для которых установлены специальные ставки налога на доход физических лиц (НДФЛ) - 9%, 15%, 30%, 35%.
Ставкой налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 35% облагаются:
- доходы физических лиц от стоимости выигрышей и призов, в части превышающей установленные размеры, т.е. 4 000 рублей;
- доходы физических лиц от процентов по вкладам в банках, в части превышения суммы, рассчитанной, исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 (можно узнать в вашем банке);
- суммы экономии физических лиц на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора [1].
При получении заемных средств в валюте по ставке 35% облагают превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Ставкой налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 30% облагаются:
- доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.
Ставка налога на доход физических лиц (НДФЛ) в 15% действует в отношении:
- доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.