Файл: Тенденции изменения уровня концентрации в страховой отрасли (Анализ концентрации в отрасли страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Концентрация как один из важнейших показателей, характеризующих структуру отраслевого рынка, показывает насколько производство в отрасли сосредоточено в крупных предприятиях. Показатели концентрации несут в себе важное значение, так как позволяют оценить насколько отрасль может быть подвержена монополизации со стороны наикрупнейших предприятий. Так как монополизация любой отрасли не является экономически выгодной для экономики страны, то уровень концентрации в различных отраслях контролируется государством. Для недопущения монополизации отраслей в законодательстве любой страны существуют антимонопольные службы, которые разрабатывают инструменты контроля и ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Проблемы концентрации актуальны для страхового рынка. Несмотря на позитивную динамику, рынок страхования жизни в России развивается значительно медленнее, чем в экономически развитых странах Европы, Азии и США. Следует отметить, что в последнее время страховым сообществом
были намечены основные направления деятельности по его развитию, однако только незначительная их часть была полностью или частично реализована, а большая часть до сих пор находится в стадиях обсуждения, доработки и согласования.

Целью курсовой работы является исследование концентрации на примере отрасли страхования жизни.

Задачи курсовой работы:

1) исследовать сущность и показатели концентрации в отрасли;

2) рассмотреть тенденции изменения концентрации в базовых отраслях промышленности России;

3) проанализировать состояние рынка страхования жизни в России;

4) оценить уровень концентрации на рынке страхования жизни в России;

5) определить проблемы концентрации в страховой отрасли и выявить пути их решения.

Предмет исследования – концентрация в отрасли.

Объектом исследования является рынок страхования жизни в России.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию конкуренции в России.

В качестве методологической основы исследования использовались диалектический метод познания объективной реальности, методы и приемы формальной логики, статистические методы исследования экономической информации.

Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования уровня концентрации в отрасли

1.1 Понятие и показатели уровня концентрации в отрасли

Концентрация на рынке, или рыночная концентрация – это сосредоточение производства (сбыта) в одном месте (у одного производителя, продавца, оператора), или преобладание на рынке одной или нескольких компаний.

Уровень рыночной концентрации, или уровень концентрации на рынке отражает относительную величину сосредоточения рыночной власти у определенного числа действующих на рынке субъектов хозяйствования[1].

Оценка уровня рыночной концентрации выполняется на основании расчетных значений показателей концентрации. Показатели концентрации продавцов на рынке основаны на сопоставлении размера продавца с размером рынка, на котором он действует[2].

Показатели, используемые в качестве индикаторов размера организации:

  • доля продаж (выпуска) компании в суммарном объеме продаж (производства) на рынке;
  • доля занятого персонала организации в общей численности занятого персонала в производстве данного продукта на данном рынке;
  • доля стоимости активов компании в стоимости активов всех компаний, действующих на данном рынке;
  • доля добавленной стоимости, произведенной организацией, в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке[3].

Чаще всего в качестве индикатора размера организации по отношению к размерам рынка используют долю продаж компании (в натуральном или стоимостном выражении). Чем больше размер продавца по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Чем меньше число продавцов на рынке, тем выше уровень концентрации, – тем слабее конкуренция на рынке[4].

При одинаковом количестве продавцов на рынке, чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации. Результаты интерпретации уровня рыночной концентрации являются основанием для выдачи заключения о характере конкуренции на данном товарном рынке[5].


Уровень концентрации влияет:

  • во-первых, на характер поведения организации на рынке. Чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга;
  • во-вторых, на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству. Чем меньше субъектов действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество[6].

Следовательно, предполагают, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным является рынок.

Стандартный показатель концентрации определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка:

(1)

где СR – стандартный показатель концентрации, %;

s – доля производства (продаж) оператора в общем объеме выпуска (сбыта) на рынке;

i...l  l – количество крупнейших операторов рынка.

Виды показателя CR в зависимости от количества единиц наблюдения:

1) для трех крупнейших продавцов CR3 – трехдольный показатель концентрации;

2) для четырех крупнейших продавцов CR4 – четырехдольный показатель концентрации и т.д.

Ограничения значений показателя CR3 и возможные варианты их интерпретации приведены в табл. 1[7].

Таблица 1

Ограничения значений показателя СR3 и варианты его
интерпретации
[8]

Интервал значений показателя
СД3

Интерпретация уровня концентрации
продавцов на рынке

СД3 меньше 45

Слабо концентрированный рынок

СR3 от 45 до 70

Умеренно концентрированный рынок

СR3 больше 70

Высоко концентрированный рынок

Рекомендуется рассчитывать уровень концентрации для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8) и десяти (CR10) крупнейших продавцов[9].

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – определяется как сумма квадратов долей всех субъектов рынка:

(2)

где HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент;

s – доля производства (продаж) оператора в общем объеме выпуска (сбыта) на рынке;

i...nn – количество операторов рынка.

Варианты интерпретации HHI приведены в табл. 2[10].

Таблица 2

Ограничения значений ННІ и варианты его интерпретации


Интервал значений

Интерпретация уровня концентрации продавцов на рынке

Действия правительства при оценке допустимости слияния компаний

ННІ < 1 000

Слабо концентрированный рынок

Слияние допускается без каких-либо ограничений

ННІ є (1 000;2 000]

Умеренно концентрированный рынок

Слияние допускается по результатам дополнительной
проверки

ННІ > 2 000

Высоко концентрированный рынок

Если по результатам слияния
ННI увеличивается до 50 пунктов - слияние разрешается.
Если по результатам слияния
ННI увеличивается свыше 100 пунктов - слияние запрещается.
Если по результатам слияния
ННI увеличивается в пределах [51;99] – требуется дополнительное изучение допустимости слияния

Тенденции изменения концентрации в базовых отраслях

промышленности России

Рост концентрации производства является объективным процессом, поскольку укрупнение производства в отрасли позволяет получать предприятиям прибыль, прежде всего, за счет эффекта масштаба. Наиболее эффективной структурой отраслевого рынка с позиции фирм является олигополистическое строение[11]. Также стремление фирм к объединению обосновано неопределенностью экономического развития не только в стране, но и в мире. Глобализация ведет к усилению интеграционных эффектов.

То есть концентрация в отрасли вызывает противоречие между государственными интересами и интересами предприятий. Поэтому вопрос изучения концентрации на отраслевых рынках является наиболее интересным для изучения.

В настоящее время показатель уровня концентрации HHI рассчитывается в соответствии с тем количеством предприятий и той долей выпуска продукции, которые соответствуют статистической отчетности, характеризующей порядок их регистрации в государственных органах. Вместе с тем такая статистика не отражает реальных тенденций: координацию деятельности, соглашения о разделе рынка и потребителей, группировки и коалиции в «мягкой» форме, ценовое лидерство. В связи с этим предпринимаются попытки разработки методического подхода, учитывающего факт неформального группирования предприятий, для оценки действительного уровня концентрации[12].


При расчете индекса Херфиндаля-Хиршмана необходимо определять рыночную долю всей коалиции, а не отдельной фирмы, входящей в нее.

В практике антимонопольного регулирования индустриально развитых стран, как и в России, выявление согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, остается самым сложным вопросом. Уровень концентрации на отраслевых рынках существенно возрастает в условиях координации действий фирм.

Официальные индексы концентрации не отражают реальный уровень, поскольку не позволяют зафиксировать неформальные отношения соперников. При образовании стратегических групп фактический уровень концентрации существенно выше[13].

Современное развитие экономики страны показывает рост уровня концентрации в различных отраслях промышленности, особенно наибольшие изменения происходят в базовых отраслях промышленности, таких как черная и цветная металлургия, ТЭК, строительная отрасль[14].

Данные таблицы 3, в которой рассчитан показатель CR3 по различным отраслям за последние 6 лет, доказывают этот рост. Для анализа уровня концентрации были выбраны отрасли тяжелой (электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение) и легкой (агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, деревообработка) промышленностей, для того, чтобы можно было также проследить уровень концентрации в зависимости от наукоемкости отрасли[15].

По данным таблицы 3 почти во всех анализируемых отраслях наблюдается рост уровня концентрации, при этом, наибольшее увеличение индекса концентрации наблюдается в наиболее наукоемких отраслях – электроэнергетике и машиностроении, в котором рост уровня концентрации увеличился почти в 2 раза.

Таблица 3

Уровень концентрации по показателю CR3 в отраслях

Отрасль

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Электроэнергетика

0.18

0.37

0.37

0.33

0.37

0.39

Цветная металлургия

0.18

0.22

0.24

0.19

0.2

0.21

Машиностроение

0.31

0.35

0.46

0.55

0.59

0.6

Агропромышленный комплекс

0.08

0.09

0.103

0.105

0.103

0.13

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

0.29

0.31

0.30

0.26

0.27

0.31

Пищевая промышленность

0.06

0.08

0.08

0.07

0.07

0.06