Файл: Тенденции изменения уровня концентрации в страховой отрасли (Анализ концентрации в отрасли страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ускоренное развитие этого сегмента рынка связано с окончанием высокодоходных депозитов, заключенных в начале 2015 г. после резкого повышения ключевой ставки Банка России. Кроме того, истекли и традиционные сроки поиска клиентами новых финансовых инструментов.

Интерес к инвестиционному страхованию жизни объясняется спецификой этого продукта, так как целевая доходность по продуктам инвестиционного страхования жизни находится выше доходности депозитов примерно на 3 пп.

К положительным качествам инвестиционного страхования жизни также можно отнести наличие налоговых льгот: получение налогового вычета в размере 13% от оплаченного страхового взноса и отсутствие обязательств
уплаты налогов по страховой выплате. Максимальный размер страхового взноса, с которого можно получить налоговый вычет, ограничен и составляет 120 тыс. руб. (применяется только для договоров сроком от пяти лет). При получении дохода, превышающего ставку рефинансирования, размер превышения облагается налогом на доходы физических лиц. Таким образом, максимально возместить можно 15,6 тыс. руб.

Одновременно рынок страхования жизни за счет юридических лиц за
2012-2016 гг. сократился на 47,47%: с 9,9 млрд. руб. до 5,2 млрд. руб., что
связано как со снижением премий по коллективным договорам страхования
заемщиков с банками, так и по корпоративному страхованию в связи с сокращением предприятиями в условиях финансовой нестабильности экономики расходов на социальные пакеты (за счет программ накопительного и пенсионного страхования жизни).

В результате изменилась доминанта в составе источников взносов
рынка страхования жизни, что связано со сменой парадигмы развития сегмента. обусловленной изменениями, происходящими в российской экономике. Рынок страхования жизни стал менее зависим от банковского сектора
и объемов выдаваемых кредитов. При этом сегмент потенциальных клиентов
страхования жизни с инвестиционной составляющей достаточно узок. Продвижение сложных продуктов требует больших временных затрат для разъяснения его сути - в результате продукт становится рентабельным для страховщика только при высоких минимальных взносах. Вместе с тем уменьшение ставок по банковским вкладам и упрощение программ инвестиционного страхования жизни создают определенные предпосылки по увеличению
продаж этого страхования гражданам не только с высоким, но и со средним
уровнем дохода.

Для рынка страхования жизни характерна развитая система дистрибуции страховых услуг. Полисы по страхованию жизни продаются через собственные агентские сети страховщиков, специализированных брокеров, банковские институты, прямые продажи через управления по работе с корпоративными клиентами, телемаркетинг, Интернет и ряд других механизмов.


В 2016 г. 78,1% премий на рынке страхования жизни было собрано через кредитные организации, 9,5% - через агентов – физических лиц, 8,6% - через брокеров, независимые агентства и другие юридические лица, 3,8% - через прямые офисные продажи (в том числе корпоративные продажи, телемаркетинг, Интернет) (рис. 1).

Рисунок 1. Структура каналов продаж на рынке страхования жизни в 2016 г. [20]

2.2. Оценка концентрации рынка страхования жизни

В сегменте работают 35 компаний, 3 из которых не заключают новые договоры страхования. За период с 2010 г. количество страховщиков жизни сократилось более чем на треть, когда их число составляло 53 единицы, что связано с уходом с рынка страховых компаний в регионах, а также компаний, созданных универсальными страховщиками, которые отказались от развития направления страхования жизни.

Следует отметить, что продолжает усиливаться и остается самой высокой по сравнению с другими видами добровольного личного страхования концентрация рынка страхования жизни (табл. 6).

Таблица 6

Динамика показателей концентрации рынка страхования жизни
в России за 2010-2016 гг., %[21]

Показатели

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

2016

год

Отклонение
2016 г. от
2010 г. (+,-)

1. ТОП-3

37,9

36,0

37,0

47,9

56,1

59,6

60,9

23,0

2. ТОП-5

51,1

54,5

59,0

66,2

713

743

75,4

24,3

3. ТОП-10

74,6

80,6

85,8

86,9

88,4

89.4

89,6

15,0

4. ТОП-20

93,5

94,6

96,5

97,5

98,1

98.8

99,4

5,9


Так, в 2016 г. на долю ТОП-20 компаний по страхованию жизни приходится 99,4% страховых взносов. Причем 10 из них контролирует около 90% данного рынка. На долю 5 крупнейших страховых компаний в 2016 г. приходилось более 75% страховых взносов по страхованию жизни. Лидерами среди ТОП-страховщиков являются ООО СК «Сбербанк страхование жизни». ГК «Росгосстрах», страховая группа «АльфаСтрахование», «Группа Ренессанс Страхование» и АО «ВТБ Страхование жизни». Первая тройка, входящая в ТОП-3, обеспечивает 60,9% страховых поступлений на данном сегменте рынка.

В соответствии с индексом Херфиндаля-Хиршмана (концентрации рынка), который рассчитан в отношении премии по страхованию жизни за 2016 г. и составил 1 489 пунктов и оценивается как умеренно концентрированный (рис. 2).

Объем премии по страхованию жизни в субъектах Российской Федерации зависит не только от численности населения, но и от концентрации населения в крупных городах, уровня доходов населения, количества банковских подразделений, через которые осуществляется страхование жизни и некоторых других факторов.

Рисунок. 2. Динамика индекса Херфиндаля-Хиршмана по рынку страхования жизни за 2010-2016 гг. [22]

С учетом этих факторов можно выделить ряд регионов в отношении потенциала развития страхования жизни:

  • по объему премий лидирующие позиции занимают регионы с численностью населения свыше 2 млн. человек. Наиболее высокий размер премий отмечается в г. Москве и Московской области и г. Санкт-Петербурге;
  • несколько регионов имеют существенно более высокие сборы премии, чем более густонаселенные регионы: Самарская область (занимая 12-е место по численности населения, находится на 3-м месте по сборам премии). Иркутская область (21-е место по численности и 15-е место по сборам). Хабаровский край (35-е место по численности и 16-е место по сборам);
  • недостаточно развивается страхование жизни в таких регионах, как Ростовская область (6-е место по численности населения и 10-е место по сборам премии), Республика Дагестан (13-е место по численности и 73-е место по сборам), Ставропольский край (15-е место по численности и 24-е место по сборам);
  • по размеру премии на душу населения лидируют г. Москва (5 304 руб.) и г. Санкт-Петербург (1 302 руб.), третье место занимает Самарская область (919 руб.).

Безусловно, развитие страхования жизни определяется в основном крупными игроками. По мере развития этой линии бизнеса и на фоне общего экономического кризиса, сопровождающегося уменьшением объемов кредитования, снижаются темпы роста и меняется структура страхования жизни: кредитные продукты уступают место накопительным и инвестиционным. Кроме того, можно ожидать продолжения данного тренда в свете вступившего в силу указания Центрального банка РФ о возможности отказа от навязанной страховки, что, скорее всего, вызовет дальнейший спад объемов кредитного страхования.


Выводы

Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что:

  • страхование жизни является одной из значимых подотраслей личного страхования, определяющей тенденции развития современного российского рынка страхования в целом;
  • российский рынок страхования жизни за период кредитного и инвестиционного роста претерпел значительные изменения, которые коснулись структуры, состава участников, целевых ориентиров страховщиков, а также самой идеологии страхования жизни в России;
  • основными негативными факторами, затормаживающими темпы развития российского рынка страхования жизни, являются низкий уровень информированности граждан и их невысокая покупательная способность, снижение кредитной активности банков, ужесточение законодательства в области регулирования страховой деятельности;
  • применение статистического анализа в части расчета показателя Херфиндаля–Хиршмана подтвердила теорию о том, что высокая концентрация доли рынка приводит к замедлению темпов роста бизнеса;
  • драйверы роста рынка страхования жизни в России возможно и необходимо применять для отрасли страхования в целом, адаптируя используемые инструменты под нужные масштабы бизнеса.

Глава 3. Проблемы концентрации в страховой отрасли и пути их решения

Страхование обеспечивает воспроизводственный процесс посредством непрерывности и сбалансированности. Под влиянием временных и постоянных факторов, страховой рынок демонстрирует тенденцию роста, его отраслей, видов и показателей. Увеличивается и количество страховых договоров.

Перемены сказались на участниках рынка и его структуре. Не так давно ситуация была такова, что большое количество страховщиков собирали небольшие премии, но сейчас произошли изменения, меньшее количество страховщиков оперирует большим количеством премий. Авторитет главных страховщиков страхового рынка возрастает, увеличивая его концентрацию.

Сама по себе концентрация рынка не так страшна, но причины ее возникновения могут сказаться на экономике страны. Факторы, способствующие патетической концентрации рынка, могут отразиться на развитии российского страхования в целом[23].

Существует несколько причин возникновения непропорциональной концентрации рынка. Первое, что нужно выделить, это требование к уставному капиталу. Увеличение уставного капитала в четыре раза фатально сказалось на многих страховщиках, страховые организации покинули рынок в большом количестве[24].


Низкая платежеспособность населения и спрос на страховые услуги также является весомым фактором, который провоцирует возникновение высокой концентрации рынка. Страховые компании с большим страховым портфелем, имея меньшую убыточность, могут предложить низкие тарифные ставки, что вызывает интерес со стороны страхователей. На примере регионов можно увидеть, что крупные нерегиональные компании превалируют над небольшими региональными.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на концентрацию рынка в России, обусловлен взаимодействием банков и страховых организаций. Банки работают с крупными страховыми компаниями, производя определенные операции. При этом только страховые компании с гарантией платежеспособности могут попасть на этот рынок. Средние и малые страховые организации, не являясь аккредитованными, на рынок банковских услуг не попадают[25].

На сегодняшний день именно топовые страховые организации диктуют правила. Это проявляется в том, что эти страховщики ведут свою политику, лишь имитируя защиту прав и благие намерения. Такая ситуация может существенно повлиять на рынок страхования и цену страхового продукта. Проще говоря, эти страховщики могут занижать цену до тех пор, пока более мелкие не уйдут с рынка, а добившись этого, поднимут цену, сделав клиентов зависимыми от их предложения[26].

Государство должно повышать свою роль и над ценообразованием в страховании. Усиленный контроль позволит избежать возможных казусов и последствий действий страховщиков. Способы регулирования могут быть различны.

Налоговые льготы, предоставляемые страховщикам, вызывают множество споров и разногласий. Специалисты выделяют этот способ, как регулирование через налоговое законодательство.

Как одно из направлений регулирования можно выделить деятельность актуариев. Страховые организации обычно обращаются к крупным, сертифицированным и лицензированным организациям[27]. Актуарий выносит вердикт по страховой компании, определяя адекватность тарифов и осуществляя, тем самым, защиту интересов страхователей.

Государство также должно осуществлять мониторинг над доходами страховщиков[28]. Поводом для внимания может стать резкое наращивание страховой компанией собираемых взносов. Практика показывает, что компания, резко нарастив свой капитал, может перестать отвечать по своим обязательствам[29]. Такие действия подрывают доверие клиентов и отбивает интерес у страхователей.