Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Теоретические основы конкурентных стратегий предприятия).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы конкурентных стратегий предприятия
Глава 2 анализ конкурентной стратегии ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.1 Организационно экономическая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.2 Анализ внешней среды и конкурентных сил ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.3 Преимущества применения стратегии дифференциации ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Глава 3 Конкурентные стратегии российских предприятий пищевой промышленности в условиях глобализации
3.1 Конкурентные стратегии российских предприятий пищевой промышленности
3.2 Конкурентные стратегии российских предприятий в условиях глобализации
2.1 Организационно экономическая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - российская продовольственная компания. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Вимм-Билль-Данн Продукты питания».
История компании начиналась в ноябре 1992 года.
В конце 90-х годов «Вимм-Билль-Данн» начал активно приобретать молочные предприятия в регионах России и странах СНГ, создавая единую производственную сеть. В 2001 году была создана управляющая компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», которая определяет стратегические направления деятельности группы. Были также сформированы две самостоятельные бизнес-единицы - «ВБД-Молоко» и «ВБД-Сок», в которые были объединены предприятия соответствующего профиля. Это позволило каждому из направлений сфокусировать деятельность на развитии своего ключевого бизнеса. Каждая из бизнес-единиц, в свою очередь, состоит из региональных дирекций, что обеспечивает возможность эффективной деятельности на огромной территории России и ее соседей по СНГ.
На протяжении всей истории своего существования Компания осуществляла прорывы: выпуск первой упаковки сока, создание первого отечественного сокового бренда, начало выпуска молочных брендов, приобретение региональных предприятий, начало экспортной программы по продвижению нашего морса. В этом году мы можем с гордостью сказать, что компания стала первой среди производителей продуктов питания, разместившей свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. А теперь мы являемся одной из немногих российских компаний с таким высоким уровнем открытости и прозрачности.
Основной целью ОАО «Вимм-Билль-Данн» является наиболее полно и качественное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц продукции (работа, услуга), производимой (выполняемой, оказываемых) ОАО с уставной деятельностью, а так же получением прибыли.
Основным видом деятельности ОАО «Вимм-Билль-Данн» является производство и реализация продуктов питания, а так же организация производства данной продукции.
В соответствии с Уставом ОАО «Вимм-Билль-Данн» может осуществлять следующие виды деятельности:
- производство и реализацию молочных и кисломолочных продуктов,
- овощеводство, выращивание плодов и ягодных культур, посадочного материала плодовых насаждений, культур для производства напитков,
- переработка молока и производство сырья,
- производство и реализация продуктов питания, соков и напитков,
- производство и реализация минеральной воды,
- оптово-розничная торговля,
- хозяйственное управление розничной и оптовой торговлей,
- снабжение и сбыт,
- хозяйственное управление материально-техническим снабжением и сбытом,
-маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов управления,
-транспортно-экспедиционное обслуживание,
-внешнеэкономическая деятельность.
- др. виды деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами.
В настоящее время компания «Вимм-Билль-Данн» является ведущим производителем молочных продуктов на рынке Московской области.
Философия организации базируется на следующих принципах:
- максимальное удовлетворение потребностей клиента путем предоставления услуг только высокого качества;
- постоянная совместная работа с клиентами;
- направленность действий на долгосрочную перспективу;
- уверенность в своих возможностях и полная ответственность по всем принятым на себя обязательствам;
- совершенствование каждого сотрудника;
- качество и надежность доставки грузов.
Миссия ОАО «Вимм-Билль-Данн»: Являться лучшим партнером для всех заинтересованных сторон: создавать конкурентные преимущества для своих потребителей, генерировать растущий и надежный спрос для поставщиков, гарантировать привлекательный доход для акционеров и достойный уровень оплаты труда работникам компании, способствовать раскрытию творческого потенциала работников. Наиболее значимые и приоритетные стандарты поведения в компании отражены в стратегических ценностях ОАО «Вимм-Билль-Данн»: постоянное улучшение путем раскрытия творческого потенциала работников, ориентация на результат, командный дух, доверие и честность, готовность принять вызов, лидерство, ориентация на потребителя, социальная ответственность.
Рассмотрим цели ОАО «Вимм-Билль-Данн» в аспекте долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей (на примере целей фирмы в сфере ее доходов):
1. Прибыльность. Долгосрочная цель: Рост прибыльности организации на 20% к 2015г. Среднесрочные цели: Увеличение прибыли до 10 млн. руб. в год к 2013г. Увеличение рентабельности продаж на 10% в 2013г. Увеличение рентабельности торговых площадей на 10% в 2013г. Увеличение рентабельности вложений в организацию на 10% в 2013г. Краткосрочные цели: Увеличение прибыли от реализации продукции до 8,5 млн. руб. в 2013г. Увеличение прибыли от внереализационных операций на 10% к 2013г. Снижение издержек на 15% в 2013 г.
2. Рынки. Долгосрочная цель: Увеличение доли рынка в г. Нижний Новгород до 30% к 2015г. Среднесрочные цели: Стимулирование продаж. Увеличение объема продаж на 30% в 2013г. Краткосрочные цели: Усиление рекламы. Введение скидок при ценообразовании по различным пунктам в 2012г. Расширение рынков сбыта. Увеличение объема самостоятельных закупок до 25% в 2013г. Снижение цен на 5-10% в 2012г.
3. Производительность (эффективность). Долгосрочная цель: Увеличение производительности труда торговых работников на 30% к 2015г. Среднесрочные цели: Увеличение количества проданной продукции на 1 работника за 8-час. рабочий день на 25% в 2013г. Повышение квалификации торгового персонала. Краткосрочные цели: Повышение уровня компьютеризации. Автоматизация и механизация погрузочно-разгрузочных работ. Совершенствование организации производства и труда.
4. Финансовые ресурсы. Долгосрочные цели: Достижение финансовой устойчивости организации. Среднесрочные цели: Достижение стабильной платежеспособности фирмы. Краткосрочные цели: Увеличение оборотного капитала фирмы на 15% в 2013г.
Таким образом, фирма ОАО «Вимм-Билль-Данн» установила цели в различных сферах, способствующие достижению своей миссии.
Финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Вимм-Билль-ДаннПродукты питания» молочного комбината «Московский» (филиал ОАО «ВБД» осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством и уставом общества.
За период 2012-2013 гг. предприятие увеличило товарооборот на 422 305,05 тыс. руб., или на 25,84% (125,84-100) этот рост вызван ростом себестоимости товаров, которая в 2013 году возросла на 317378,60 тыс.руб. Предприятие в 2013 году приобрело дополнительные основные средства, за счет чего их стоимость возросла на 23 087,38 тыс. руб. или на 12,09 % (112,09-100). За счет большего роста выручки от продаж, чем рост стоимости основных средств возросла фондоотдача на 1,05 пункта или 12,27 % (112,27-100). В 2013 году численность работников составила 613 человек, что на 13 человека больше, чем в 2012 году. При этом величина производительности труда возросла на 631,16 тыс.руб. или 23,18%. Фонд оплаты труда возрос на 22 455,84 тыс.руб. или на 124,28% (124,28-100). Рост заработной платы составил 21,62%, что ниже уровня инфляции, который в 2013 году составил 8,3%, поэтому материальное положение сотрудников улучшилось. В 2013 году резко возросла стоимость капитала на 24 842,00 тыс.руб., за счет роста нераспределенной прибыли. Рост чистой прибыли составил 100,46% , поэтому вызвал рост рентабельности собственного капитала, которая в 2013 году повысилась на 0,17 пункта.
Исходя, из выше изложенных данных, можно сделать вывод, что организация находиться на стадии роста, т.к. главными задачами организации и целями являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.
2.2 Анализ внешней среды и конкурентных сил ОАО «Вимм-Билль-Данн»
В этой главе будет приведен анализ конкурентных сил ОАО «Вимм-Билль-Данн» на рынке молочной продукции.
Потенциальные конкуренты (1 – слабое воздействие). Новый игрок практически не может выйти на рынок, поскольку, несмотря на относительно высокую рентабельность данного бизнеса, начинать его с нуля требует больших материальных затрат.
Потребители (1 – слабое воздействие). Молочные продукты относятся к категории продуктов питания, товаров первой необходимости и повседневного спроса. Поэтому спрос на молочные продукты неэластичен (снижение или повышение цен не приводит к значительным изменениям спроса). И хотя после кризиса потребление молочных продуктов в России снизилось, произошло это в основном за счет снижения спроса на молочные продукты более дорогой ценовой категории: различные молочные муcсы, коктейли, пудинги, десерты с наполнителями, сыры. Зато объемы потребления кефира, йогуртов, молока после кризиса практически не снизились, а даже наоборот.
Поставщики (2 – среднее воздействие). Производство молочной продукции напрямую зависит от поставок молока на производство. В течение нескольких лет отмечалось резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Однако в последнее время снижение поголовья несколько замедлилось.
Товары заменители (1 – слабое воздействие). Компания «Вимм Билль Данн» является лидером на рынке молочных продуктов и прочно занимает эту позицию. Отлаженное производство и новейшие технологии позволяют ей производить товары, максимально соответствующие сравнению «цена-качество». Тем не менее, необходимо учитывать смещение спроса с элитных товаров на их экономичные заменители.
Уровень конкурентной борьбы (3-сильное воздействие). В настоящее время российский рынок молочных продуктов является высококонкурентным, что вызвано, с одной стороны, наличием существенного числа небольших региональных игроков и, с другой стороны, активными действиями иностранных производителей, проявляющих интерес к этому рынку. Danone-Юнимилк, Parmalat, Campina, Lactalis и Ehrmann имеют свои производства в России, преимущественно в Московском регионе и составляют особо острую конкуренцию в сегменте йогуртов и десертов – более доходном сегменте по сравнению с традиционными молочными продуктами. Три крупнейших производителя в России контролируют чуть более 60% рынка, что несколько ниже среднеевропейского уровня (70%). Однако, несмотря на продолжающуюся консолидацию, переработка молока все еще остается крайне фрагментированным рынком. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) на рынке присутствует более 1500 больших, средних и малых предприятий. Ожидается, что по мере развития инфраструктуры и появления новых национальных брендов, сделки по слияниям и поглощениям продолжатся. Основной предпосылкой станет желание крупных производителей собрать c рынка все привлекательные производственные активы.
В таблице 1 представлены основные заинтересованные лица и группы ОАО «Вимм-Билль-Данн», их вклад и ожидания.
Таблица 1
Стэйкхолдеры компании "Вимм-Билль-Данн"
Стэйкхолдеры |
Вклад |
Ожидания |
Внешняя среда |
||
Государство |
Услуги обществу |
Своевременная и полная оплата налогов и платежей в федеральный и местные бюджеты |
Общество |
Инфраструктура |
Создание рабочих мест. Выполнение экологических требований. |
Потребители и клиенты |
Покупка продукции или услуги |
Приемлемая цена соответствующего качества молочной и соковой продукции |
Инвесторы |
Капитал |
Проценты на вложенный капитал Длительность сотрудничества Участие в управлении |
Поставщики |
Обеспечение эффективности производства |
Выгодные условия сотрудничества |
Внутренняя среда |
||
Собственники |
Собственный капитал |
Повышение доходности бизнеса. Повышение стоимости компании. Участие в управлении |
Акционеры |
Собственный капитал |
Рост курсовой стоимости акций. Максимизация дивидендов. Ликвидность акций |
Топ-менеджмент |
Знания и умения стратегического управления |
Оценка труда в соответствии с вкладом. Опционы. Бонусы. Премии. Социальный статус |
Менеджмент |
Знания и умения оперативного управления |
Заработная плата. Социальный пакет. Премии. Социальный статус |
Рабочие и служащие |
Приведение в действие средств и предметов труда |
Заработная плата |
Отдельно стоит рассмотреть экономических партнеров ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Одной из важнейших причин успешного бизнеса компании «Вимм-Билль-Данн» стало сотрудничество с транснациональной корпорацией Tetra Pak — мировым лидером в производстве оборудования и материалов для асептической упаковки жидких продуктов питания. Около полувека назад специалисты Tetra Pak разработали ставшую впоследствии знаменитой прямоугольную картонную упаковку для напитков, которая за счет своей надежности и удобства приобрела широкую популярность среди потребителей по всему миру. Партнерство компаний «Вимм-Билль-Данн» и Tetra Pak можно без преувеличения назвать стратегическим и нацеленным на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. Партнерские отношения группа «Вимм-Билль-Данн» поддерживает и с такими известными компаниями, как SIG Combibloc, GEA Finnah, Senaplast, APV. Установка на предприятиях «Вимм-Билль-Данн» фасовочных автоматов ТВА, линий GEA Finnah, систем получения стерильного воздуха и моечных систем Mariani (Италия) дает возможность повысить качество и потребительские свойства продуктов, обеспечить продукты удобной для покупателя упаковкой, оптимизировать процессы производства.