Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Теоретические основы конкурентных стратегий предприятия).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы конкурентных стратегий предприятия
Глава 2 анализ конкурентной стратегии ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.1 Организационно экономическая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.2 Анализ внешней среды и конкурентных сил ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.3 Преимущества применения стратегии дифференциации ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Глава 3 Конкурентные стратегии российских предприятий пищевой промышленности в условиях глобализации
3.1 Конкурентные стратегии российских предприятий пищевой промышленности
3.2 Конкурентные стратегии российских предприятий в условиях глобализации
Введение
Эффективность и обоснованность принимаемых компаниями стратегических решений зависит от особенностей и перспектив развития отрасли, от качества выполняемого ими внешнего и внутреннего стратегического анализа. Являясь ключевым аналитическим элементом стратегического управления, он позволяет частично снизить неопределенность при принятии стратегических решений и обосновать выбор стратегий фирмы, адекватных рыночным условиям, что напрямую связано с конкурентоспособностью компаний. Стратегический анализ входит в число наиболее значимых управленческих инноваций, которые изменили устоявшиеся правила конкуренции, обеспечили конкурентное преимущество первым внедрившим их компаниям и широко применяются в настоящее время.
Взаимозависимость отраслей национальной экономики, изменение их структуры и границ, межотраслевая и межстрановая интеграция, длительные партнерские отношения, зависимость от мировых рынков и развития секторов новой экономики - являются причиной высокой скорости и непредсказуемости изменений условий ведения бизнеса, наблюдаемых на современных рынках.
Промышленность была и остается основой развития российской экономики. Являясь ее структурообразующей отраслью, промышленность непосредственно влияет на возможности достижения стратегических целей государства как выразителя целей общества. Решение задачи модернизации экономики, поставленной политическим руководством страны, объективно усиливает потребность в использовании методологии стратегического управления развития ее промышленного сектора по всей иерархии уровней управления, в том числе на уровне ее основного звена — промышленного предприятия.
Из теории систем известно, что результаты их развития зависят, главным образом, от двух факторов — потенциала системы и управления изменениями этого потенциала. Это актуализирует, в свою очередь, проблемы выяснения сущности, основных требований и сценарных условий стратегического развития промышленного сектора экономики с учетом территориальных особенностей его дислокации, сущности и состава экономического потенциала промышленного предприятия, методов его оценки, формирования системы стратегического управления его развитием с учетом территориальных особенностей.
Специфика конкурентных стратегий промышленного сектора экономики РФ рассматривалась в работах А.И. Кибиткина, СВ. Кузнецова, А.С. Малчинова, С.С. Неустроева, М.В. Свириденко, B.C. Селина, Т.П.Скуфьиной, П.В. Соколова и др.
Цель курсовой работы - рассмотреть конкурентные стратегии компании на примере предприятий пищевой промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы конкурентных стратегий на промышленных предприятиях.
2. Провести анализ стратегических преимуществ Российской компании молочной продукции ОАО «Вимм-Биль-Данн».
3. Выявить конкурентные стратегии российских предприятий пищевой промышленности в условиях глобализации.
Объект исследования предприятие пищевой промышленности ОАО «Вимм-Биль-Дам».
Предметом исследования являются процессы формирования стратегического потенциала предприятий пищевой промышленности, условия и факторы его развития.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных различным аспектам проблем стратегического управления, развития экономического потенциала промышленного предприятия, а также работы, раскрывающие методологические вопросы стратегического развития промышленности.
Информационное обеспечение исследования составили законодательные акты РФ, материалы научных и научно-практических конференций. В работе использованы официальные статистические данные и методические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, первичные данные предприятий пищевой промышленности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы конкурентных стратегий предприятия
Некоторые авторы не разделяют понятия «стратегия» и «конкурентная стратегия», считая, что назначением любой стратегии является позиционирование компании на рынке в условиях конкуренции. Так стратегия в отдельном бизнесе уже является конкурентной, таким образом, «стратегия» чаще всего трактуется как «конкурентная стратегия».[1]
1. «Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми руководствуются в своей деятельности экономические агенты», – И. Ансофф.
2. «Стратегия – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей», – А. Томпсон, А. Стрикленд.
3. «Стратегия – это определение и упрочение уникальной позиции компании, разрешение компромиссов и оптимальный подбор видов деятельности»; «сущность разработки стратегии проистекает из характера самой конкуренции», – М. Портер.
4. «Корпоративная стратегия – паттерн принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает ее основную политику и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность компании, тип экономической и человеческой организации, которого придерживается или к которому склонна данная корпорация, а также природу экономических и внеэкономических достижений, которые она намеревается предложить», – К. Эндрюс.
5. «Стратегия – паттерн или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое», – Дж. Куинн.
6. «Стратегия – прием, план, паттерн, позиция и перспектива», – Г. Минцберг.
7. «Стратегия – деятельность по формированию рынка, в отличие от пассивной реакции на рынок», – М. Бест.
8. «Стратегия – это искусство направлять организацию таким образом, чтобы она продолжала существовать и добилась преимущества над конкурентами», «это ключ к ее выживанию», – М. Коленсо. Представитель японской концепции стратегического управления М. Коленсо определяет стратегию как искусство. Но его мнение противоречиво, так как признавая процесс формирования стратегии искусством, автор предлагает научные методы его создания, применения, использования.
В то же время трактует его как функцию выживания корпорации, независимо от периода ее развития и состояния внешней среды. Портер М. в своих работах предлагает различные определения стратегии. Общим является то, что в каждом определении подчеркивается ее конкурентный характер. Томпсон А. и Стрикленд А., Портер М., Бест М. не разделяют категорий «стратегия» и «конкурентная стратегия».
Другие представители практической школы современного зарубежного стратегического менеджмента – Г. Минцберг, Дж. Куинн и К. Эндрюс – рассматривают стратегию как своеобразный паттерн или план, определяющий долгосрочное направление развития фирмы. Куинн подчеркивает, что «правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов».
В законодательстве РФ содержание конкуренции определяется – как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке». [2]
Институционально-ориентированное определение конкуренции, предложено Г. Петропавловой. Конкуренция, по её мнению – «не запрещенная законодательством деятельность, направленная на получение выгод и преимуществ перед конкурентами, при достижении ими одних и тех же долгосрочных целей». Данная трактовка, определяет только границы и общее, абстрактно–логическое содержание понятия, но представляется наиболее адекватной целям настоящего исследования.
1. «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное на- правление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, при- водящее организацию к ее целям», – О. Виханский.
2. «Экономическая стратегия – вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей; вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей», – А. Градов.
3. «Стратегия – согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия, и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия», – Г. Клейнер.
4. «Стратегия фирмы – совокупность ее действий, в которой отдельные комбинации поведения фирмы подчинены заранее обдуманному плану, помогающему ей достичь установленной цели», – Н. Розанова.
5. «Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», – А. Люкшинов.
6. «Стратегия обычно определяется как реакция предприятия на внешние возможности, требования и опасности в соответствии с уровнем компетенции его персонала и имеющимися средствами.
Стратегия не самоцель, а ряд направлений и вариантов достижения основных будущих целей предприятия», – С. Ильдеменов, О. Дранко.
Розанова Н. уточняет понятие категории: в содержание вкладывается конкурентная сущность. Розанова определяет границы применения категории «стратегическое поведение» структурой рынка: «Стратегическое поведение свойственно только рынку олигополии…». Олигополия (греч. «oligos» – несколько, «poleo» – продаю, торгую) – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Но точнее здесь использовать не понятие «олигополия», а понятие «несовершенная конкуренция», так как ориентация на конкуренцию свойственна всем рыночным структурам (кроме совершенной конкуренции и монополии), хотя и в разной степени. Майминас Е. и Тамбовцев В. предлагают определение стратегии как «обобщенного плана распределения ресурсов между временными интервалами и направлениями их использования», то есть представляют ее как систему правил и ограничений принятия решений на всех уровнях управления (как и в определении Петропавловой). Различие лишь в том, что в случае с конкуренцией ограничения и правила устанавливаются законодательно либо органами исполнительной власти, региональными и отраслевыми особенностями – внешними для фирмы факторами, а при определении стратегии – самой фирмой, ее менеджерами и собственниками – внутренними факторами. Другой представитель отечественного прикладного направления А. Градов использует термин «экономическая стратегия или стратегия экономического управления», отождествляя, как и Портер, «экономическую стратегию» с «конкурентной» стратегией фирмы. [3]
Применительно к экономической организации понятие «стратегия» не может быть использовано вне контекста с конкуренцией (исключения составляют условия совершенной конкуренции и монополии). Не являет- ся она и искусством. Разделение категорий «стратегия» и «конкурентная стратегия» возможно при изучении организаций. Поведение фирмы в со- временной экономической системе, независимо от размеров и масштабов ее функционирования, не может быть не ориентировано на конкуренцию, как и «конкурентоспособность фирмы может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами». Сравнительный анализ содержаний понятия «стратегия», представ- ленных различными авторами в управленческой науке, позволяет сделать вывод о том, что общим для них является характеристика стратегии как своеобразного плана деятельности, предполагающего определение фирмы как иерархической структуры с присущими ей и доминирующими отношениями подчинения и контроля.[4]