Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Теоретические основы конкурентных стратегий предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эффективность и обоснованность принимаемых компаниями стратегических решений зависит от особенностей и перспектив развития отрасли, от качества выполняемого ими внешнего и внутреннего стратегического анализа. Являясь ключевым аналитическим элементом стратегического управления, он позволяет частично снизить неопределенность при принятии стратегических решений и обосновать выбор стратегий фирмы, адекватных рыночным условиям, что напрямую связано с конкурентоспособностью компаний. Стратегический анализ входит в число наиболее значимых управленческих инноваций, которые изменили устоявшиеся правила конкуренции, обеспечили конкурентное преимущество первым внедрившим их компаниям и широко применяются в настоящее время.

Взаимозависимость отраслей национальной экономики, изменение их структуры и границ, межотраслевая и межстрановая интеграция, длительные партнерские отношения, зависимость от мировых рынков и развития секторов новой экономики - являются причиной высокой скорости и непредсказуемости изменений условий ведения бизнеса, наблюдаемых на современных рынках.

Промышлен­ность была и остается основой развития российской экономики. Являясь ее структурообразующей отраслью, промышленность непосредственно влияет на возможности достижения стратегических целей государства как выразителя це­лей общества. Решение задачи модернизации экономики, поставленной поли­тическим руководством страны, объективно усиливает потребность в использо­вании методологии стратегического управления развития ее промышленного сектора по всей иерархии уровней управления, в том числе на уровне ее основ­ного звена — промышленного предприятия.

Из теории систем известно, что результаты их развития зависят, главным образом, от двух факторов — потенциала системы и управления изменениями этого потенциала. Это актуализирует, в свою очередь, проблемы выяснения сущности, основных требований и сценарных условий стратегического разви­тия промышленного сектора экономики с учетом территориальных особенно­стей его дислокации, сущности и состава экономического потенциала про­мышленного предприятия, методов его оценки, формирования системы страте­гического управления его развитием с учетом территориальных особенностей.

Специфика конкурентных стратегий промышленного сектора экономики РФ рассматривалась в работах А.И. Кибиткина, СВ. Кузне­цова, А.С. Малчинова, С.С. Неустроева, М.В. Свириденко, B.C. Селина, Т.П.Скуфьиной, П.В. Соколова и др.


Цель курсовой работы - рассмотреть конкурентные стратегии компании на примере предприятий пищевой промышленности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические основы конкурентных стратегий на промышленных предприятиях.

2. Провести анализ стратегических преимуществ Российской компании молочной продукции ОАО «Вимм-Биль-Данн».

3. Выявить конкурентные стратегии российских предприятий пищевой промышленности в условиях глобализации.

Объект исследования предприятие пищевой промышленности ОАО «Вимм-Биль-Дам».

Предметом исследования являются процессы формирования стратегического потенциала предприятий пищевой промышленности, условия и факторы его развития.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных различным аспектам проблем стратегического управления, развития экономи­ческого потенциала промышленного предприятия, а также работы, раскрываю­щие методологические вопросы стратегического развития промышленности.

Информационное обеспечение исследования составили законодательные акты РФ, материалы научных и научно-практических конференций. В работе использованы официальные статистические данные и методические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, первичные данные предприятий пищевой промышленности.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретические основы конкурентных стратегий предприятия

Некоторые авторы не разделяют понятия «стратегия» и «конкурентная стратегия», считая, что назначением любой стратегии является позиционирование компании на рынке в условиях конкуренции. Так стратегия в отдельном бизнесе уже является конкурентной, таким образом, «стратегия» чаще всего трактуется как «конкурентная стратегия».[1]

1. «Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми руководствуются в своей деятельности экономические агенты», – И. Ансофф.

2. «Стратегия – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей», – А. Томпсон, А. Стрикленд.


3. «Стратегия – это определение и упрочение уникальной позиции компании, разрешение компромиссов и оптимальный подбор видов деятельности»; «сущность разработки стратегии проистекает из характера самой конкуренции», – М. Портер.

4. «Корпоративная стратегия – паттерн принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает ее основную политику и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность компании, тип экономической и человеческой организации, которого придерживается или к которому склонна данная корпорация, а также природу экономических и внеэкономических достижений, которые она намеревается предложить», – К. Эндрюс.

5. «Стратегия – паттерн или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое», – Дж. Куинн.

6. «Стратегия – прием, план, паттерн, позиция и перспектива», – Г. Минцберг.

7. «Стратегия – деятельность по формированию рынка, в отличие от пассивной реакции на рынок», – М. Бест.

8. «Стратегия – это искусство направлять организацию таким образом, чтобы она продолжала существовать и добилась преимущества над конкурентами», «это ключ к ее выживанию», – М. Коленсо. Представитель японской концепции стратегического управления М. Коленсо определяет стратегию как искусство. Но его мнение противоречиво, так как признавая процесс формирования стратегии искусством, автор предлагает научные методы его создания, применения, использования.

В то же время трактует его как функцию выживания корпорации, независимо от периода ее развития и состояния внешней среды. Портер М. в своих работах предлагает различные определения стратегии. Общим является то, что в каждом определении подчеркивается ее конкурентный характер. Томпсон А. и Стрикленд А., Портер М., Бест М. не разделяют категорий «стратегия» и «конкурентная стратегия».

Другие представители практической школы современного зарубежного стратегического менеджмента – Г. Минцберг, Дж. Куинн и К. Эндрюс – рассматривают стратегию как своеобразный паттерн или план, определяющий долгосрочное направление развития фирмы. Куинн подчеркивает, что «правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов».


В законодательстве РФ содержание конкуренции определяется – как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке». [2]

Институционально-ориентированное определение конкуренции, предложено Г. Петропавловой. Конкуренция, по её мнению – «не запрещенная законодательством деятельность, направленная на получение выгод и преимуществ перед конкурентами, при достижении ими одних и тех же долгосрочных целей». Данная трактовка, определяет только границы и общее, абстрактно–логическое содержание понятия, но представляется наиболее адекватной целям настоящего исследования.

1. «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное на- правление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, при- водящее организацию к ее целям», – О. Виханский.

2. «Экономическая стратегия – вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей; вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей», – А. Градов.

3. «Стратегия – согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия, и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия», – Г. Клейнер.

4. «Стратегия фирмы – совокупность ее действий, в которой отдельные комбинации поведения фирмы подчинены заранее обдуманному плану, помогающему ей достичь установленной цели», – Н. Розанова.

5. «Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», – А. Люкшинов.

6. «Стратегия обычно определяется как реакция предприятия на внешние возможности, требования и опасности в соответствии с уровнем компетенции его персонала и имеющимися средствами.

Стратегия не самоцель, а ряд направлений и вариантов достижения основных будущих целей предприятия», – С. Ильдеменов, О. Дранко.

Розанова Н. уточняет понятие категории: в содержание вкладывается конкурентная сущность. Розанова определяет границы применения категории «стратегическое поведение» структурой рынка: «Стратегическое поведение свойственно только рынку олигополии…». Олигополия (греч. «oligos» – несколько, «poleo» – продаю, торгую) – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.


Но точнее здесь использовать не понятие «олигополия», а понятие «несовершенная конкуренция», так как ориентация на конкуренцию свойственна всем рыночным структурам (кроме совершенной конкуренции и монополии), хотя и в разной степени. Майминас Е. и Тамбовцев В. предлагают определение стратегии как «обобщенного плана распределения ресурсов между временными интервалами и направлениями их использования», то есть представляют ее как систему правил и ограничений принятия решений на всех уровнях управления (как и в определении Петропавловой). Различие лишь в том, что в случае с конкуренцией ограничения и правила устанавливаются законодательно либо органами исполнительной власти, региональными и отраслевыми особенностями – внешними для фирмы факторами, а при определении стратегии – самой фирмой, ее менеджерами и собственниками – внутренними факторами. Другой представитель отечественного прикладного направления А. Градов использует термин «экономическая стратегия или стратегия экономического управления», отождествляя, как и Портер, «экономическую стратегию» с «конкурентной» стратегией фирмы. [3]

Применительно к экономической организации понятие «стратегия» не может быть использовано вне контекста с конкуренцией (исключения составляют условия совершенной конкуренции и монополии). Не являет- ся она и искусством. Разделение категорий «стратегия» и «конкурентная стратегия» возможно при изучении организаций. Поведение фирмы в со- временной экономической системе, независимо от размеров и масштабов ее функционирования, не может быть не ориентировано на конкуренцию, как и «конкурентоспособность фирмы может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами». Сравнительный анализ содержаний понятия «стратегия», представ- ленных различными авторами в управленческой науке, позволяет сделать вывод о том, что общим для них является характеристика стратегии как своеобразного плана деятельности, предполагающего определение фирмы как иерархической структуры с присущими ей и доминирующими отношениями подчинения и контроля.[4]

Глава 2 анализ конкурентной стратегии ОАО «Вимм-Билль-Данн»