Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Возникновение и развитие налогообложения).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие налогообложения.
История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов
1.2. Развитие налогообложения в России
Глава 2. Налоговая система России
2.1. Понятие и характеристика налоговой системы
2.2 Принципы российской налоговой системы
2.3 Механизм управления налоговой системой
Глава 3. Реформирование налоговой системы России
3.1 Сущность и этапы реформирования налоговой системы России
Принцип законности налогообложения. Пункт 1 ст. 3 Налогового
кодекса устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать только те налоги и сборы, которые установлены законом.
Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны быть установлены с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Данный принцип состоит в том, что каждое лицо перед обществом несет равные обязанности. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не должны иметь дискриминационный характер и применяться различно исходя из расовых, национальных, социальных, религиозных и других подобных критериев. Нельзя вводить дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.
Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса принято, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Не допускаются налоги и сборы, которые препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав.
Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство Российской Федерации, т.е. прямо либо косвенно в пределах территории России ограничивают свободное перемещение товаров (работ, услуг) либо финансовых средств.
Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Пункт 5 статьи 3 определяет, что уплата налогов и сборов, а также иных взносов и платежей предусматривается только Налоговым кодексом. Конституция РФ
определяет установление налогов и сборов только федеральными законами.
Принцип определенности налоговой обязанности. В пункте 6 статьи
3 говорится о том, что должны быть установлены все элементы налогообложения при утверждении налогов. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть отображены таким образом, чтобы все точно знали, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке они должны платить.
Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, неясности и противоречия актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Налоговые системы государств имеют национальные особенности, которые формируются в соответствии с определенными принципами. Однако налоговая система любого государства призвана добиться следующих целей:
- служить интересам государственной казны;
- стимулировать, но не препятствовать предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, т.е. заинтересовывать налогоплательщиков в расширении производства;
- в определенной мере ослаблять деление общества на классы.
Налоговая система РФ в настоящее время реально влияет на упрочнение рыночных основ, способствует развитию производства и служит одним из барьеров на пути социального обнищания населения.
2.3 Механизм управления налоговой системой
Управление налоговой системой относится к важнейшему виду межотраслевого государственного управления, так как это связано с материальной основой деятельности практически всех органов власти, учреждений, предприятий, индивидуальных предпринимателей и обычных граждан. Управление налоговой системой это процесс развития нормативно - правовой базы и надлежащей ей распорядительной и исполнительной деятельности, которая осуществляется органами государственной власти и государственного управления, наделенными властными полномочиями в сфере налогообложения.[5]
Механизм управления налоговой системой - это совокупность правовых норм, организационных мер и разных рычагов воздействия, которые определяют порядок управления налоговой системой страны и направлены на приведение этой системы в соответствие с методами, целями и формами государственной налоговой политики.[6]
Организационная структура – это внутреннее устройство механизма управления налоговой системой.[9, с. 132] Она строится на иерархической основе, где нижестоящие уровни подчиняются вышестоящим уровням управления (рис. 4).
Вертикаль управляющего воздействия
Федеральное
Собрание РФ
Президент РФ
Правительство РФ
Минфин РФ
Минэкономразвития РФ
ФНС РФ
Другие службы
ФТС РФ
Законодательные органы
субъектов РФ
Органы исполнительной
власти субъектов РФ
Управления ФНС по субъектам РФ
Территориальные
органы федеральных
служб
Горизонтальные
воздействия
Представительные органы местного самоуправления
Инспекции ФНС по районам, городам
Рис. 4 Организационная структура механизма управления налоговой
системой
Из рисунка видно, что структура механизма управления налоговой системой является вертикально-линейной, когда реализация отношений субъектов этого механизма, организационно подчинено друг другу. Действие механизма управления осуществляется с помощью одного из элементов самой налоговой системы, а именно налогового администрирования. [7,с. 206] Деятельность государственных органов по управлению налоговой системой носит надведомственный характер. Изданные ими акты обязательны для всех органов государственного управления и местного самоуправления, не подчиненных им учреждений, предприятий, организаций и граждан.
Механизм управления налоговой системой страны имеет следующие признаки:
- строгая иерархичность построения;
- сочетание вертикальных и горизонтальных управляющих воздействий;
- федеральное устройство его построения;
- надведомственный характер методов управления;
- наличие сигналов обратного управляющего воздействия;
- реализация этого механизма через элементы самой налоговой системы.
Таким образом, налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность правил и норм, устанавливающих правомочия и систему ответственности сторон, которые участвуют в налоговых правоотношениях. Российская налоговая система классифицируется как умеренно фискальная, косвенная, централизованная, нейтральная.
Большинство экспертов утверждает, что в настоящее время, когда принят курс на модернизацию российской экономики, необходимо его подкреплять не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.
Глава 3. Реформирование налоговой системы России
3.1 Сущность и этапы реформирования налоговой системы России
Существенные изменения в социально-экономической политике государства являются основанием для изменения концепции и стратегии налоговой политики и новой налоговой реформы. Результатом реформы является эволюционное развитие налоговой системы, которая временно соответствует текущей социально-экономической ситуации в стране. Процесс создания эффективной и справедливой системы налогов оказался длительным и достаточно сложным.
Начало первого этапа налоговой реформы в Российской Федерации приходится на 1991 г., когда был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и около 20 соответствующих законов по основным видам налогов, которые стали составлять базу построения новой налоговой системы России. Формирование налоговой системы происходило при отсутствии отечественного опыта, упрощенного копирования зарубежных налоговых систем, без учета российской специфики, низкой налоговой культуры и ответственности налогоплательщиков, отсюда и ее невысокая эффективность.
Главным достоинством первого этапа реформирования было то, что применялись научные принципы налогообложения и попытки связать налоги в единую систему. Оценивая в общем, сформированную налоговую систему, можно сказать, что:
- с финансовой точки зрения налоговая система была довольно-таки разнообразной, так как охватывала все объекты налогообложения (имущество, доход, потребление), и могла в условиях контролируемой инфляции обеспечить потребности бюджета;
- с экономической точки зрения планируемое налоговое бремя не должно было в целом дестимулировать развитие производства. Но был нарушен баланс между обложением доходов и потребления в сторону последнего. По международным меркам ряд налогов на доходы имел невысокие ставки, такие как подоходный налог и налог на прибыль. Налоги на имущество также имели небольшие ставки. Чтобы снизить спрос на потребление и снизить инфляцию, реформаторы ввели налог на добавочную стоимость (НДС) по очень высокой ставке 28%, которая не применялась в мировой практике. [12, с.74]
Налоговой реформой практически не рассматривался социальный аспект. Высокие ставки социальных платежей не обеспечивали средствами Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Высокая ставка НДС привела к ухудшению социальной стабильности.
Кроме того при реформировании налоговой системы был усилен статус налоговых органов. Указом президента РФ от 21 ноября 1991 г. № 218 была образована самостоятельная государственная налоговая служба РФ, которая была выделена из состава Минфина.
В результате первого этапа реформ налоговая система не реализовала в полной мере ни фискальную, ни стимулирующую, ни распределительную функции налогов. Не эффективность налоговой системы была вызвана рядом причин: отсутствовала социально-экономическая стабильность и в единой налоговой политике, сокращен подготовительный период реформ, мощный политический и олигархический лоббизм на всех уровнях правления.
Началом второго этапа реформы можно считать обнародование 6 марта 1997 г. Послание Президента РФ Федеральному Собранию, который определил основные ее направления как цели реформы (см. Приложение 1). Однако уже с 1995 г. начался подготовительный этап дальнейшего реформирования, когда обсуждалось принятие Налогового кодекса. [6, 54]
1996 год стал началом реализации плана по сокращению налоговых преференций, отмены ряда налогов, прекращения регионального и местного налоготворчества. В 1998 г. была принята, а с 1999 г. вступила в силу первая часть НК. Цель принятия Налогового кодекса -обеспечение
формирования понятной и простой налоговой системы, что во многом было достигнуто.
НК позволил реализовать идеи закона "прямого действия", сформировать единую законодательную базу налогообложения, систематизировать нормы и положения, которые регулировали этот процесс. Но не были решены проблемы применения конкретных налогов и сборов. Это стало причиной начала работы над второй частью НК (Приложение 2).
Первые четыре главы были приняты в августе 2000 г. и вступили в силу с января 2001 г. Эти главы были посвящены федеральным налогам: НДС, НДФЛ, акцизам и ЕСН. Их принятие стало началом третьего этапа реформ. Третий этап реформирования налоговой системы принято отсчитывать по настоящее время, суть которого состоит в кодификации полного перечня налогов и сборов России.
Третий этап реформы можно охарактеризовать как процесс уменьшения числа налогов, снижения ставок по основным бюджетообразующим налогам и, как следствие, снижения общего налогового бремени.[13,с. 280] К 1 января 2006 г. вне рамок НК остается только один местный налог – на имущество физических лиц.
Были упразднены в результате действующего этапа реформы почти все низкодоходные и трудноадминистрируемые налоги, обеспечена преемственность в сохранении основы системы из налогов, которые признаны в общемировой практике налогообложения (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ресурсных налогов и налогов на имущество), снизилась налоговая нагрузка на производителей, повысилась эффективность налогового администрирования. Однако, чтобы налоговая система отвечала требованиям сегодняшнего дня, необходимо решить еще много важных вопросов.