Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Возникновение и развитие налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После Петра I, в период с 1725 по 1762 год в налоговой системе России изменений было мало. Значительные изменения произошли при Анне Иоанновне (1730-1740 гг.). Армия стала выполнять сбор подушной подати, расширилось косвенное налогообложение, рекрутская повинность заменялась денежной повинностью.

Совершенствование и развитие налоговая система получила только при Екатерине II (1762-1796 гг.). В 1755 г. кардинально изменилось налогообложение купечества. Был установлен гильдейский сбор. В зависимости от имущественного положения было распределено купечество по трем гильдиям. Налог взимался в размере 1 % от объявленного капитала. [14, с.51]

В первой половине XIX века начинается развитие российской финансовой науки. В 1810 году была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый "План финансов", создателем которого был выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский. В 1818 г. появилась работа русского экономиста Н.И. Тургенева "Опыт теории налогов".

Отмена крепостного права привела к изменениям и в налоговой системе. Подушная подать с 1863 года заменилась налогом с городских строений. Был введен оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Появились специальные налоги: квартирный налог, паспортный сбор, налог на доходы ценных бумаг и т.д. [9, с. 35] В это время большую роль стали играть прямые налоги.

Эволюция налоговой системы России продолжалась до 1917 года. После революции 1917 г. основными доходами Советского государства стали эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, которые не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. К прямым налогам относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный.[11,с.25]

Доля прямых налогов к 1925-1926 гг. составляла 82% от всех налогов, которые поступали в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР действовало 86 видов платежей налогового характера. Налоговая система была сложной и громоздкой. С 1930 по 1985 гг. в Советском Союзе в результате проведенной налоговой реформы была упразднена система акцизов, предприятия вместо 60 налоговых платежей стали платить два - налог с оборота и отчисления от прибыли. [11,с.27]

Сократилось число налогов с населения. С мая 1960 года был отменен налог с заработной платы рабочих и служащих. В середине 1980-х гг. государственный бюджет в основном пополнялся за счет налогов с


предприятий. Налоги с населения составляли всего 7-8 %.

В этот период происходит принижение роли и значения налогов в экономической жизни страны и их фискальной функции. Происходит замена системы налогообложения на административные (неналоговые) методы изъятия прибыли предприятий и централизованное перераспределение финансовых ресурсов. Экономические стимулы развития производства подрывали эти действия, постепенно прекратила свое действие стимулирующая функция налогов.

Налогообложение стало возрождаться с перестройкой. 14 июля 1990 г. был принят закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который способствовал урегулированию многих налоговых правоотношений в стране. Закон установил общесоюзные налоги, такие, как: налог с оборота; налог на прибыль; налог на импорт и экспорт и др. [3]

После распада СССР была сформирована новая самостоятельная налоговая система России. В октябре-декабре 1991 г. были приняты Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и целый пакет законодательных актов – по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.Дальнейшее совершенствование налоговой системы РФ должно быть направлено на повышение эффективности ее функционирования.

Таким образом, налоги– это историческая, экономическая и правовая категория. Причиной возникновения налогов стало разделение общества на классы, возникновение государства, для существования которого были необходимы финансы. Со временем налоги стали основной формой государственных доходов. Система налогообложения в России складывалась, видоизменялась и развивалась зачастую под воздействием изменений

в политическом устройстве государства. Налоговая система в своем развития прошла несколько этапов – с конца IX века и до настоящего времени.

Глава 2. Налоговая система России

2.1. Понятие и характеристика налоговой системы

Понятие "налоговая система" впервые введено Законом РФ " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона " совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему". Данное определение имеет две отличительные особенности. Во-первых, налоговая система стала включать не только перечень налогов и сборов налогового характера, но и разные целевые, лицензионные и прочие сборы, которые не являются налоговыми платежами. Таким образом, налоговая система – это совокупность обязательных финансовых платежей и разных изъятий в бюджет государства.


Во-вторых, налоговая система представлена как простая совокупность платежей без выделения разных элементов системы, не толкуя уже об определении между ними взаимосвязи и взаимозависимости. Тем самым, законодатель отождествлял один из элементов системы (сборы, пошлины, налоги) с самой налоговой системой.

Законодательное определение "налоговая система" стало объектом критики как экономистов и правоведов, так же и работников налоговых органов. Ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы подвергалось критике, а также тяга искусственно "привязать" платежи неналогового характера к налоговым платежам, т.е. смешанные платежи объединить одним общим названием "налог".

Налоговая система включает единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другомв тесной взаимосвязи и

взаимозависимости (рис. 2).

Налоговая система страны

Обязательные элементы, без существования каждого

из которых система функционировать не сможет

Система

налогового

администрирования

Система

налогов и

сборов

Система законодательства о налогах и сборах

Плательщики

налогов и

сборов

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов, образующих

единство налоговой системы

Рис. 2. Состав обязательных элементов налоговой системы

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность правил и норм, устанавливающих правомочия и систему ответственности сторон, которые участвуют в налоговых правоотношениях.[4]

В налоговую систему входят:

  1. Налоговые органы
  2. Налоговое законодательство
  3. Налоги, пошлины, сборы
  4. Другие платежи
  5. Распределение налогов по уровню бюджета
  6. Налоговые суды (проект)

В любой системе чтобы эффективно функционировать необходимо выполнение требования о том, что поведение каждого элемента может влиять на функционирование всей системы, но не может сделать это изолировано от других элементов. Это условие осуществляется и в налоговой системе.

Налоговая система РФ построена по территориальному принципу и включает 3 уровня в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, областей, краев, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). [4,с.58]


Основные признаки налоговой системы России представлены на рис. 3.

Признаки (характеристики) налоговой системы

Целостность (единство и неделимость) системы

Функциональная определенность элементов

Открытость системы

Динамичность системы

Подчиненность субъективных элементов объективным

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов

Подчиненность финансовой системе

Сопряженность с другими государственными системами

Производность от общественных отношений

Рис. 3 Основные признаки налоговой системы

На основании данных признаков дается общая теоретическая характеристика налоговой системы, действующей в той или иной стране. К основным показателям характеризующим налоговую систему относят: налоговое бремя, соотношение прямого и косвенного налогообложения, уровень централизации налоговых полномочий, уровень неравенства доходов после их налогообложения. [15,с. 217]Данные показатели дают возможность классифицировать налоговые системы.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить на:

- либерально фискальные - обеспечивают налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% от ВВП. К этой группе относятся налоговые системы Австралии, США, Японии, Португалии и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные - уровень налогового бремени от 30 до 40% от ВВП. Эта группа включает налоговые системы большинства стран, в частности Германии, Швейцарии, Греции, Испании, Канады, России, Великобритании;

- жестко фискальные - позволяют перераспределять посредством налогов более 40% от ВВП. Данный уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Нидерландов, Норвегии, Бельгии, Франции, Швеции, Финляндии, Дании.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить на:

- подоходные – делают основной акцент на обложении имущества и доходов, доля поступлений которых от косвенных налогов не превышает 35% от совокупных налоговых доходов. В эту группу входят налоговые системы большинства англосаксонских стран;

- умеренно косвенные - ритмично распределяют налоговую нагрузку на обложение доходов и потребление, доля косвенных налогов в которых составляет от 35 до 50% от совокупных налоговых доходов. В эту группу входят налоговые системы развитых стран Европы;


- косвенные - основной акцент делается на обложении потребления, косвенные налоги в котором обеспечивают более 50% от совокупных налоговых доходов. Это налоговые системы развивающихся стран – Мексики, Бразилии, Индии, Пакистана. К данной группе относится и налоговая система России.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы разделены на:

- централизованные - наделяют федеральный уровень управления сдерживающим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% от консолидированных налоговых поступлений. Такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Нидерландов, Франции, России и Австрии;

- умеренно централизованные – наделяют все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65%. Это налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные - наделяют нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55%. К этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить на:

- прогрессивные - когда после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

- регрессивные - когда после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков возрастает. Примеры построения таких налоговых систем неизвестны;

- нейтральные - когда после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков остается неизменным. К данной группе можно отнести налоговую систему России.

Перечисленные классификации отображены как основные, но они, конечно же, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей.

Таким образом, российская налоговая система - умеренно фискальная, косвенная, централизованная, нейтральная.

2.2 Принципы российской налоговой системы

Налоговая система РФ создана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно- правовые акты в этой сфере. Принципы налоговой системы включают (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):