Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Возникновение и развитие налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В мае 2012 г. Правительством были одобрены  "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в которых определены пути дальнейшего совершенствования  налоговой системы. Налоговая политика в 2014 и на плановый период 2015 г. осталась прежней. Главной задачей является сохранение устойчивости бюджетной системы. Основными целями остались поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.[3] Согласно данного документа нагрузка на труд и капитал будет снижена. Повышение налоговой нагрузки ожидается на потребление. Новый законопроект, который разработал Минфин РФ " Об основных направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", также ничего хорошего не сулит. Совершенствование налоговой системы будет осуществляться по следующим направлениям: выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасль, а также изъятие 80% доходов Газпрома, получаемых в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции; проработка вопроса о возможности введения налога на добавленный доход на новых месторождениях с отменой НДПИ по таким проектам; подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50%, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые. Кроме того, налоговая система будет совершенствоваться за счет введения налога на недвижимость и повышенного обложения "престижного потребления".[22]

Оптимальная налоговая система - максимизирующая благосостояние общества, в которой существует баланс между экономической эффективностью (избыточным налоговым бременем) и социальной справедливостью.

3.2 Причины дальнейшего реформирования налоговой системы

Анализ реформирования налоговой системы вызывает закономерный вопрос: близка ли к завершению налоговая реформа? По утверждению специалистов, в частности В.Г. Панскова[19], реформа еще не закончена. Говорить о том, что реформирование налоговой системы закончено не только

преждевременно, но и в какой-то степени даже опасно.

Во-первых, налоговое законодательство остается нестабильным. В Налоговый кодекс постоянно вносят множество, причем часто радикальные, поправки. Новые налоги, через определенное время отменяются. Поправки, которые внесены во вторую часть НК, превышают объем текста глав. Отдельные главы НК не доработаны, не продуманы концепции налогового документа, что станет причиной их дальнейшей корректировки.


Во-вторых, до сих пор не предусмотрены эффективные меры, которые бы предотвратили уклонение от уплаты налогов и применение различных

схем минимизации (оптимизации) налогов.

В- третьих, существует неопределенность в отношении некоторых налогов. Отсутствует ясность по введению налога на недвижимость. Не решен вопрос о статусе таможенной пошлины, регулируемой таможенным кодексом и администрируемой таможенными органами.

Необходимо изменить общие положения в первой части НК, обсуждения по этому вопросу длятся несколько лет. Однако эти изменения будут меньшего масштаба как преобразования прошлых лет. [13,c. 287]

Налоговая система РФ, которая действует с 1992 г. соответствовала требованием начального периода. Но при дальнейших рыночных преобразованиях стали заметны все недостатки налоговой системы. Поэтому в настоящее время налоговая система является сложной, противоречивой, запутанной, отягченной огромным числом налогов, сборов и платежей, малоэффективной и неэкономичной. Бессистемное и поспешное внесение изменений, поправок, введение или отмена новых видов налогов и сборов все это говорит о нестабильности и непредсказуемости российской

налоговой системы.

Основными недостатками налоговой системы страны можно назвать:

1. Фискальный характер, который не способствует реализации стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. Поэтому хозяйствующие субъекты являются основным объектом налогообложения.

2. Ставки косвенных налогов (НДС, акцизы, различные сборы), если их сравнивать с европейскими странами, очень высокие. Причем доля косвенных налогов преобладает (Приложение 3).

3. Отсутствие стимулирования экономики и неспособность увеличить сбор налогов при применении косвенных налогов.

4. Отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения. Действующая шкала ставок подоходного налога с физических лиц между гражданами с наименьшими и наивысшими доходами составляет разрыв 1:3, тогда как в действительности он составляет 1:25. Основная налоговая нагрузка ложиться

на малообеспеченное население, а не на богатое.

5. Слабый контроль за сбором налогов является причиной сокрытия доходов. По мнению специалистов бюджет теряет от 30 до 50% налогов.

6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот позволит налоговой системе стать более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, поставить дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией и тем самым расширить налогооблагаемую базу.


Однако льготы, которые связаны с изменениями в экономике, развитием малого бизнеса и стимулированием инвестиций нужно сохранить и по возможности расширить. В этих условиях льготы должны быть даны конкретным участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

7. Сложность налоговой системы РФ. В настоящее время существует более 100 различных налогов и сборов. Необходимо снижать общее число налогов и сборов. Это приведет к упрощению налоговой системы страны.

Упразднить налоги, сбор которых превышает сумму взимаемых налогов.

8. Изменения в налоговом законодательстве и ставок налогообложения являются причиной долгосрочного вложения капиталов и роста экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчисления от основных налогов (в первую очередь федеральных налогов: подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость).

9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса.

При имеющемся дефиците бюджета, который составил за 2013 г. 0,5% ВВП, Правительству РФ приходится решать: либо повышать эффективность бюджетных расходов и проводить структурные изменения, либо повышать налоги. В 2012 году налоговая нагрузка увеличилась на 2,3%, в 2013 году увеличение составило 3,6%. Налоговая нагрузка в 2013 году в среднем по стране составила 54%. [21]

В настоящее время необходимо резко повысить эффективность российской налоговой системы. Это понимают и налоговые органы, сами налогоплательщики и правительство страны. Разногласия вызывает вопрос о причинах низкой эффективности налоговой системы. Однако Россия совершенствует и упрощает свою налоговую систему. За последние пять лет время, которое затрачивалось на соблюдение требований налогового законодательства, сократилось с 290 часов до 177. Однако налоги, такие же высокие как в России, только во Франции и Италии (Приложение 4).

По мнению большинства специалистов величина налоговых и прочих изъятий из национального продукта для государственного перераспределения в России неоправданно велика и должна быть снижена, для того чтобы:

- дополнительные ресурсы эффективно использовались частным сектором;

- ликвидировать структурные перекосы, связанные с якобы гипертрофированными размерами общественного сектора в российской экономике;


- увеличить уровень собираемости основных налогов.

Такое предложение совпадает с планами реформирования налоговой системы правительства, которое также предлагает в среднесрочной стратегии реформы понижение налоговых ставок. Однако правительство пока только повышает налоги и сборы.

Большой недостаток налоговой системы России заключается в том, что она в основном ориентирована на изъятие доходов предприятий, чтобы устранить дефицит бюджета. У налоговой системы нет взаимосвязи с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Это стало причиной того, что налоговая система и предприятия развиваются отдельно друг от друга. Испытывая большое налоговое бремя, многие предприятия (особенно малого и среднего бизнеса) терпят убытки и стоят на грани банкротства.

Предприятия не заинтересованы в получении максимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной, чему способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна способствовать росту производства, что будет способствовать увеличению базы налогообложения.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - "чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики". В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой- либо заинтересованности предприятия в развитии производства. [7,с. 214]

Налоговая система должна учитывать интересы всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов должна обеспечить социальное равновесие в обществе. В промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В России же такое соотношение составляет не менее 1:2-25. В результате происходит значительное увеличение социального расслоения общества по доходам. [19,с.25]

Чтобы смягчить такое различие необходимо введение прогрессивной шкалы налогообложения, которое применяется в странах Европы. Налоговая система в России эту функцию не выполняет, что говорит о ее существенном недостатке.

Налоговая система России функционирует в условиях монопольного ценообразования, что определяет ее инфляционный характер, так как она стимулирует рост цен. И это вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому большая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщиком налога, включая в цену, фактически становится потребитель. Производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования.


В России увеличение налоговых поступлений происходит за счет косвенных налогов, а это говорит о неблагополучном положении налогообложения. Результатом такой политики стала экономическая стагнация, инфляция, повышение цен на потребительские товары, снижение покупательской способности.

Структура и содержание налоговой системы должны быть адаптированы к ныне существующим в России условиям, чтобы величина и значимость отдельных видов налогов для фискальной и бюджетной систем соответствовала их реальной собираемости на федеральном и местном уровнях. Манипуляции со ставками основных налогов – это на самом деле игра вслепую, поскольку реальные размеры базы, подлежащей обложению (а значит, и степень реальной собираемости того или иного налога), остаются неизвестными не только для налоговых ведомств, но и для аналитиков.

Исходной точкой налоговой реформы должно быть осознание, что нынешнюю налоговую систему в существующих условиях нельзя заставить работать эффективно – ее предпосылкой является наличие высокоразвитого гражданского общества и зрелых рынков, чего в России пока нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, можно сказать, что реформирование налоговой системы в России еще далеко от завершения. В налоговом законодательстве осталось немало "болевых точек", над которыми придется еще серьезно поработать. В настоящее время налоговая система составляет слабое звено в российской экономике, которая буквально тормозит развитию страны.

Налоговая система РФ:

- не обеспечивает максимально благоприятный налоговый режим для вложения инвестиций в экономику не только частных лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в целом;

- не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство, и реинвестируемую прибыль;

- стимулирует уход субъектов налога от налогового бремени, что приводит к снижению социальных платежей и пополнению внебюджетных фондов;

- из-за низких доходов большинства населения не происходит формирования среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и не способствует ее развитию;

- неправомерно и неравномерно распределяется налогового бремя между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными субъектами налога;

- ежемесячная и ежеквартальная система уплаты налогов и сборов по большинству видов платежей приводит к «вымыванию» собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, не давая им возможности к развитию;