Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Нормативное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
1.2 Формы и особенности ведения бухгалтерского учёта для малого предпринимательства
2 Организация бухгалтерского учёта и отчетности в ООО «КАРСТ»
2.1Краткая характеристика основных показателей финансово –хозяйственной деятельности ООО «КАРСТ»
2.2 Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций в ООО «КАРСТ»
2.3 Формирование бухгалтерской отчетности в ООО «КАРСТ»
- Налоговый кодекс РФ, и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Второй уровень регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерства финансов России, в которых устанавливаются принципы, правила и способы осуществления учетного процесса фактов хозяйственной деятельности, определяется порядок составления и представления финансовой бухгалтерской отчетности. Положения второго уровня разрабатываются Министерством финансов России и имеют законодательную силу и адресный характер.
-Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности (в ред. Приказов Минфина РФ от 26.03.2007 No 26н, от 25.10.2010 No 132н, от 24.12.2010 No 186н).
-Правила бухгалтерского учета, утвержденные приказом Министерства финансов РФ.
Документы третьего уровня регулирования бухгалтерского учета имеют рекомендательный характер. К ним можно отнести следующие документы:
-Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. No 49 (ред.Приказ от 08.11.2010г. No142н);
-Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. No 64а;
-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. No 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н).
-Нормативные документы Центрального банка Российской Федерации, регулирующие ведения денежных расчетов:
-Положение о порядке ведения кассовых операций в РФ;
-Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ;
-Указание, об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.
Соблюдение требований документов третьего уровня проверяется аудиторами и ведомственными ревизионными органами. Документами четвертого уровня системы нормативного регулирования являются учетная политика организации и локальные акты предприятий.
Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», под учетной политикой понимается комплекс методов, способов и форм ведения бухгалтерского учета. Учетная политика определяется руководителем и главным бухгалтером хозяйствующего субъекта с учетом предусмотренных требований государственного нормативно -правового регулирования бухучета и особенностей деятельности конкретного предприятия (организации)[6].Разработка учетной политики для каждого предприятия (организации) обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности, либо допускается несколько вариантов решения вопросов учета, поэтому требуется выбрать один метод из предложенного многообразия.
В учетной политике утверждаются разрабатываемые организацией самостоятельно аналитические регистры налогового учета, в которых необходимо учесть требования бухгалтерского учета, с тем, чтобы не усложнять работу бухгалтерии по осуществлению бухгалтерского и налогового учета на предприятии.
В учетной политике организаций содержатся конкретные методыи формы бухгалтерского учета, которые определяются в самой организации с учетом требований документов первого и второго уровня нормативно -правового регулирования бухгалтерского учета. Также при разработке учетной политики для рационального ведения бухучета необходимо опираться на методические указания третьего уровня его регулирования[21, С.48].
При разработке учетной политики рассматривается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности[29].
1.2 Формы и особенности ведения бухгалтерского учёта для малого предпринимательства
Бухгалтерский учет в организациях малого бизнеса осуществляется с учетом особенности их деятельности, исходя из положений действующего федерального законодательства [21, с.69].
Руководитель организации малого бизнеса самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления. Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность применяемых учетных регистров, последовательность и способы записи в них. В качестве учетных регистров используются: книги, карточки, свободные листы, при компьютеризации учета – диски, дискеты, магнитные ленты, флэш-накопители. Формы учета определяются не только видами применяемых учетных регистров, но и технологией обработки информации. Существуют следующие формы учета: мемориально-ордерная, журнал-главная, журнально-ордерная, простая форма учета для малых предприятий, автоматизированная.
Выбор формы бухгалтерского учета, также, зависит от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия компьютеров и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии.
Например, организациям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства [23, с. 104]. Бухгалтерский учет на малом предприятии может осуществляться бухгалтерией, являющейся его подразделением (службой), возглавляемым главным бухгалтером. На малом предприятии, которое не имеет бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность могут вести специализированная организация (централизованная бухгалтерия), соответствующие специалисты на договорных началах или работники, уполномоченные на это письменным распоряжением руководителя малого предприятия. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии несет его руководитель. Все учетные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, утверждаются приказом руководителя об учетной политике малого предприятия. Руководитель малой организации в Учетной политике закрепляет рабочий план счетов бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и систему документооборота[12, С.48].
Бухгалтерский учет может быть организован по обычной форме учета: журнально-ордерная, журнал-главная, автоматизированная и т.п. Для малых предприятий предусмотрена законодательством возможность, использования простой формы бухгалтерского учета. Малые организации, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) и не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге учета доходов и расходов [3]. Начальным этапом бухгалтерского учета в малых организациях является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Субъекты малого предпринимательства могут вести бухгалтерский учет по общей системе, также как и субъекты среднего и большого бизнеса. Но для облегчения им предоставлена возможность ведения бухгалтерского учета по упрощенной системе. Малые организации могут применять типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы. Для бухгалтерского учета могут также применяться формы, которые самостоятельно разработаны и содержат обязательные реквизиты, обеспечивающие достоверность отражения в документах бухгалтерского учета совершенных предприятием хозяйственных операций[14, С.29].
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию малой организации, проверяются по форме -это проверка полноты и правильности их оформления, а также по содержанию -это законность документированных операций и логическая увязка отдельных показателей. При разработке рабочего плана счетов малые организации руководствуются «Планом счетов и Инструкцией по его применению», утвержденными Министерством финансов No 94 от 31 октября 2000 года(с последующими изменениями и дополнениями). Этот План счетов положен в основу построения единой журнально-ордерной формы счетоводства. Организации малого бизнеса могут использовать сокращенный план счетов бухгалтерского учета.
Так, для учета прямых затрат на производство применяют счет 20 под названием «Производство», он объединяет счета 20, 21, 23. Счету 26 иногда присваивается название «Накладные расходы», он объединяет счета 25, 26. На счете 51 отражаются операции по счетам в банках, аккредитивам и прочим денежным средствам. Расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, включая авансы, полученные и выданные, аккумулируются на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»[13, С.71].
Индивидуальные предприниматели, как правило, имеют расчетный счет. При его наличии индивидуальный предприниматель не освобождается от учета прихода и расхода денежных средств, проходящих по кассе и расчетному счету соответственно. С июня 2014 года действуют упрощенный порядок ведения кассовой дисциплины, который в наибольшей степени коснулся индивидуальных предпринимателей. Теперь индивидуальные предприниматели больше не обязаны вести кассу наравне с организациями и оформлять кассовые документы (ПКО, РКО, кассовая книга). Предпринимателям необходимо только формировать документы, подтверждающие выплату заработной платы (расчетно-платежные и платежные ведомости). Также, согласно упрощенному порядку –индивидуальные предприниматели и малые организации (количество работников не более 100 человек и выручка не более 800 млн. рублей в год) больше не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег по кассе[28].
Для субъектов малого предпринимательства обязательным является составление следующей финансовой бухгалтерской отчетности:
-«Бухгалтерский баланс»;
-«Отчет о финансовых результатах».
В Бухгалтерском балансе оставлено пять строк для отражения статей актива и шесть -для статей пассива. В Отчете о финансовых результатах и того меньше – всего семь строк. При этом, если в обычном балансе было несколько разделов, активы, например, подразделялись на внеоборотные и оборотные, то в упрощенной форме никаких разделов нет. В таком балансе надо будет только заполнить строки:
По активам:
Материальные внеоборотные активы. Согласно разъяснениям в виде ссылок к строкам формы, в данную строку должны включаться основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства.
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы. Сюда необходимо относить и результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы.
Запасы.
Денежные средства и денежные эквиваленты.
Финансовые и другие оборотные активы, включая дебиторскую задолженность.
По пассивам:
Капитал и резервы.
Долгосрочные заемные средства.
Другие долгосрочные обязательства.
Краткосрочные заемные средства.
Кредиторская задолженность.
Другие краткосрочные обязательства.
Форма «Отчета о финансовых результатах» представляет собой «облегченный» вариант. В его строках надо отразить:
Выручку.
Расходы по обычной деятельности.
Проценты к уплате.
Прочие расходы.
Налог на прибыль (доходы).
Чистая прибыль (убыток).
В упрощенной форме Отчета о финансовых результатах нет многих показателей, которые предусмотрены в основной форме (валовая прибыль/убыток, доходы от участия в других организациях, прибыль/убыток до налогообложения, текущий налог на прибыль, в т. ч. ПНО и ПНА и изменения ОНО). Однако к форме отчета имеются небольшие разъяснения (ссылки), которые, например, уточняют, что в строке «Выручка» данные приводятся за минусом НДС и акцизов[16, с.64].
Рекомендуемые формы бухгалтерской финансовой отчетности, а также указания к их заполнению, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Каждый из указанных видов бухгалтерской финансовой отчетности раскрывает определенные сведения, необходимые для конкретных целей [26, с. 58].За достоверность бухгалтерской отчетности, а также за организацию и ведения учета на предприятии отвечает руководитель организации.