Файл: Франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
Сущность франчайзинга, история развития, его достоинства и недостатки
Преимущества и недостатки франчайзинга
АНАЛИЗ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 Проблемы в развитии франчайзинга в РФ
2.3 Применение франчайзинга на примере Барбершоп
На сегодняшний день франчайзинг получил распространение более чем в 70 отраслях хозяйства. За рубежом франчайзинг широко распространен и признан самой успешной формой ведения бизнеса. Приобретение франшизы более чем в 80 странах мира является независимым объектом правового регулирования.
Виды франчайзинга
Франчайзинг в зависимости от направлений бывает четырех видов:
1) франчайзинг товара;
2) производственный франчайзинг;
3) сервисный франчайзинг;
4) франчайзинг бизнес-формата.
Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Схема отношений при этом проста (рис. 2).
Рис. 2 – Схема отношений при франчайзинге товара [16, c. 430]
Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера. В варианте III (см. рис. 2) предполагается непрерывная связь производителя с оптовой и розничной торговлей, т. е. оптовому предприятию предоставляется право уступки прав правообладателя на определенных условиях.
Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта.
Поскольку в подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий большое значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной.
В тех случаях, когда торговое предприятие специализируется на отдельной группе товаров, франчайзинг товара имеет право на жизнь, так как продавец организует продажу товара конкретной фирмы и имеет возможность привести свой имидж в соответствие с имиджем производителя и быть узнаваемым на рынке аналогичных товаров. Примером эффективной работы в этом направлении может служить компания "Дженерал моторе", которая до настоящего времени является лидером автомобильной промышленности.
Франчайзинг товара может быть применен в системе сбыта нефтепродуктов, особенно при выделении автозаправочных станций из более крупных сбытовых структур. Хотя в связи с изменением предпочтений потребителей к системе услуг, оказываемых на АЗС, применение чистого франчайзинга товара в этой отрасли ограничено. Наиболее эффективной формой отношений здесь будет франчайзинг бизнес-формата [16, c. 431].
Производственный франчайзинг — это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии (рис. 3).
Рис. 3 – Схема отношений при производственном франчайзинге [16, c. 433]
В варианте I (см. рис. 3) франчайзером выступает производитель сырья. Однако на практике чаще всего обладателем прав выступает предприятие, не являющееся производителем сырья или готовой продукции, и схема отношений складывается по двум другим вариантам.
Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:
разделение труда и специализация производства;
повышение объема производства и расширения производственной программы;
обеспечение экономичности производства;
увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;
освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке [9, c. 67].
Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг — не просто договор, это система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.
Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения — услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи (рис. 4).
Рис. 4- Схема отношений при сервисном франчайзинге [16, .c 435]
Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребителей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает, помимо всего прочего, положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы [11, c. 124].
Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес - формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса [14, c. 298].
Таким образом, франчайзинг является эффективным инструментом в развитии частного предпринимательства, повышении занятости населения, решения социальных задач, повышения прозрачности бизнеса и увеличения налогооблагаемой базы.
Анализируя основные положительные и отрицательные стороны для
всех сторон-участников франчайзингового бизнеса, можно сделать вывод, что указанные недостатки являются лишь естественной платой за получение вышеназванных преимуществ.
Для экономики страны в целом франчайзинг имеет много положительных особенностей. Несмотря на то, что в сравнении с западными странами франчайзинг в России развивается медленно, перспективы его развития самые благоприятные.
АНАЛИЗ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Рынок франчайзинга в РФ
В РФ лишь в последнее время франчайзинг начинает получать обширное применение.
В 2016 г. количество заключенных сделок на этом рынке сокращалось. В Роспатенте отметили, что по сравнению с 2012 годом — пиком оформленных лицензий и договоров коммерческой концессии (около 12 тыс.) — в 2016-м их количество сократилось почти в два раза.
В прошлом году, чтобы привлечь потенциальных франчайзи, франчайзеры предоставляли различные скидки, акции, кредиты на развитие их сети. Кроме того, при выборе франшизы, предприниматели руководствовались необходимой суммой капиталовложений, а не отраслью.
В Российской академии франчайзинга, анализируя развитие рынка в 2017-м, отметили медленный, но стабильный рост, который по итогам года прогнозируется на уровне 15 %. Предпосылок к этому есть несколько:
все чаще к франшизам проявляют интерес, как средние компании, так и маленькие, поскольку проще и менее рискованно покупать работающую модель, нежели продвигать «с нуля»;
лояльность кредиторов к таким бизнесменам выше, особенно если в сделке фигурирует известный бренд;
интерес к франшизам с минимальными вложениями растет [8, c. 96].
К 2016 году франчайзинг в РФ начал достаточно активно продвигаться через сеть Интернет. Многими компаниями, которые занимаются продажами франшиз, была снижена цена своих предложений, что повысило их доступность и привлекательность для потенциальных покупателей. Эксперты и аналитики прогнозируют, что российский рынок франшиз к концу 2016 года только продолжит расти, захватывая всё новые и новые сегменты, например частную медицину, спрос на которую с каждым годом все больше
увеличивается [3].
В Академии также констатировали, что в 2017-м войти в франчайзинговый бизнес все чаще пытаются молодые предприниматели (до 30 лет), в распоряжении которых 3-4-милионный капитал. Кроме того, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время банки и финансовые организации предложат потенциальным франчайзи новые выгодные условия кредитования и сократят требования к заемщикам до минимально возможного уровня.
Структура рынка франчайзинга в РФ показана на рис. 6.
Рис. 6 - Структура рынка франчайзинга в РФ [18]
Одним из лидирующих секторов можно выделить общественное питание. Такие франшизы как Бургер Кинг, КФС, Макдоналдс, Крошка-Картошка, Сабвэй, Сбарро.
В основном франшизы используют только крупные города, например как Москва и Санкт-Петербург. Но помимо них есть и другие привлекательные города на территории РФ. Ими могут быть города миллионники Средней Волги и Поволжья – Нижний Новгород, Воронеж, Казань; города Сибири и Урала – Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск; и Краснодарский край – Краснодар, Сочи. Эти регионы развиваются достаточно динамично и пытаются ни в чем не уступать столице по инфраструктуре развития, поэтому они могут представлять интерес для развития франчайзинга.
Ведущей тенденцией на рынке франчайзинга в 2017 г. является «медленный, но неуклонный» рост – рис. 7.
Рис. 7 – Сравнение франшиз в РФ 2016 и 2017 гг. [5, c. 20]
Основная тенденция Рейтинга лучших франшиз России 2017 г. по сравнению с прошлым годом — это увеличение числа российских франшиз. 9 компаний из первой десятки — российские, а это значит, что качественный и количественный уровень отечественного франчайзинга растет, несмотря на кризис в экономике. В 2017 году в сотне лучших оказалось довольно много франшиз, которые впервые попали в Рейтинг и вытеснили часть прошлогодних участников. 26% — это новички, представляющие в основном сферу розничной торговли и услуг, детские франшизы, а также кафе и рестораны. 74% участников золотой сотни — это предложения, которые участвовали в Рейтинге и в прошлые годы.
В ответ на увеличение спроса на франшизы банки стали формировать специальные условия кредитования, удобные и выгодные для желающих купить франшизу. Вместе с тем повысился спрос на «недорогие» франшизы, что позволяет предпринимателям со стартовым капиталом 3–4 млн рублей успешно начать свой бизнес. Кроме того, представители малого и среднего бизнеса чаще стали обращаться к франчайзинговой форме ведения бизнеса [3, c. 66].
На сегодняшний день большинство российских франчайзеров интересуются рынками Армении, Азербайджана и Грузии, а также продолжают распространять свои товары и услуги на быстрорастущем рынке Казахстана.
Если взглянуть на современную действительность, то можно заметить что рестораны быстрого питания фаст-фуд, открываемые по франшизе, отходят на второй план, в то время как компании здорового питания набирают все большую популярность. Даже несмотря на кризис, некоторые виды франчайзингового бизнеса сохранили высокие показатели рентабельности. Есть все основания полагать, что они продолжат успешное развитие и в 2017 г. Такими сферами являются: ремонт автомобилей и компьютеров, бухгалтерский учет и анализ, налоговое консультирование, детские образовательные центры и парикмахерские. В соответствии с тенденцией ведения здорового образа жизни будут востребованы и «здоровые» франшизы – фитнес-центры, магазины здорового питания, салоны красоты и т.д.
Что касается рисков, потенциальная угроза кроется в скачках валютных курсов, резком падении стоимости нефти, политике и санкциях. Некачественные франчайзинговые продукты, не оправдывающие ожиданий франчайзи, могут снизить общий уровень доверия предпринимателей к российскому рынку франчайзинга в целом [4, c. 3].