Файл: Франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
Сущность франчайзинга, история развития, его достоинства и недостатки
Преимущества и недостатки франчайзинга
АНАЛИЗ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 Проблемы в развитии франчайзинга в РФ
2.3 Применение франчайзинга на примере Барбершоп
ВВЕДЕНИЕ
Франчайзинг – это одна из прогрессивных форм ведения бизнеса.
На сегодняшний день спрос на франшизы постепенно возрастает, что подтверждается количеством запросов в поисковых системах. Это предопределяется общей экономической ситуацией в стране: обесценивание
рубля, высокие риски инвестирования не только в банковской сфере, но и на рынке недвижимости, возрастающее количество пустеющих площадей, ранее
занятых арендосъемщиками. Проявляется практический интерес к уже готовому бизнесу как со стороны, начинающих предпринимателей, планирующих открыть свой бизнес, так и более опытных игроков предпринимательского поля.
Например, у арендодателей появилась необходимость занимать пустующие площади, и здесь предпочтение отдается готовому бизнесу. Актуальность темы курсовой работы определена возросшим интересом к франчайзингу, с целью определить текущее состояние и перспективы развития.
Целью курсовой работы является изучение сущности и особенностей франчайзинга.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать сущность франчайзинга, историю его развития, его достоинства и недостатки;
2.Выявить преимущества и недостатки франчайзинга;
3. Определить виды франчайзинга ;
4. Проанализировать рынок франчайзинга в РФ;
5. Выявить проблемы в развитии франчайзинга в РФ;
6. Рассмотреть применение франчайзинга на примере Барбершоп;
7. Определить перспективы развития франчайзинга в России.
Предмет исследования – франчайзинг.
Объект исследования – рынок франчайзинга в России.
В курсовой работе использованы труды таких авторов как Земляков Д. Н., Иванов Г. Г., Михалкин В. А., Моргунов, В. И., Панкратов Ф.Г., 17. Яковлев Г. А. Эти источники использованной литературы оцениваются как достоверные. Что подтверждается известностью изданий, выпускающих книги: ЮНИТИ-ДАНА, Инфра - М, Дашков и К. Так же литературные источники использовались для написания работы в последних современных редакциях 2014-2016 гг.
Так же для написания курсовой работы использовались статьи научных журналов за последние 5 лет. Данные источники так же можно считать достоверными, т.к. они публикуются в официальных журналах таких, как молодой ученый, Актуальные проблемы экономики и права, Фундаментальные исследования и др.
Так же в работе использованы Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 2016, которые так же оцениваются как достоверные.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
Сущность франчайзинга, история развития, его достоинства и недостатки
Первоначально франчайзинг был предназначен для производителей как возможность роста сбыта производимых ими товаров и как система он появился в ХХ веке в Америке. Для повышения конкурентоспособности франчайзинг взяли «на заметку» автономные розничные и оптовые компании. Нефтяные фирмы в 1930-е годы воспользовались этим примером и создали сеть автозаправочных станций. За небольшой промежуток времени главным средством направления их продукции стали компании, которые получили лицензию на реализацию по схеме франчайзинг. Хотя до этого времени компании, производившие нефть, реализовывали свой товар только через личные торговые организации. Введение франчайзинга помогло им благополучно выстоять в экономический кризис 1930-х годов.
Успешнее всего франчайзинг процветал в Америке в 1950-1960-е годы благодаря политике невмешательства и спокойной юридической обстановке.
Максимального успеха в развитии данной системы на то время (50-е годы ХХ в.) удалось добиться братьям МакДональдам. На данный момент франчайзинговая система «McDonalds» имеет более 14 тысяч точек по всему миру [9, c. 10].
Развитие франчайзинга в России началось еще в 80-х годах, во времена СССР, когда компания PepsiCo открыла у нас несколько заводов по производству безалкогольных газированных напитков. Это был первый опыт наших людей в ведении бизнеса на международном уровне.
Чуть позже, в начале 90-х, сначала москвичи, а потом и жители других городов узнали вкус «Дока-пиццы» и «Дока-хлеба», а затем и импортного мороженого «Баскин Робинс». Эту компанию можно считать пионером иностранного франчайзинга в нашей стране. Следом за ними стали появляться и другие компании, которые даже образовывали собственные сети. Однако не многие из этих компаний смогли пережить дефолт в 1998 году.
К 2004 году, ситуация начинает меняться: в бизнес приходят люди, готовые учиться и строить новые отношения. Современные предприниматели покупают франшизы у Sbarro, Subway, Sela и других компаний.
Франчайзинг – это форма длительного сотрудничества нескольких фирм, при которой известная на рынке компания продает право на свой бренд или услуги независимым от нее компаниям.
Франчайзинг — коммерческие отношения между фирмами, когда организатор-франчайзер малому предприятию-франчайзи права на продажу своих товаров и услуг за плату, используя разработанную бизнес-модель, ноу-хау, фирменный дизайн. Иными слова, франчайзинг — предоставление в пользование готового прибыльного бизнеса. Таким образом, франшиза — это
полная бизнес-система, франчайзинговый пакет, передающийся франчайзи от франчайзера [11, c. 105].
Продажа франшизы организации дает возможность безрискового и быстрого привлечения денежных средств на предприятие без необходимости возврата. Франшиза позволяет использовать бренд, технологию или модель ведения бизнеса вне основной организации, то есть создается сторонняя организация с другим владельцем, который платит за право использования
вышеперечисленных вещей, получая прибыль. [14, c. 189]
Франчайзор – лицо, которое продает франшизу.
Франчази – лицо, которое покупает франшизу. [17, c. 89]
Иными словами, это «аренда» товарного знака. Данный вид «аренды» регламентируется коммерческой концессией (соглашение) между франчайзером (продающий) и франчайзи (покупающий).
Коммерческая концессия – очень объемный документ, который подлежит обязательной государственной регистрации.
Содержание данного договора весьма различно, от простейшего до очень многообразного и сложного, включающего мелкие детали использования бренда. В договоре обязательно прописана сумма паушального взноса (стоимость франшизы) и сумма регулярных отчислений (роялти) за применение франшизы. Условий об отчислениях может и не быть
в том случае, если франчайзи обязуются покупать у франчайзера установленное количество работ, услуг и товаров.
Требования использования товарного знака являются главным разделом договора. Эти требования могут быть как строгими (франчайзи обязан использовать именно то оборудование, которое соответствует требованиям франчайзера), так и очень простыми (франчайзи может использовать товарный знак в определенном сегменте).
Обычно франчайзер составляет описание для идеально подходящей кандидатуры. Например, владелец франшизы Ростикс дополнительным требованием выдвигает предыдущий опыт деловых отношений. При удачном прохождении отбора будет заключен договор, который будет определять формальные отношения сторон и формулировать обязанности франчайзи, и выдано руководство по франшизе с подробными инструкциями по ведению
Дела [16, c. 178].
Также будут прописаны три вида выплат в пользу франчайзера: первоначальный взнос, размер постоянных выплат и плата за маркетинг и рекламу. Последним компонент франшизы — тип и объем поддержки. В обязанности сетевой компании перед франчайзи входит начальное и постоянное обслуживание. В начальный пакет входят исследование рынка, планировка торговых помещений, консультация по финансовым вопросам, руководство по осуществлению операций, программы подготовки руководителей и обучения служащих.
Классическая схема отношений в системе франчайзинга представлена на рис. 1.
Рис. 1 – Схема отношений в системе франчайзинга в России [12, c. 468]
Плата за пользование данным договором складывается в основном из
паушального взноса (франшизы) и отчислений от выручки, называемой роялти. Для разных компаний соотношение франшизы и роялти различно. Манипулируя величиной этих сумм, франчайзер может существенно влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. В экономической теории принято утверждение, что чем ниже роялти и выше франшиза, тем в большей степени заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. В то же время величина франшизы может ограничивать и ценовые возможности франчайзи, а именно желание повысить цену. Такое дисциплинирование направлено на повышение стимулов у франчайзи не только на покрытие расходов на товар, но и на право продажи. В то же время высокий процент роялти может привести к снижению объема продаж и повышению цены. Наличие паушального взноса может свидетельствовать и об ответственности франчайзера в поддержке франчайзи на начальных этапах ведения бизнеса. Например, оказывать помощь в регистрации франчайзи (аренда торгового помещения или офиса, подготовка персонала, проведение исследования рынка и первоначальные маркетинговые усилия для продвижения бизнеса), обеспечивать выход на рынок и принимать на себя часть возможных рисков. Но есть и другие критерии, которые используют франчайзеры при заключении данного договора. Это общая сумма инвестиций, срок окупаемости франшизы, требования к помещению и к франчайзи, наличие маркетинговой поддержки [15, c. 86].
Поддержание работы требует специальных программ таких, как руководство на местах. Коммерческое планирование, общенациональная реклама, контроль качества, переподготовка руководителей и служащих. Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что в данном бизнесе система управления налажена, благодаря четкому распределению обязанностей, обозначению прав и полномочий каждой из сторон.
Стоит отметить сразу, что не каждая компания сможет успешно развиваться на основе франчайзинга. Во-первых, у компании должен быть хорошо раскрученный брэнд, на создание которого могут уйти годы, десятки
лет. Именно брэндом компания дорожит больше всего.
Во-вторых, нужно просчитать экономическую модель франчайзи. Франчейзер должен предоставить отточенную идею бизнеса. В-третьих, успешность бизнеса должна быть показана на практике
Преимущества и недостатки франчайзинга
У франчайзинга есть определенные трудности и преимущества.
Система франчайзинга выгодна для обеих сторон. Для франчайзера – это стремительное расширение и развитие бизнеса при сведенных к минимуму затратах, минимизация рисков (так как ведением и развитием бизнеса занимается франчайзи), популярность бренда (чем больше открыто точек, тем больше люди узнают о существовании бренда) и, конечно же, доход от продажи франшизы и регулярные роялти [13, c. 212].
Для франчайзи преимущества заключаются в следующем: предприниматель приобретает уже сложившийся бизнес (минимизация рисков), минимальные издержки на рекламу, поддержка и помощь от франчайзера, получение доступа к конфиденциальной информации, гарантированная система поставок.
Продавая свой бренд франчайзер сталкивается с такими трудностями, как отсутствие конфиденциальности (есть риск муссирования коммерческих секретов и особенностей ведения бизнеса), стандартизация программ ведения учета, тщательный контроль за выполнением условий франшизы (важно сохранить свой имидж).
Франчайзи также сталкивается с рядом трудностей – теряет свободу в принятии определенных решений и инициативу в бизнесе (обязан реализовывать товар только по определенным правилам), несет большие затраты на приобретение франшизы, полностью зависит от стабильности франчайзера.
Итак, главная задача франчайзи — внимательно изучить договор коммерческой концессии и не пропустить «подводные камни», а также избежать сделки с недобросовестной компанией. Задача франчайзера – найти себе надежного и добросовестного партнера, который будет выполнять все условия договора. Работа по франшизе должна быть комфортной для обеих сторон, поэтому главное помнить – не бывает сотрудничества, построенного на запугивании и подавлении [10, c. 100].