Файл: Франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одни из крупнейших мировых компаний в сфере производства модной и спортивной одежды, такие как ZARA, Декатлон, Спортмастер, в начале 2017 г. начали переносить производство в Россию на отечественные предприятия. Показатель уровня локализации производства в России компании Декатлон в 2016 г. составляет 17,5 %, а в 2018 г. его планируют повысить до 45 %.

Уже летом этого года один из крупнейших банков в России ВТБ 24 планирует начать выдавать кредиты начинающим бизнесменам в сфере франчайзинга. В рамках новой инвестиционной программы они смогут получить кредит на сумму от 850 000 рублей до 10 000 000 рублей сроком на пять лет. Для франчайзи-стартаперов процентная ставка составит от 16,5 %, для уже давно действующих – от 12,5 %. Банком ВТБ 24 будет выдаваться отсрочка в погашении основного долга по кредиту не более чем на 1 год и для первых и на шесть месяцев для вторых.

В 2017 г. замечено резкое увеличений инвестиций в сфере одежды и аксессуаров, которая занимает лидирующее место по количеству франчайзинговых компаний в fashion и luxury индустрии. Второе место принадлежит отельному бизнесу, третье – часам и ювелирным украшениям. В этой индустрии было совершено в 2016 г. – 211 сделок, а в 2015 г. – 141 сделка. В сегменте одежды и аксессуаров провели в 2016 г. – 69 инвестиционных операций, что в 2 раза больше, чем в 2015 г. В отельном бизнесе резких увеличений на протяжении трех последних лет не наблюдается.

Рассмотрим подробнее рейтинг франчайзинговых компаний по размеру инвестиций в табл. 1.

Видно, что размер инвестиций в различных отраслях колеблется от сотен тысяч до миллионов рублей. Это зависит от цены франшизы, требуемых вложений и оплаты труда персонала. Самыми дешевыми являются франшизы сферы услуг для населения, а дорогими – франшизы в сфере товаров для дома, кафе и рестораны.

Таблица 1

ТОП-5 франшиз по отраслям на 2017 г. [2, c. 1107]

Отрасль

1 место

2 место

3место

4 место

5 место

1. Розничная торговля

Инвестиции

Пятёрочка

7 000 000– 15 000 000 р

FixPrice

4 000 000–

6 000 000 р

Фасоль

3 500 000 р

АККОНД

400 000 р

220 Вольт

1 600 000– 6 000 000 р

2. Кафе и рестораны

Инвестиции

33 Пингвина 690 000– 10 000 000 р

Додо пицца

4 500 000– 12 000 000 р

Крошка картошка

1 800 000– 6 500 000 р

Стардог!S

400 000– 2 500 000 р

ПапаДжонс

10 000 000– 15 000 000 р

3. Детские франшизы

Инвестиции

Чемпионика

220 000– 1 500 000 р

Оранжевый слон

270 000– 550 000 р

Сема

400 000– 2 000 000 р

Бэби-клуб

2 500 000– 6 000 000 р

Gulliver

2 200 000– 2900 000 р

4. Здоровье и красота

Инвестиции

ИНВИТРО

2 300 000– 4 900 000 р

Лаборатория Гемотест

1 600 000– 3 500 000 р

Хеликс

800 000– 3 800 000 р

CMD-Центр молекулярной диагностики

900 000– 2 500 000 р

Точка красоты

2 000 000 р

5. Услуги для населения

Инвестиции

СДЭК

300 000– 800 000 р

PickPoint

1 000 000 р

Тele 2

500 000 р

Миэль-Недвижимость

1 000 000– 2 500 000 р

Слетать.ру

100 000 р

6. Одежда

Инвестиции

TOM TAILOR

6 000 000– 10 000 000р

SELA

2 100 000 р

Glance

2 500 000– 3 000 000 р

Pompa

1 490 000–3 900 000 р

BAON

2 500 000– 5 500 000 р

7. Товары для дома

Инвестиции

Аскона

750 000– 14 000 000р

Райтон

600 000– 1 500 000 р

Hilding Anders

400 000– 4 800 000 р

Еврочехол

1 500 000 р

Наша Марка

400 000– 2 000 000 р


Рейтинг франшиз по инвестициям за 2016–2017 гг. показан в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинг франшиз в России по инвестициям за 2016–2017 гг. [1, c. 58]

Размер инвестиций

2016 г.

2017 г.

До 500 000 руб.

СтардогS

Чемпионика

Tele2

1С:БухОбслуживание

Сема

СтардогS

Оранжевый слон

Оранжевый слон

Fast&Shine

Сема

500 000–1 000 000руб

33пингвина

33пингвина

Инвитро

Аскона

Аскона

хеликс

Лабораория Гемотест

CMD-Центр молекулярной диагностики

Хеликс

Баскин Роббинс

1 000 000–5 000 000 руб.

FixPrice

Ивитро

Бэби-клуб

Лаборатория Гемотест

Subway

Додо пицца

Додо пицца

Крошка картошка

Yves Rocher

FixPrice

Более 5 000 000 руб.

Пятерочка

Пятерочка

TOM TAILOR

Додо пицца

2ГИС

Папа джонс

ЛЕЧУ

2ГИС

Папа Джонс

Шашлыкoff

Абсолютным лидером является представитель сферы розничной торговли «Пятерочка». Второе место на 2017 г. занимает компания Tele 2, а в конце списка оказываются франшизы сферы товаров для дома и сферы одежды.

Анализируя данные сводного рейтинга, можно наблюдать лидерство и устойчивость на рынке франчайзинга сферы розничной торговли и общепита на протяжении всего исследуемого периода. Сравнивая особенности развития франчайзинга за 2016–2017 гг., можно сказать, что наряду с торговлей, сферой услуг, общепитом и бытовым обслуживанием активно развивались такие сегменты, как информация, производство, вединг и финансы.

По результатам Рейтинга ТОП-100 лучших франшиз России от БИБОСС в 2017 году наиболее актуальными оказались сферы общественного питания, детские франшизы, категория «Спорт, здоровье и красота», а также B2B и B2C услуги. Чего нельзя сказать о бизнесе на одежде и украшениях, который заметно сдал свои позиции по сравнению с прошлым годом, а многие игроки этого рынка покинули золотую сотню [6, c. 81].

Таким образом, можно сказать, что современные условия российской экономики, характеризующиеся кризисными явлениями и стагнацией, не являются препятствием для развития рынка франчайзинга, так как быстрый старт, готовая ниша, доступ к разработанным и апробированным методам ведения бизнеса, наработанная клиентура сводят всевозможные рыночные риски к нулю и определяют достаточно продолжительный жизненный цикл организаций, работающих на условиях франчайзинга.


2.2 Проблемы в развитии франчайзинга в РФ

Развитие франчайзинга в России имеет свои особенности. Рассмотрим основные из них подробнее:

Одна из них касается заключения особых договоров с франчайзи. Так, многие компании, имеющие свои франчайзинговые сети в нашей стране, предпочитают не заключать прямые договоры франчайзинга, а разрабатывают целый пакет соглашений, предполагающих индивидуальные условия для каждого франчайзи. Поэтому, по некоторым подсчетам, в России есть около тысячи франчайзинговых компаний, а по другим – не более 500, в то время как Торгово-промышленная палата вообще выделяет только 150.

Другой характерной чертой является то, что в нашей стране, по сути, практически не присутствует промышленный франчайзинг, хотя во всем мире – это один из самых прибыльных и стабильных его видов, но требующий вложения серьезных средств. В России рынок франшиз, в основном, представлен сферой услуг, предприятиями общественного питания или торговлей. Для развития этих направлений нужно меньше вложений, такая франшиза стоит дешевле, а основные средства вкладываются в покупку инвентаря и товаров для реализации [7].

Франчайзинг изначально предполагает выплату первоначального взноса и регулярные выплаты роялти. Однако в нашей стране многие франчайзоры, для привлечения франчайзи, часто отказываются от выплаты паушальных взносов. Другая характерная особенность – это фиксированный размер роялти, тогда как в других странах размер регулярных вознаграждений зависит от величины прибыли, что, соответственно, заставляет франчайзора строже подходить к выбору партнеров, оказывать им всемерную поддержку, и вообще делает его более заинтересованным в том, чтобы доходы компаний-франчайзи росли. В нашей стране эти меры часто связаны с тем, что большая часть представителей малого и среднего бизнеса ведет «серую» бухгалтерию, из-за чего франчайзор не может быть уверен в достоверности сведений о доходах своего партнера.

По законам ЕС франчайзор не имеет права устанавливать цены своим франчайзи, у нас же в стране повсеместно именно управляющая компания диктует ценовую политику своим операторам.

Франчайзинговый договор обычно заключается на довольно длительный срок, однако в условиях нашей страны и сложившейся общей нестабильной политической и экономической ситуации подобные соглашения редко заключаются дольше, чем на 5 лет. Франчайзор использует это для расширения своего бизнеса, а франчайзи часто покупают франшизу в качестве первоначального старта в предпринимательстве, для того чтобы набраться опыта, завести нужные контакты, собрать доход и открыть уже свое собственное дело[3, c. 68].


Еще одна особенность франчайзинга заключается в его географической неравномерности: наибольшее количество подобных компаний сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. Это связано с тем, что многие бизнесмены в регионах не желают терять свою самостоятельность и выполнять все требования франчайзора. Поэтому обычно сначала осваивается московский или питерский рынок, и только после успешного ведения дел в столицах франчайзоры начинают продвигать свои марки в другие города страны.

Ограничивающие факторы развития франчайзинговой системы в России:

отсутствие нормативной и законодательной базы по франчайзингу;

недостаточное количество специалистов, занимающихся франчайзингом;

недоверие к системе в связи с отсутствием образовательных и разъяснительных программ, а также соответствующей пропаганды;

специфика российской хозяйственной практики, особенно в отдельных регионах страны;

специфика психологии и поведения отдельных групп потребителей в связи с большой территорией России;

фискальная налоговая политика государства, не предполагающая и не стимулирующая формирование финансовых потоков с учетом необходимости образования денежных фондов франчайзинговой системы;

наличие существенных валютных ограничений, не учитывающих особенности данного вида сотрудничества с точки зрения распределения финансовых и иных ресурсов в рамках одной франчайзинговой сети [5, с.22].

Одной и важнейших проблем продвижения франчайзинга в России является несовершенство законодательства, которое заключается в отсутствии четкого понятия «франчайзинг» в правовой базе России, в желании большинства законодателей уравнять понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия», а также самопроизвольность в развитии российского рынка заставили огромную часть иностранных франчайзеров (правообладателей) либо отказаться от создания франчайзинговых фирм на российской территории, либо потребовали создания новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок[5, c. 22].

В октябре 2014 года на рассмотрение в государственную думу внесён

законопроект «О франчайзинге». Данный законопроект был рассмотрен в первом чтении, но в последствие в марте 2016 года отклонен [18]. Аргументация по отклонению законопроекта сведена, с одной стороны, к дублированию некоторых пунктов главы 54 ГК РФ, а в некоторых пунктах к полному противоречию, в то время, как законопроект не предусматривал изначально изменений имеющегося законодательства. Также, авторами законопроекта введены ряд понятий, таких как «бизнес-система», «правила ведения бизнеса», «финансовые отчеты по стандартам GAPP», «публичные люди (звезды)», которые не имеют расшифровки ни в действующем законодательстве, ни в выдвигаемом законопроекте.


Несмотря на тот факт, что отдельного закона по франчайзингу на сегодняшний день в России нет, нельзя сказать, что данная форма сотрудничества живёт своей жизнью. Мощное влияние на развитие франчайзинга, как института, оказывает российская ассоциация франчайзинга (далее – РАФ). Данная организация является некоммерческой, функционирует на рынке с 1997г., с целью защиты и поддержки интересов своих членов и создания наиболее благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.

Отсутствует система аттестации и стандартов соответствия франшиз, отсутствует даже официальная статистика франчайзинга в России. В большинстве регионов нет компетентных консалтинговых компаний, где можно получить информацию и снизить риски выбора некачественных франшиз. Нет на местах и коммуникационных площадок — Центров франчайзинга, да что там — не существует никакого системного обучения франчайзинговым отношениям (франчайзер — франчайзи). А оно жизненно необходимо для обеих сторон. Дело в том, что сама идея франчайзинга новичку обычно кажется простой. Но это ложное ощущение. Тема франчайзинга поистине бездонна, и чем больше в нее погружаешься, тем больше проблем, задач и ситуаций, требующих грамотного разрешения и описания возникает. А вот профессиональных и компетентных экспертов по франчайзингу в России очень и очень мало [8, c. 101].

На рынке франчайзинга в России присутствует очень много недобросовестных франчайзеров, предлагающих франчайзинговые проекты низкого качества. В интернете имеется большое количество порталов, размещающих каталоги, списки и примеры франчайзинга в России. Однако, больше половины франшиз, заявляющих о себе как о франшизах на отечественном рынке, таковыми вовсе не являются. Они не обладают комплексом признаков, присущих качественной, успешной и честной франшизе [18].

В условиях увеличения оборотов крупных и средних торговых компаний франчайзинг становится одним из самых эффективных инструментов выживания малого бизнеса. Однако в России этот вид бизнес пока не получил должного внимания, "уровень осведомленности базовых знаний в этой области в предпринимательской среде достаточно низок".

2.3 Применение франчайзинга на примере Барбершоп

Сегодня многие предприниматели, которые заинтересовались этим бизнесом, задаются вопросом «Не прошла ли мода на Барбершопы?» и «Какие перспективы у этого рынка?». Ответ кроется в статистике по динамике открытия мужских парикмахерских по всей стране. Судя по ней, этот бизнес еще даже не дошел до своей максимальной отметки. И если в мегаполисах барбершопов довольно много, то в небольших городах этот бизнес не развит совсем [19].