Файл: Франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
Сущность франчайзинга, история развития, его достоинства и недостатки
Преимущества и недостатки франчайзинга
АНАЛИЗ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 Проблемы в развитии франчайзинга в РФ
2.3 Применение франчайзинга на примере Барбершоп
Одни из крупнейших мировых компаний в сфере производства модной и спортивной одежды, такие как ZARA, Декатлон, Спортмастер, в начале 2017 г. начали переносить производство в Россию на отечественные предприятия. Показатель уровня локализации производства в России компании Декатлон в 2016 г. составляет 17,5 %, а в 2018 г. его планируют повысить до 45 %.
Уже летом этого года один из крупнейших банков в России ВТБ 24 планирует начать выдавать кредиты начинающим бизнесменам в сфере франчайзинга. В рамках новой инвестиционной программы они смогут получить кредит на сумму от 850 000 рублей до 10 000 000 рублей сроком на пять лет. Для франчайзи-стартаперов процентная ставка составит от 16,5 %, для уже давно действующих – от 12,5 %. Банком ВТБ 24 будет выдаваться отсрочка в погашении основного долга по кредиту не более чем на 1 год и для первых и на шесть месяцев для вторых.
В 2017 г. замечено резкое увеличений инвестиций в сфере одежды и аксессуаров, которая занимает лидирующее место по количеству франчайзинговых компаний в fashion и luxury индустрии. Второе место принадлежит отельному бизнесу, третье – часам и ювелирным украшениям. В этой индустрии было совершено в 2016 г. – 211 сделок, а в 2015 г. – 141 сделка. В сегменте одежды и аксессуаров провели в 2016 г. – 69 инвестиционных операций, что в 2 раза больше, чем в 2015 г. В отельном бизнесе резких увеличений на протяжении трех последних лет не наблюдается.
Рассмотрим подробнее рейтинг франчайзинговых компаний по размеру инвестиций в табл. 1.
Видно, что размер инвестиций в различных отраслях колеблется от сотен тысяч до миллионов рублей. Это зависит от цены франшизы, требуемых вложений и оплаты труда персонала. Самыми дешевыми являются франшизы сферы услуг для населения, а дорогими – франшизы в сфере товаров для дома, кафе и рестораны.
Таблица 1
ТОП-5 франшиз по отраслям на 2017 г. [2, c. 1107]
Отрасль |
1 место |
2 место |
3место |
4 место |
5 место |
1. Розничная торговля Инвестиции |
Пятёрочка 7 000 000– 15 000 000 р |
FixPrice 4 000 000– 6 000 000 р |
Фасоль 3 500 000 р |
АККОНД 400 000 р |
220 Вольт 1 600 000– 6 000 000 р |
2. Кафе и рестораны Инвестиции |
33 Пингвина 690 000– 10 000 000 р |
Додо пицца 4 500 000– 12 000 000 р |
Крошка картошка 1 800 000– 6 500 000 р |
Стардог!S 400 000– 2 500 000 р |
ПапаДжонс 10 000 000– 15 000 000 р |
3. Детские франшизы Инвестиции |
Чемпионика 220 000– 1 500 000 р |
Оранжевый слон 270 000– 550 000 р |
Сема 400 000– 2 000 000 р |
Бэби-клуб 2 500 000– 6 000 000 р |
Gulliver 2 200 000– 2900 000 р |
4. Здоровье и красота Инвестиции |
ИНВИТРО 2 300 000– 4 900 000 р |
Лаборатория Гемотест 1 600 000– 3 500 000 р |
Хеликс 800 000– 3 800 000 р |
CMD-Центр молекулярной диагностики 900 000– 2 500 000 р |
Точка красоты 2 000 000 р |
5. Услуги для населения Инвестиции |
СДЭК 300 000– 800 000 р |
PickPoint 1 000 000 р |
Тele 2 500 000 р |
Миэль-Недвижимость 1 000 000– 2 500 000 р |
Слетать.ру 100 000 р |
6. Одежда Инвестиции |
TOM TAILOR 6 000 000– 10 000 000р |
SELA 2 100 000 р |
Glance 2 500 000– 3 000 000 р |
Pompa 1 490 000–3 900 000 р |
BAON 2 500 000– 5 500 000 р |
7. Товары для дома Инвестиции |
Аскона 750 000– 14 000 000р |
Райтон 600 000– 1 500 000 р |
Hilding Anders 400 000– 4 800 000 р |
Еврочехол 1 500 000 р |
Наша Марка 400 000– 2 000 000 р |
Рейтинг франшиз по инвестициям за 2016–2017 гг. показан в таблице 2.
Таблица 2
Рейтинг франшиз в России по инвестициям за 2016–2017 гг. [1, c. 58]
Размер инвестиций |
2016 г. |
2017 г. |
До 500 000 руб. |
СтардогS |
Чемпионика |
Tele2 |
1С:БухОбслуживание |
|
Сема |
СтардогS |
|
Оранжевый слон |
Оранжевый слон |
|
Fast&Shine |
Сема |
|
500 000–1 000 000руб |
33пингвина |
33пингвина |
Инвитро |
Аскона |
|
Аскона |
хеликс |
|
Лабораория Гемотест |
CMD-Центр молекулярной диагностики |
|
Хеликс |
Баскин Роббинс |
|
1 000 000–5 000 000 руб. |
FixPrice |
Ивитро |
Бэби-клуб |
Лаборатория Гемотест |
|
Subway |
Додо пицца |
|
Додо пицца |
Крошка картошка |
|
Yves Rocher |
FixPrice |
|
Более 5 000 000 руб. |
Пятерочка |
Пятерочка |
TOM TAILOR |
Додо пицца |
|
2ГИС |
Папа джонс |
|
ЛЕЧУ |
2ГИС |
|
Папа Джонс |
Шашлыкoff |
Абсолютным лидером является представитель сферы розничной торговли «Пятерочка». Второе место на 2017 г. занимает компания Tele 2, а в конце списка оказываются франшизы сферы товаров для дома и сферы одежды.
Анализируя данные сводного рейтинга, можно наблюдать лидерство и устойчивость на рынке франчайзинга сферы розничной торговли и общепита на протяжении всего исследуемого периода. Сравнивая особенности развития франчайзинга за 2016–2017 гг., можно сказать, что наряду с торговлей, сферой услуг, общепитом и бытовым обслуживанием активно развивались такие сегменты, как информация, производство, вединг и финансы.
По результатам Рейтинга ТОП-100 лучших франшиз России от БИБОСС в 2017 году наиболее актуальными оказались сферы общественного питания, детские франшизы, категория «Спорт, здоровье и красота», а также B2B и B2C услуги. Чего нельзя сказать о бизнесе на одежде и украшениях, который заметно сдал свои позиции по сравнению с прошлым годом, а многие игроки этого рынка покинули золотую сотню [6, c. 81].
Таким образом, можно сказать, что современные условия российской экономики, характеризующиеся кризисными явлениями и стагнацией, не являются препятствием для развития рынка франчайзинга, так как быстрый старт, готовая ниша, доступ к разработанным и апробированным методам ведения бизнеса, наработанная клиентура сводят всевозможные рыночные риски к нулю и определяют достаточно продолжительный жизненный цикл организаций, работающих на условиях франчайзинга.
2.2 Проблемы в развитии франчайзинга в РФ
Развитие франчайзинга в России имеет свои особенности. Рассмотрим основные из них подробнее:
Одна из них касается заключения особых договоров с франчайзи. Так, многие компании, имеющие свои франчайзинговые сети в нашей стране, предпочитают не заключать прямые договоры франчайзинга, а разрабатывают целый пакет соглашений, предполагающих индивидуальные условия для каждого франчайзи. Поэтому, по некоторым подсчетам, в России есть около тысячи франчайзинговых компаний, а по другим – не более 500, в то время как Торгово-промышленная палата вообще выделяет только 150.
Другой характерной чертой является то, что в нашей стране, по сути, практически не присутствует промышленный франчайзинг, хотя во всем мире – это один из самых прибыльных и стабильных его видов, но требующий вложения серьезных средств. В России рынок франшиз, в основном, представлен сферой услуг, предприятиями общественного питания или торговлей. Для развития этих направлений нужно меньше вложений, такая франшиза стоит дешевле, а основные средства вкладываются в покупку инвентаря и товаров для реализации [7].
Франчайзинг изначально предполагает выплату первоначального взноса и регулярные выплаты роялти. Однако в нашей стране многие франчайзоры, для привлечения франчайзи, часто отказываются от выплаты паушальных взносов. Другая характерная особенность – это фиксированный размер роялти, тогда как в других странах размер регулярных вознаграждений зависит от величины прибыли, что, соответственно, заставляет франчайзора строже подходить к выбору партнеров, оказывать им всемерную поддержку, и вообще делает его более заинтересованным в том, чтобы доходы компаний-франчайзи росли. В нашей стране эти меры часто связаны с тем, что большая часть представителей малого и среднего бизнеса ведет «серую» бухгалтерию, из-за чего франчайзор не может быть уверен в достоверности сведений о доходах своего партнера.
По законам ЕС франчайзор не имеет права устанавливать цены своим франчайзи, у нас же в стране повсеместно именно управляющая компания диктует ценовую политику своим операторам.
Франчайзинговый договор обычно заключается на довольно длительный срок, однако в условиях нашей страны и сложившейся общей нестабильной политической и экономической ситуации подобные соглашения редко заключаются дольше, чем на 5 лет. Франчайзор использует это для расширения своего бизнеса, а франчайзи часто покупают франшизу в качестве первоначального старта в предпринимательстве, для того чтобы набраться опыта, завести нужные контакты, собрать доход и открыть уже свое собственное дело[3, c. 68].
Еще одна особенность франчайзинга заключается в его географической неравномерности: наибольшее количество подобных компаний сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. Это связано с тем, что многие бизнесмены в регионах не желают терять свою самостоятельность и выполнять все требования франчайзора. Поэтому обычно сначала осваивается московский или питерский рынок, и только после успешного ведения дел в столицах франчайзоры начинают продвигать свои марки в другие города страны.
Ограничивающие факторы развития франчайзинговой системы в России:
отсутствие нормативной и законодательной базы по франчайзингу;
недостаточное количество специалистов, занимающихся франчайзингом;
недоверие к системе в связи с отсутствием образовательных и разъяснительных программ, а также соответствующей пропаганды;
специфика российской хозяйственной практики, особенно в отдельных регионах страны;
специфика психологии и поведения отдельных групп потребителей в связи с большой территорией России;
фискальная налоговая политика государства, не предполагающая и не стимулирующая формирование финансовых потоков с учетом необходимости образования денежных фондов франчайзинговой системы;
наличие существенных валютных ограничений, не учитывающих особенности данного вида сотрудничества с точки зрения распределения финансовых и иных ресурсов в рамках одной франчайзинговой сети [5, с.22].
Одной и важнейших проблем продвижения франчайзинга в России является несовершенство законодательства, которое заключается в отсутствии четкого понятия «франчайзинг» в правовой базе России, в желании большинства законодателей уравнять понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия», а также самопроизвольность в развитии российского рынка заставили огромную часть иностранных франчайзеров (правообладателей) либо отказаться от создания франчайзинговых фирм на российской территории, либо потребовали создания новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок[5, c. 22].
В октябре 2014 года на рассмотрение в государственную думу внесён
законопроект «О франчайзинге». Данный законопроект был рассмотрен в первом чтении, но в последствие в марте 2016 года отклонен [18]. Аргументация по отклонению законопроекта сведена, с одной стороны, к дублированию некоторых пунктов главы 54 ГК РФ, а в некоторых пунктах к полному противоречию, в то время, как законопроект не предусматривал изначально изменений имеющегося законодательства. Также, авторами законопроекта введены ряд понятий, таких как «бизнес-система», «правила ведения бизнеса», «финансовые отчеты по стандартам GAPP», «публичные люди (звезды)», которые не имеют расшифровки ни в действующем законодательстве, ни в выдвигаемом законопроекте.
Несмотря на тот факт, что отдельного закона по франчайзингу на сегодняшний день в России нет, нельзя сказать, что данная форма сотрудничества живёт своей жизнью. Мощное влияние на развитие франчайзинга, как института, оказывает российская ассоциация франчайзинга (далее – РАФ). Данная организация является некоммерческой, функционирует на рынке с 1997г., с целью защиты и поддержки интересов своих членов и создания наиболее благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.
Отсутствует система аттестации и стандартов соответствия франшиз, отсутствует даже официальная статистика франчайзинга в России. В большинстве регионов нет компетентных консалтинговых компаний, где можно получить информацию и снизить риски выбора некачественных франшиз. Нет на местах и коммуникационных площадок — Центров франчайзинга, да что там — не существует никакого системного обучения франчайзинговым отношениям (франчайзер — франчайзи). А оно жизненно необходимо для обеих сторон. Дело в том, что сама идея франчайзинга новичку обычно кажется простой. Но это ложное ощущение. Тема франчайзинга поистине бездонна, и чем больше в нее погружаешься, тем больше проблем, задач и ситуаций, требующих грамотного разрешения и описания возникает. А вот профессиональных и компетентных экспертов по франчайзингу в России очень и очень мало [8, c. 101].
На рынке франчайзинга в России присутствует очень много недобросовестных франчайзеров, предлагающих франчайзинговые проекты низкого качества. В интернете имеется большое количество порталов, размещающих каталоги, списки и примеры франчайзинга в России. Однако, больше половины франшиз, заявляющих о себе как о франшизах на отечественном рынке, таковыми вовсе не являются. Они не обладают комплексом признаков, присущих качественной, успешной и честной франшизе [18].
В условиях увеличения оборотов крупных и средних торговых компаний франчайзинг становится одним из самых эффективных инструментов выживания малого бизнеса. Однако в России этот вид бизнес пока не получил должного внимания, "уровень осведомленности базовых знаний в этой области в предпринимательской среде достаточно низок".
2.3 Применение франчайзинга на примере Барбершоп
Сегодня многие предприниматели, которые заинтересовались этим бизнесом, задаются вопросом «Не прошла ли мода на Барбершопы?» и «Какие перспективы у этого рынка?». Ответ кроется в статистике по динамике открытия мужских парикмахерских по всей стране. Судя по ней, этот бизнес еще даже не дошел до своей максимальной отметки. И если в мегаполисах барбершопов довольно много, то в небольших городах этот бизнес не развит совсем [19].