Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. ЭЭГ-БОС-тренинг по показателю коэффициента дефицита внимания (КДВ) с возможностью мониторирования времени существования и изменения показателя в сеансах с биоуправлением.

6. ЭЭГ-БОС-тренинг по субдиапазонам бета-, тета-, альфа-ритмов головного мозга при проведении нейрофизиологических проб и введении специфических нагрузок. Тренируемый ритм и субдиапазоны выбираются методистом или врачом.

7. ЭМГ-БОС-тренинг по интенсивности сокращений и напряжений, группы мышц или мышцы.

8. ЭМГ-БОС-тренинг по Джекобсону по прогрессивной интенсивности сокращений и напряжений выбранной группы мышц или мышцы.

9. Возможность вести индивидуальные карточки пациентов с результатами диагностических и коррекционно-лечебных сеансов.

10. Возможность использовать методический мультимедийный материал.

11. Диагностические режимы для проведения психофизиологических проб с регистрацией физиологических показателей и для оценки функционального состояния головного мозга по показателям электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при одновременном мониторировании основных физиологических показателей (ЭКГ, ЧД, ЭМГ).

12. Встроенный режим тестирования для проведения психологической экспресс-диагностики (тест "Цветопредпочтение" для получения значений коэффициентов ВК (вегетативный коэффициент) и СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы) и выявления актуального эмоционального состояния пациента и тест "Сенсорные предпочтения» для получения информации о структуре репрезентации сенсорных систем и сенсорном профиле (ведущем сенсорном канале), для оптимального выбора вида обратной связи)".

13. Возможность выводить на печать результаты сеансов в виде таблиц или графиков.

Индикатор полиграфический «УСО-01» по основному назначению предназначен для предоставления в режиме реального времени объективной информацию об основных изменениях физиологических параметров человека (ЭКГ, ЧД, ЭМГ и ЭЭГ) для формирования навыков саморегуляции (обеспечивает проведение диагностических и лечебных сеансов) на базе метода функционального биоуправления с применением принципа биологической обратной связи (БОС).

Монитор клиента отображает сигналы обратной связи в виде определенных сюжетов, а монитор специалиста отображает структуру сеанса, дает оперативную информацию о физиологических параметрах человека и обеспечивает контроль за сюжетом обратной связи (при этом сюжет обратной связи обязательно дублируется на мониторе специалиста).


По условиям эксплуатации прибор соответствует климатическому исполнению УХЛ 4.2 ГОСТ 15150-69. По классу потенциального риска применения устройство относится к классу «2а». По безопасности «УСО-01» соответствует требованиям ГОСТ Р 50267.0-92 (МЭК 601-1-88) для изделий класса 1, тип защиты В.

Комплекс БОС, применяемый в данной организации, имеет следующие основные задачи:

  1. Психологическая диагностика, исследование и оценка индивидуально-психологических особенностей сотрудников.
  2. Комплексная автоматизированная психодиагностика степени психического, физического развития и отклонений в поведении;
  3. Проведение психофизиологического тренинга на базе технологии функционального биоуправления с БОС для: психокоррекционной и психопрофилактической работы; роста стрессоустойчивости как профессионально-важного качества сотрудников; Развития навыков целенаправленной саморегуляции функциональных и эмоциональных состояний;
  4. Развития высших психических функций – мышления, памяти, внимания, интеллекта.

Предупреждение профессионального выгорания сотрудников и развитие социально-психологической компетентности каждого сотрудника организации.

Применяемый на практике комплекс БОС состоит из следующих компонентов:

  1. Образовательно-профилактическая программа для диагностики факторов риска и первичной профилактики неврозов;
  2. Пакет программного обеспечения автоматизированной психодиагностики для исследования особенностей эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер, их динамику в процессе психокоррекционной работы;
  3. Консультационный семинар.

Кроме этого, регулярно используется в работе психофизиологический тренинг, который включает в себя следующие блоки:

1) режим тренировки навыков саморегуляции, в котором производится обучение снижению избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения у сотрудников;

2) обучение приёмам общей мышечной и психоэмоциональной релаксации;

3) развитие либо восстановление мышечного чувства;

4) тренировка навыка координированного управления мышечным напряжением;

5) тренировка с последующим произвольным изменением мышечного напряжения, а также обучение навыку прогрессивной мышечной релаксации.

Также необходимо отметить, что БОС-технология применяется в когнитивно-поведенческой терапии у сотрудников данной организации и включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Логический анализ.

В общем плане на данном этапе происходит анализ индивидом своих мыслей и чувств, выявляются ошибки, которые приводят к неправильной оценке ситуации и неверному поведению.

  1. Эмпирический анализ.

Данный этап характеризуется тем, что сотрудник учится отличать объективную реальность от субъективной воспринимаемой, анализирует собственные мысли и модели поведения в соответствии с объективной реальностью.

3. Прагматический анализ.

На этом этапе человек определяет альтернативные способы реагирования на ситуацию, учится формировать новые конструктивные установки и использовать их в жизни.

При работе с неврозами методы когнитивно-поведенческой психотерапии исходят из теоретических задач когнитивной и поведенческой (бихевиоральной) терапии.

Специалист не ставит себе цель докопаться до корней возникших проблем. С помощью наработанных методик, применяя конкретные техники, он учит позитивному мышлению, чтобы поведение клиента изменилось в лучшую сторону.

Стоит отметить, что в ходе психотерапевтических сеансов также используются некоторые приемы педагогики и психологического консультирования.
В работе с профессиональными неврозами в аспекте использования технологии БОС наиболее действенными методиками когнитивно-поведенческой психотерапии являются:

1. Когнитивная терапия.

Данный метод состоит в том, что, если человек неуверенный и воспринимает свою жизнь как череду различных неудач, нужно закрепить в его сознании позитивные мысли о себе, которые должны вернуть ему уверенность в собственных силах и надежду, что все у него обязательно получится.

2. Рационально-эмотивная терапия.

Данная технология направлена на осознание индивидом того факта, что свои мысли и поступки необходимо согласовывать с реальной жизнью. Это оградит от неизбежных стрессов и научит принимать верные решения в различных жизненных ситуациях.

3. Реципрокная ингибиция.

Ингибиторами называются вещества, которые замедляют ход различных процессов, в нашем случае речь идет о психофизических реакциях в организме человека.

Так, к примеру, страх может быть подавлен гневом. В ходе сеанса человек может представить, что свою тревогу он может подавить, например, полным расслаблением. Такой метод ведет к угасанию патологической фобии. Стоит отметить, что на этом основаны многие специальные техники этого метода.

4. Аутогенная тренировка и релаксация.

Этот метод применяется как вспомогательный прием при проведении сеансов когнитивно-поведенческой терапии. 


5. Самоконтроль.

Данный метод основывается на методе оперантного обусловливания; в данном случае подразумевается, что желательное поведение в тех или иных условиях должно закрепляться.

Этот метод актуален при трудностях в жизненных ситуациях, например, учебе или работе, когда возникают разного рода зависимости или неврозы. Помогают поднять самооценку, контролировать немотивированные вспышки ярости, а также гасит невротические проявления.

6. Самонаблюдение.

Метод предполагает ведение дневника поведения как один из способов «остановки» для прерывания навязчивых мыслей.

7. Самоинструкции.

Индивид должен сам задавать себе самому определенные задания, которых необходимо придерживаться для положительного решения своих проблем.

8. Метод «Стоп-кран» или триада самоконтроля.

Технология внутреннего «стоп!» негативным мыслям, релаксация, положительное представление, а также мысленное его закрепление.

9. Оценка чувств.

В рамках данного метода производится так называемое «шкалирование» чувств по 10-бальной или иной системе. Это позволяет человеку определить, допустим, уровень своей тревожности или, наоборот, уверенности, где на «шкале чувств» они находятся.

Этот методом помогает объективно оценить собственные эмоции и предпринять шаги для снижения (увеличения) их присутствия на мысленном и чувствительном уровне.

10. Исследование угрожающих последствий или «что, если».

Данный метод способствует расширению ограниченного кругозора; при вопросе «А если произойдет что-либо ужасное?» человек с неврозом должен не переоценивать роль этого «ужасного», что ведет к пессимизму, а найти оптимистический ответ.

11. Преимущества и недостатки.

Этот метод заключается в том, что пациент с помощью специалиста разбирает преимущества и недостатки собственных мысленных установок и находит пути сбалансированного их восприятия, что позволяет постепенно решить проблему. 

12. Парадоксальная интенция.

Данную методику как довольно действенный метод при коррекции генерализованного тревожного расстройства и фобии разработал австрийский психиатр В. Франкл.

Основная ее суть состоит в том, что, если человек чего-то очень боится, нужно, чтобы в своих ощущениях он постоянно возвращался к данной ситуации.

Например, человек страдает страхом бессонницы, ему нужно посоветовать, чтобы он и не старался уснуть, а как можно дольше бодрствовал. И вот это стремление «не заснуть» вызывает, в конце концов, сон. 


13. Тренировка контроля тревоги.

Этот метод применяется в том случае, когда индивид в стрессовых ситуациях не может совладать с собой, а также оперативно принять решение. 

Таким образом, рассмотренные выше методы когнитивно-поведенческой терапии неоднократно на практике показали свою результативность и эффективность при коррекции тревожных неврозов (в частности, при лечении генерализованного тревожного расстройства и различного рода фобий).

Если говорить о техниках когнитивно-поведенческой терапии при работе с неврозами и фобиями, то они включают в себя целый спектр самых разнообразных конкретных упражнений, с помощью которых человек должен решить свои проблемы.

К наиболее распространенным относятся следующие:

  1. Рефрейминг (англ. – «рамка»).

Суть данной технологии состоит в том, что специалист с помощью специальных вопросов заставляет клиента сменить негативные «рамки» собственного восприятия и мышления, а также поведения в целом, заменив их на позитивные. 

  1. Дневник мыслей.

Индивид с генерализованным тревожным расстройством или каким-либо фобическим нарушением записывает собственные мысли и переживания, чтобы понять, что тревожит и влияет на его мысли и самочувствие в течение дня. 

  1. Эмпирическая проверка.

Данная технология включает в себя несколько способов, которые помогают найти конструктивное решение и нейтрализовать негативные мысли и аргументы.

  1. Примеры художественной литературы.

Суть технологии заключается в том, что с ее помощью довольно доходчиво объясняют выбор положительного суждения. 

  1. Позитивное воображение.

Данная психотерапевтическая технология с использованием БОС помогает избавиться от отрицательных представлений. 

  1. Смена ролей.

Суть технологии заключается в том, что сотрудник представляет, что утешает своего товарища, оказавшегося в его положении. Вот что бы он смог ему посоветовать в таком случае? 

  1. Наводнение, имплозия, парадоксальная интенция, вызванный гнев.

Обычно эти техники используются в основном при работе с детскими фобиями.

Сюда же относят выявление альтернативных причин поведения, а также некоторые другие техники.

Применение БОС-психотехник в профессиональной деятельности рассмотрим на примере тренинга коммуникативной компетентности для персонала, который регулярно проводится сотрудниками службы персонала данной организации.

Программа тренинга коммуникативной компетентности была разработана на основе теоретических постулатов теории о стрессе Г. Селье, а также с учетом методологических рекомендаций по применению психотехник в тренинговой работе со взрослыми людьми.