Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели данного тренинга следующие:

1. Развитие и совершенствование умений и навыков эффективной профессиональной коммуникации.

2. Развитие умения преодолевать психологические барьеры в
общении.

3. Совершенствование умения психологически адекватно ситуации общения выбрать тактику невербального поведения.

4. Формирование умения мобилизоваться на достижение поставлен­ной коммуникативной задачи.

5. Формирование команды и общей корпоративной культуры.

Регламент тренинга представлен следующим образом: тренинг проводится за три дня по семь часов (21 часа), время проведения – с 10 до 18 часов, с обеденным перерывом (с 14 до 15 часов), а также с 10-минутными перерывами (2-3 раза в течение дня).

Средства и методы тренинговой работы - разминки, групповые упражнения, разбор и анализ различных ситуаций по теме тренинга, ролевые игры. Раздаточные материалы по теоретической части тренинга, бумага, доска, карандаши, ручки; бейджики для каждого участника.

Первый день тренинга заключается в освоении общих основ коммуникативной компетентности.

Цели данного блока:

1. Ознакомить участников тренинга с понятием «коммуникативная компетентность».

2. Развитие умения эмпатического слушания.

3. Совершенствование навыков уверенного поведения в общении.

В работе группы освещаются правила работы, которые необходимо соблюдать в работе:

1) участие в работе от начала до конца;

2) соблюдение конфиденциальности;

3) искреннее и взаимное доверие, поддержка;

4) критика не того, кто делает, а того, как делает (т.е. критиковать нужно не конкретную личность, а способ ее действий);

5) работа по принципу «здесь и теперь»;

6) «Я»-высказывания и обращение на «Ты» или по имени между участниками.

Эти правила в виде памятки раздаются каждому участнику. Обсуждаются спорные и непонятные условия тренинга.

Второй день имеет своей целью раскрыть различные вербальные и невербальные средства общения.

Цели второго дня тренингового занятия таковы:

1. Ознакомление участников группы с вербальными и невербальными средствами общения.

2. Раскрытие значимости и информативности в общении невербальных средств коммуникации.

3. Развитие практических навыков по распознаванию и анализу невербальных компонентов общения.

Тренер рассказывает о различных видах вербального и невербального общения, раскрывает значимость невербального поведения и его ценность в межличностном общении. Анализируются зоны дистанции в общении и жесты, наиболее часто применяемые в общении.


Довольно интересная психотехника, применяемая в данном тренинге, упражнение «Контакт масок». Цель ее - развитие способности правильно интерпретировать невербальное поведение.

Все участники рисуют себе маску. Она может быть сколь угодно странной, забавной, как кому захочется. Если кому-то очень трудно придумать маску, то допускается изготовление простой черной маски: два кружка с прорезями для глаз. После изготовления масок все садятся в круг. Один из участников становится в центр круга, закрывает глаза и начинает медленное вращение; когда он остановится и откроет глаза, «стрелка» будет указывать на кого-то из участников: с этого человека начинается обсуждение. Каждый должен высказать свое мнение о маске на обсуждаемом человеке. После обсуждения первого участника в маске переходят к следующему (двигаясь по часовой стрелке) и т. д.

Затем после обсуждения участники садятся в круг, в центр выкладываются (тестом вниз) семь карточек (дублируются карточки 2-6 по количеству участников). 1 - маска безучастности; 2 - маска прохладной вежливости; 3 - маска высокомерной неприступности; 4 - маска агрессивности; 5 - маска послушания или угодливости; 6 - маска деланной доброжелательности; 7 - маска простодушной веселос­ти.

Участники выбирают себе по карточке и читают свой текст. По порядку следования номеров карточек каждый должен продемонстрировать доставшуюся ему «маску»; надо придумать ситуацию, в которой пришлось бы одеть эту маску, и разыграть сценку этой ситуации. После группа обсуждает, насколько человек сумел изобразить на лице необходимую «маску». Затем переходят к следующей сце­не. В заключение обсуждают: «Что мне дало это задание? Кому дается «маска» в ходе общения и почему некоторым трудно удержать эту «маску»? Какие переживания возни­кали во время задания?».

Также в рамках данного тренинга используется такая психотехника – под названием «Передача чувств»: участники встают в шеренгу, друг за другом, первый поворачивается ко второму и передает ему мимикой и жестами какое-либо чувство, второй участник должен передать следующему это чувство и т.д. У последнего выясняется, какое он чувство получил и сравнивают с тем, какое было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

В третий день тренинга по повышению коммуникативной компетентности изучается на практике блок под названием «Восприятие людьми друг друга в процессе общения».

Цели данного блока:

1. Развитие умения давать обратную связь партнеру по общению.


2. Развитие способности открыто выражать собственные чувства и переживания.

3. Совершенствование эффективных стратегий в межличностных отношениях.

Используется известная психотехника - упражнение «Рисунок». Цель: развитие и совершенствование эффективных средств общения.

Участники разбиваются по парам. Каждая пара, держась рукой за одну авторучку, рисует на бумаге какой-то рисунок, не договариваясь, безмолвно; тренер дает задание выявлять, кто из пары лидирует.

Затем меняются партнерами и вновь безмолвно рисуют вместе одной авторучкой. После упражнения проводится анализ рисунков; обсуждается, взаимодействие с каким партнером приятнее и почему? Какие позиции взаимодействия невербально реализовались?

Также с целью развития эмпатии и рефлексии в процессе общения применяется психотехника под названием «Общение без слов».

Это упражнение выполняется молча; участни­ки встают в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги двигаются в проти­воположные стороны. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Тренер просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: положите руки на плечи друг другу, посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбни­тесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше. Следу­ющие задания: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь. После упражнения участники обмениваются чувствами и переживаниями.

После выполнения задания участники прослушивают и просматривают запись собственной работы и анализируют особенности слушания и аспекты, которые имеют позитивное и негативное значение в процессе общения.

Таким образом, в заключении данного раздела стоит отметить, что опыт профессионального общения приходит с помощью метода тренировок, где особое значение придается использованию психотехник в профессиональной деятельности.

Рассмотрев основные методики и технологии когнитивно-поведенческой психотерапии, которые используются в коррекции эмоциональных состояний, можно заключить, что они имеют довольно широкий арсенал своего практического применения, показывают на практике свою эффективность и должны использоваться не фрагментарно, а целостно на системной и регулярной основе в процессе психотерапевтической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Метод биологической обратной связи (в англоязычной литературе biofeedback - байофидбек) представляет собой современный инновационный метод реабилитации, включающий в себя целый комплекс процедур, при проведении которых индивиду с помощью специальных технических устройств (т.е. цепи внешней обратной связи) дается информация о состоянии определенной функции его собственного организма.

На базе данной информации человек способен приводить в действие различные конструктивные механизмы саморегуляции и вполне целенаправленно применять значительные функциональные возможности собственного организма для совершенствования своих функций в норме (т.е. укрепляя свое здоровье) и коррекции работы нарушенных функций при определенной патологии.

Регуляция непроизвольных функций, например, вегетативных, производится системой гомеостаза в соответствии с необходимыми потребностями организма. Введение внешней искусственной обратной связи через зрительный, слуховой либо тактильный анализатор дает возможность человеку обладать необходимой информацией об изменении вегетативных функций, позволяет довести до уровня сознания, показать вполне ощутимой динамику регулируемого показателя. Это в свою очередь дает возможность индивиду находить способы целенаправленного воздействия на механизмы качественной регуляции вегетативных функций.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Апчел, В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 2015. - 86 с.
  2. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2014. — 336 с.
  3. Водопьянова, Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2016. - 386 с.
  4. Данилова, Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова; Рецензент Э.А. Костандов, Ю.А. Александровский. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 368 c.
  5. Кабардов, М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2016. - 400 c.
  6. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина, 2013. – 216 с.
  7. Леонова, А., Качина А. Стресс-менеджмент: технология управления стрессом в профессиональной деятельности // Управление персоналом. 2017. № 9. с. 81-84.
  8. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом: Теория и практика. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. - М.: Проспект, 2015. - 72 c.
  9. Ляксо, Е.Е. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 336 c.
  10. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 2014. – 314 с.
  11. Осипова, В.Н. Возрастная физиология и психофизиология / В.Н. Осипова. - М.: МГИУ, 2016. - 190 c.
  12. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2013.
  13. Титов, В.А. Психофизиология. / В.А. Титов. - М.: А-Приор, 2007. - 176 c.
  14. Шостак, В.И. Психофизиология. 2-е изд. / В.И. Шостак, С.А. Лытаев. - СПб.: Элби, 2015. - 352 c.
  15. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2016. - 256 с.