Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1. Понятия управленческого решения и условий его формирования
1.2. Перечень факторов, влияющих на эффективность управленческого решения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Анализ объекта исследования
2.2 Принятие эффективных управленческих решений с учетом факторов, на них влияющих
Составим модель сложной системы в виде графа информации, в котором каждая вершина соответствует элементу системы, а каждая дуга - наличию документопотока между соответствующими подразделениями (рис. Б.1 приложения Б).
Таким образом, в данном разделе задания были построены и проанализированы модели сложной системы – Областного перинатального центра, которые позволили выделить основные проблемы функционирования.
2.2 Принятие эффективных управленческих решений с учетом факторов, на них влияющих
Исходя из рассмотренных выше моделей сложной системы – ОПЦ для выбора качественного метода (методов) системного анализа, представим их краткую характеристику с анализом на достоинства и недостатки каждого из них. Обоснуем выбор метода, который способен дать определенные результаты.
1) Метод мозгового штурма (мозговой атаки). Основной целью метода является поиск новых идей, их широкое обсуждение и выбор адекватных идей. Основная гипотеза метода состоит в том, что среди большого числа идей имеются по меньшей мере несколько качественных и отвечающих поставленной задаче. И, чтобы максимизировать количество приемлемых идей, необходимо сформировать как можно больше разнообразных вариантов идей и уже на их основе выбрать подходящие и позволяющие решить поставленную задачу [22].
В данной работе – организовать научно-исследовательскую работу в учреждении для разработки прорывных технологий в гинекологии и педиатрии.
Достоинства метода: позволяет взглянуть на проблемы с разных точек зрения; использует творческий подход, отрицая рутинность и алгоритмичность; при тщательном подходе позволяет выйти за рамки существующих моделей мышления. Недостатки метода: типичный недостаток – вероятность уйти от рассматриваемой проблемы, для эффективности в классической постановке желательно участие как можно большего количества сотрудников в организации. Предоставим решение проблемы учреждения в виде диаграммы мозгового штурма (рис. 4).
Рисунок 4 – Диаграмма мозгового штурма для решения проблемы организации научно – исследовательской работы в ОПЦ
2) Экспертный метод. Основа метода – различные формы экспертного опроса с последующим выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина. Истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от экспертов, подразумевается факт того, что коллективное обобщенное мнение по проблеме является достоверным [23].
Несмотря на явное достоинство метода в виде качества получаемой информации, совмещения количественных и качественных методик, основной недостаток – наличие широкого круга респондентов, сложность и многоэтапность сбора информации и высокий профессиональный статус респондентов делает применение данного метода ограниченным для анализируемого учреждения.
На первом этапе каждый член экспертной группы независимо от других ранжирует альтернативы с точки зрения их значимости и заполняет таблицу 1.
Таблица 1 - Мнения экспертов относительно альтернатив
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Э1 |
А5 |
А2 |
А3 |
А1 |
А4 |
Э2 |
А2 |
А5 |
А4 |
А3 |
А1 |
Э3 |
А4 |
А5 |
А2 |
А1 |
А3 |
Определим сумму рангов по каждой альтернативе (табл. 2):
Таблица 2 - Сумма рангов по каждой альтернативе
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
13 |
6 |
12 |
9 |
5 |
Исключим альтернативу А1 как неперспективную
На втором этапе проведения оценки выделим критерии выбора оптимальной альтернативы
Критерии:
К1 – время (min → 10)
К2 – затраты материального ресурсы (min → 10)
К3 – трудозатраты (min → 10)
К4 – возможность применения в условиях учреждения (max → 10)
К5 – эффективность (max → 10)
Определим экспертные оценки и средние значения критериев оценки альтернатив, выставленные по 10-ти бальной системе (табл. 3).
Таблица 3 - Средние значения критериев оценки альтернатив
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Среднее |
|
К1 |
8 |
9 |
10 |
9,00 |
К2 |
10 |
8 |
6 |
8,00 |
К3 |
6 |
8 |
5 |
6,33 |
К4 |
5 |
2 |
5 |
4,00 |
К5 |
9 |
10 |
7 |
8,67 |
На третьем этапе проведем «определение оптимальной альтернативы»
Таблица 4 - Определение оптимальной альтернативы экспертным мнением
Критерий |
Значимость |
Альтернативы |
|||
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
||
К1 |
9,00 |
9 |
5 |
8 |
7 |
81 |
45 |
72 |
63 |
||
К2 |
8,00 |
4 |
8 |
5 |
3 |
32 |
64 |
40 |
24 |
||
К3 |
6,33 |
5 |
4 |
7 |
9 |
31,65 |
25,32 |
44,31 |
56,97 |
||
К4 |
4,00 |
8 |
5 |
8 |
10 |
32 |
20 |
32 |
40 |
||
К5 |
8,67 |
4 |
7 |
6 |
7 |
34,68 |
60,69 |
52,02 |
60,69 |
||
Итого |
179,33 |
195,01 |
208,33 |
204,66 |
Таким образом, оптимальной альтернативой является альтернатива 4 – создания научного подразделения ОПЦ, хотя и очень затратной.
3) Морфологический метод. Основа метода – это выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков. Реализуется посредством составления морфологических таблиц (карт), которые содержат, с одной стороны, перечень необходимых параметров, отражающих предполагаемый и ожидаемый результат, с другой стороны, варианты решений, среди которых надо делать выбор, чтобы достичь результата. Достоинства метода – может применяться в различных ситуациях, осуществим при наличии малого объема информации по изучаемой проблеме, не требует большого количества участников (фактически может выполняться одним сотрудником). Недостатки метода – предоставляет обилие вариантов, из которых трудно выбрать наилучший; не позволяет определить, все ли возможные варианты рассмотрены. Для проблемы, которая решается в рамках данной работы, эффективность метода невысока [24].
4) Метод сценариев. Метод, при котором устанавливается логическая последовательность событий для того, чтобы проанализировать возможности и определить, как, исходя из существующих ситуаций, может развиваться в будущем состоянии объектов. Сценарии представляют собой набор одинаково убедительных историй, каждая из которых описывает одно из потенциально возможных вариантов будущего. Каждая из историй снабжается необходимыми деталями, учитывающими возможные непредвиденные события в будущем. Достоинством метода является углубленный анализ взаимодействия различных аспектов развития ситуации, который облегчает обработку данных, полученных другими методами. Недостатком метода может являться возможная недостаточная точность данных при формировании сценариев, отсутствие формализованных возможностей для обнаружения пропусков или ошибок в сценариях.
5) Метод дерева целей. Метод ориентирован на получение иерархической структуры целей (проблем, направлений и т.д.) формируемой путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие – подцели нижележащих уровней – подцелей и функций. Представление целей начинается с верхнего уровня, далее происходит последовательное разукрупнение и конкретизация. Основным правилом разукрупнения целей является полнота – каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели. Реализуется принцип – подцели вышестоящего уровня достигаются за счет реализации подцелей нижестоящих уровней. Достоинства метода: позволяет структурировать проблемы, цели и направления развития; может применяться без наличия большого количества экспертов и дополнительных данных. Недостатки метода: эффективность во многом определяется субъективным мнением лица, составляющего дерево целей; требует глубокого понимания лицом, составляющим дерево целей особенностей развития и функционирования системы.
Дерево целей для анализируемого учреждения будет составлено в третьем разделе работы.
Таким образом, методами системного анализа, которые могут применяться в учреждении является, метод мозгового штурма, метод экспертных оценок и метод дерева целей. Обоснование применимости данных методов в рамках системы, осуществлялся на основе их достоинств и недостатков.
Проблема учреждения является отставание научных разработок и технологий лечения ОПЦ г. Челябинск от современных тенденций.
Логическая структура проблемы представлена на рис. 5.
Рисунок 5 – Структуризация проблемы
Данная проблема связана с рядом других проблем:
- снижение государственного финансирования учреждений здравоохранения;
- техническое отставание современных предприятий по выпуску высокотехнологических и инновационной аппаратуры;
- снижение образовательного уровня молодых специалистов;
- отсутствие эффективной системы стимулирования научной деятельности среди медицинского персонала.
Данная проблема может быть принципиально разрешена путем организации научно-исследовательской деятельности в учреждении, налаживании крепких научных связей, стимулировании перспективных разработок, обобщения и использования полученного опыта.
Сформулируем цель учреждения, исходя из выявленной проблемы: «Стать региональным лидером в научных разработках в области акушерства, гинекологии и педиатрии»
Построим дерево целей (рис. В.1 приложения В). В соответствии с деревом целей, предложим новую организационную структуру Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной Перинатальный Центр» г. Челябинск, приведенную в приложении Г.
В новой организационной структуре предложено ввести научно-исследовательский центр в составе трех научно – исследовательских отделов (НИО) и одной научно-исследовательской лаборатории (НИЛ).
Задачей научно – методического отдела является обобщение опыта работы учреждения, организация методического обеспечения основной деятельности и организация научных исследований.
Задачей двух НИО является научные исследования в соответствии с функционалами учреждениями.
Задачей НИЛ является развитие методов и средств диагностики патологий. Таким образом, предложенная организационная структура позволяет добавить функционал научно-исследовательской работы, решить вскрытую в работе проблему и достигнуть поставленных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполнения курсовой работы, в которой рассмотрены сущность и основные этапы принятия управленческого решения в маркетинговой деятельности современной торговой компании, можно сделать ряд обобщающих выводов:
- решение – это та точка, в которой выбор делается между альтернативными и конкурирующими возможностями развития предприятия;