Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Любая организация как система может рассматриваться в трех аспектах: физическом, экономическом и кибернетическом. Физическая система рассматривает все материальные и энергетические связи и зависимости.
Экономическая система рассматривает все экономические связи как внутри системы, так и с внешними организациями. Кибернетическая система представляет упорядоченную последовательность информационных сигналов. В этой системе должен быть координирующий орган, осуществляющий автономное управление. Информация, которая поступает в систему и содержится в ней, должна поддерживать параметры системы в определенных пределах. Для обмена информацией с другими предприятиями системе необходимо иметь информационные входы и выходы. Данные свойства присутствуют абсолютно во всех кибернетических системах.[11]
Организацию в разрезе управления можно представить в виде сложной кибернетической системе, состоящей из управляющей подсистемы, а также ряда управляемых подсистем. Согласно основных принципов кибернетики «черного ящика» отдельные подсистемы рассматриваются изолированно, учитывая информационные входы и выходы
Исходя из этого смысла, для руководителя организаций отдельное подразделение является в некотором роде «черным ящиком», потому что зачастую он не знает точно, что там происходит в том или ином подразделении. Но, согласно информации, поступающей в подразделение и выходит из него некоторой степенью вероятности, можно предположить, что происходит в этом подразделении, и, главное можно понять, на сколько эффективна работа подразделения.
Кибернетическая система управления действует аналогично автомату с обратной связью. При этом управляющая подсистема формирует командно-управляющую информацию и направляет ее в управляемую подсистему для реализации процесса, а по каналам обратной связи получает информацию о результирующем воздействии с целью определения корректирующего воздействия. Четко осуществляемая обратная связь обеспечивает эффективность системы управления процессом. Обратная связь характеризует оценку действия и сравнение его результатов с существующими критериями и стандартами для определения последующего действия. Обратная связь бывает двух видов: положительная и отрицательная. Положительная обратная связь способствует увеличению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Отрицательная обратная связь способствует уменьшению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Все системы управления для эффективного воздействия используют отрицательную обратную связь.
На рис.2.3 изображена схема системы управления с отрицательной обратной связью. На данной схеме наглядно отображено, что на основании цели процесса избираются параметры для оценки этой цели и критерии для данных параметров. В результате чего формируется командно-управляющая информация, воздействующая на управляемую подсистему в виде процесса. Количественная оценка результирующей деятельности через обратную связь сравнивается с выбранными критериями, стандартами, известными статистическими данными и вырабатывается корректирующее воздействие на командно-управляющую информацию с целью сокращения отклонений результирующего действия от установленных критериев, норм. Однако, если установленные отклонения имеют высокие показатели, то нужно изменить параметры, критерии или даже цель процесса.
1 — цель (программа); 2 — параметры, которые оценивают уровень достижения цели; 3 — критерии и нормы оценки избранных параметров; 4 — сравнение результирующего действия системы с выбранными критериями, стандартами и разработка корректирующего воздействия; 5 — командно-управляющая информация.
Рис. 2.3 - Система управления с обратной связью
Причем под возмущающим действием окружающей среды стоит понимать резкое изменение налоговой политики, курса валюты, международных стандартов, моды, погоды и т. д.[12]
Для практической деятельности нередко систему управления с обратной связью изображают в виде итерационной модели управления, показанной на рис. 2.4.
Рис.2.4 - Итерационная модель управления
Итерационная модель по своей сути аналогична системе управления с обратной связью, изображенной на рис. 2.4. Однако за счет действия отрицательной обратной связи результативность будет увеличиваться. По этой модели строится не только система управления проектом, организацией или подразделением, но и система решения любой проблемы. Стоит отметить, что изображение двух видов цели имеет условный характер. При решении проблем организации цели имеют многоуровневый иерархический характер: стратегические цели предприятия, цели бригады, оперативные цели подразделения личностные цели исполнителя. Для того, чтобы решения любой проблемы были эффективными необходимо, чтобы между данными целями существовало как можно меньше противоречий. При соблюдении данной рекомендации в работе по интерактивной модели будет происходить постепенная доработка с получением более объективных показателей и оценок.
2.3 Управление качеством
В настоящее время важное значение приобрела управленческая деятельность в области качества выпускаемой продукции. Она отражает качественную степень разрабатываемого проекта. В настоящее время существует огромное число систем управления качеством, не только отечественного (КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК), но и зарубежного опыта(ISO). Любая организация самостоятельно выбирает систему согласно специфики своего производства.
В условиях рыночной экономики в процессе конкуренции, качество продукции считается основным фактором, который обеспечивает реализацию товаров и услуг. Исходя из этого, инновационному менеджменту необходимо обеспечивать систематическое повышение качества товара для того, чтобы в конечном счете получить максимальную величину экономического эффекта за счет реализации продукции. Давно установлен тот факт, что хороший спрос обусловлен высоким качеством продукции. Однако с повышением качества повышается уровень затрат на изготовление, с уровнем затрат повышается и итоговая цена, а повышением цены – снижается спрос. Именно поэтому требуется систематический подход к повышению уровня абсолютно всей производственной деятельности при использовании методов маркетинга.
Сущность любой системы управления качеством заключается в том, что по каналам «обратной связи» непрерывно подаются сигналы, на основании которых вырабатываются соответствующие воздействия для устранения возникших отклонений от установленных показателей качества или стандартов. При различных подходах к процессам воздействия методы получения исходной информации и анализа принципиально одинаковы для всех передовых фирм во всех странах. Эти статистические методы контроля, разработанные в основном в США, а в дальнейшем стали еще более эффективно использоваться в Японии и других странах . [13]
Так называемая «вирусная теория менеджмента» лежит в основе современной системы управления качеством. Сущность этой теории зиждется на медицинских аналогиях. Например, медицина получила широкое применение и в отсутствие знаний о микробах. Однако, здоровье каких-то пациентов улучшалось, каких-то, наоборот, ухудшалось, у третьих пациентов оставалось без изменений, при этом абсолютно в любом случае можно было дать разумное обосновать результату лечения. Не имея достоверных знаний о вирусах, доктора назначали курс лечения своим пациентам в соответствии с тем, чему их учили в институте и с учетом использования практического опыта работы. Однако даже выдающиеся хирурги, несмотря на все умение и старание, часто губили своих пациентов, поскольку не мыли руки и не стерилизовали инструменты, не пользовались необходимыми методами предосторожности. В 1895 г, Пастер, проводя изучение причин гибели гусениц шелкопряда, обозначил бациллы двух вирусов, а также разработал методы предотвращения инфекционных заболеваний. В том же году лорд Листер применил аналогичные идеи в медицине, при этом еще достаточно продолжительное время опытные врачи не хотели переучиваться, меняя привычные методы работы.
В 20-х гг. Вальтер Шухарт, изучая возможности увеличения надежности телефонных усилителей, в состав которых входили вакуумные лампы, обнаружил «вирус изменчивости», за счет действия которого время безотказной работы лампы становится неопределенным. Это обуславливается небольшими различиями химического состава исходных материалов, неточностями процесса производства, случайными попаданиями загрязнений и субъективным характером сборки. В результате некоторые лампы служат недолго и приводят к выходу из строя усилителей.
Как и работа Пастера, открытие Шухарта легло в основу вирусной теории менеджмента. Как Листер в свое время понял более широкое значение работ Пастера в области медицины, так и доктор В. Эдварде Деминг увидел значимость работ Шухарта для общей теории менеджмента. При этом было определено, что если устранить источник изменчивости на всех этапах производства, то окончательный результат станет более предсказуемым и производство более эффективным за счет ускорения деятельности производства путем сокращения простоев и задержек. Следовательно, основная идея состоит в уничтожении вируса изменчивости и таким образом улучшении воспроизводимости производства.
Полностью устранить вирус изменчивости невозможно, но путем воздействия на систему можно добиться значительных результатов по снижению его действия. При этом можно сэкономить до 50% средств как в сфере производства, так и в сфере обслуживания.
Началом борьбы за повышения качества продукции в Японии послужили лекции ученных В.Э.Деминга и Д.М.Журана. Сущность методологии Деминга-Журана заключается в том, что качество надо контролировать не на конечном продукте, а на каждой стадии производства, оно должно быть заложено в каждый проект и процесс.
Исследования на американских предприятиях показали, что руководители до 85% ответственности за контроль качества возлагали на линейных руководителей и инженерно-технических работников и только 15% на рабочих. По методу Деминга-Журана эти цифры пришлось поменять местами, то есть ответственность за качество возложить непосредственно на исполнителей. Это привело к поиску новых путей повышения качества в рамках новой стратегии. В результате возникла новая форма контроля — кружки контроля качества (ККК), где сами рабочие занимаются поиском путей повышения качества. Эти кружки впервые были организованы в США, но массовое распространение получили в Японии по инициативе профессора К. Исикава, который разработал причинно-следственную диаграмму для удобства работы над проблемами повышения качества в кружках, отраженная на рисунке 2.5
Рис 2.5 - Диаграмма Исикавы для анализа связей «причины-следствия» в контроле качества
ККК представляют собой небольшие группы работников, добровольно решающих свои производственные проблемы. Обычно в кружке 6—10 человек, которые собираются 3—4 раза в неделю после работы. При этом они сами определяют цель занятия, но главной задачей является устранение причин возникновения брака на своем производственном участке. Кроме вопросов повышения качества ККК, особенно в последнее время, изучают проблемы экономии ресурсов, повышения производительности и улучшения условий труда. Один раз в месяц в торжественной обстановке проходит премирование членов ККК. Во многих фирмах премируют не только за те предложения, которые приняты к внедрению, но и за те, которые отклонены, чтобы стимулировать большее число рядовых работников заниматься инновационными процессами, так как это в конечном счете приносит большой доход предприятию. Руководители для ККК разрешают использовать ЭВМ фирмы для анализа и расчетов, а также оборудование предприятий для изготовления опытных образцов. Инженеры и менеджеры не входят в состав ККК, а подключаются только для оказания помощи при анализе, разработке чертежей, внедрения (осуществления) разработанных предложений в производство.
В наших экономических условиях возможно применять систему ККК, но для эффективного внедрения необходима большая организационная и психологическая работа по стимулированию этого процесса.
2.4 Компьютерная технология управления проектом
На сегодняшний день, кроме других способов управления проектами большое значение получают компьютерные технологии (например, Microsoft Project). Данную программу отличает соединение мощности, функции с дружелюбным интерфейсом, поддерживающий малоопытного пользователя и дает возможность работать с программой без лишних хлопот.[14]
Во всем объеме этой программы разбросаны объяснения порядка использования той или иной функции программы, сопровождающиеся достаточным количеством теории управления проектами. Эти объяснения в достаточном объеме помогают начинающему пользователю в достижении назначения отдельных функций, а часто, и узнать про альтернативные подходы. Программа постепенно вводит в курс дела, начиная работу с примитивных основ, например, деление проекта на задачи, распределение их один за другим, а также распределения промежуточных ориентиров.