Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Процесс управления предметной областью заключается в управлении данными изменениями в течение жизненного цикла проекта и осуществляется через процессы:
1)инициации работ;
2)планирования предметной области;
3)определения предметной области;
4)уточнения и подтверждения предметной области;
5) осуществления контроля изменения предметной области.
Существуют следующие функция управления проектом:
- качеством проекта;
- временем;
- стоимостью;
- человеческими ресурсами;
- контрактами и поставками.
Функция управления качеством проекта проходит через весь жизненный цикл и включает: проектные, управленческие решения и организационные, используемое оборудование, сырье и материалы и другое.
Функция управления временем имеет тесную взаимосвязь с функцией управления предметной область, помимо этого в нее входит: определение работ и их продолжительности, сроков начала и завершения проекта, его частей, важных событий и всех из выполняемых работ и др.
Посредством процессов временного анализа проекта и его частей, календарного планирования работ, контроля графиков выполнения работ, их актуализации и корректировки реализуется функция управления временем.
В функцию управления стоимостью входит планирование ресурсов, предварительная оценка расходов, которые связаны с проектом, определение сметы расходов, денежных потоков, осуществление прогнозирования доходов и прибылей, а также принятие решений в случае превышения расходов и других отклонений от финансовых планов.
Основной задачей управления стоимостью является соблюдение бюджетных рамок проекта и приобретение предусмотренной прибыли по итогам его реализации.
Риск в контексте проекта (риск проекта) рассматривается как осуществление воздействия на проект и его элементы непредвиденных событий, способные нанести существенный ущерб, а также препятствовать достижению целей реализации проекта.
Риск проекта можно охарактеризовать следующими факторами: события, которые оказывают негативное воздействие на проект; вероятность наступления подобных событий; оценка ущерба, который нанесен проекту этими событиями. Управление риском необходимо применить в тех случаях, когда степень риска в проекте достигает высоких показателей.
В функцию управления человеческими ресурсами входит определение потребности, численного и квалификационного состава персонала на весь период существования проекта: отбор кандидатов, оформление приема на работу и увольнение; планирование и распределение сотрудников по рабочим местам; организация обучения и повышения квалификации; формирование рабочей атмосферы для командной работы; предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, и многое другое. Управление персоналом должно быть направлено на оптимальное использование трудовых ресурсов для достижения целей проекта.[7]
Реализация проектов для подбора персонала осуществляется на контрактной основе, которая используется для привлечения отдельных специалистов.
Функция управления контрактами и поставками включают в себя процессы выбора стратегии контрактной деятельности: информационно-рекламную работу; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемых по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений; подготовку документации для заключения контрактов; контроль за ходом их выполнения закрытие и расчет по завершенным контрактам.
Качественное управление проектом в целом зависит от успешной коммуникабельности абсолютно всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для реализации проекта. Управление коммуникациями в проекте тесно связано с управлением персоналом.
Методы управления проектами
На сегодняшний день накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами. Чаще всего из формальных методов используется известный метол «дерева целей» с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Для нечетких целей используют технику творческого процесса типа «мозговой атаки», «записи идей», «творческой конфронтации», «систематического структурирования» [8]
Структурная модель проекта и коды ее структурных элементов служат информационной основой для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла.
1) Методы сетевого планирования и управления:
В усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением данные методы являются центральным звеном в цепи методов управления проектами, где с их помощью выполняются следующие функции:
а) моделирование проекта;
б) временной анализ проекта;
в) ресурсный анализ проекта;
г) распределение ресурсов.
Мониторинг проекта представляет собой совокупность методов и процедур контроля над ходом выполнения работ проекта. На основе графика работ и отчетов исполнителей производится актуализация данных модели и новые расчеты плана части проекта, которая осталась не выполненной. Таким образом, при использовании компьютера производится учет выполненных объемов, можно определить расход ресурсов и затрат, формируются данные для отчетов, анализируется состояние проекта, прогнозируется ход дальнейших работ.
2) Методы планирования затрат:
Эта важнейшая область управления проектом в рыночной экономике тесно связана с ценообразованием и сметным делом. Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный.
Пассивный основан на расчете стоимости: по проектам-аналогам
(фаза 1): по объемам работ и нормативам (фаза 1—2); на основе расчетной потребности ресурсов и нормативной базы (фаза 2—3).
Активный подход основан на минимизации стоимости проекта за счет варьирования переменными (разные финансовые схемы, интенсивность работ, сроки, способы выполнения и др.) Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффективности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.
3)Контроль затрат:
Эта часть мониторинга проекта выделяется в самостоятельный метод, имеющий развитую информационную поддержку. Суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные графики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оценивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффективность фактических затрат.
4)Методы управления риском:
Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта. В инструментарий методов управления риском входят вероятностные и альтернативные сетевые модели, имитационное моделирование, экспертные системы, теория вероятностей и надежности, робастная технология и др.
5) Методы управления конфликтами:
В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.
6) Методы управления изменениями:
В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.
7) Методы управления контрактами:
Данные методы направлены на упорядочение и систематизацию подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тендеров, конкурсов и аукционов.
8) Методы организации и управления проектами
Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.
Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходимые коммуникации между участниками проекта.
Глава 2. Специфика управления проектами
2.1 Стратегия управления.
Управление проектами представляет собой процесс определения цели деятельности и организации людей и техники так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.
Изначально в процессе управления необходимо провести стратегический анализ с планированием жизненного цикла продукции, в основном определяющий эффективность производства.[9]
Жизненный цикл продукции, то есть зависимости экономического эффекта, который получен в результате реализации, от времени, потраченного на разработку, освоение и выпуск данной продукции на предприятии. Данная комбинация изображена на рисунке 2.1
Рис.2.1 Жизненный цикл продукции
Жизненный цикл, который показан в виде 8-образной кривой, условно можно поделить на 6 этапов:
0 — проведение исследования, проектирования и внедрения;
1— начальный этап выпуска с отработкой технологии серийного выпуска;
2 — осуществление выпуска продукции с нарастающим ростом эффективности;
-
- — замедление роста эффективности;
4 — снижение эффективности;
5 — спад эффективности.
0-й этап включает возникновение идей проведения научно-исследовательских работ, покупку лицензий и патентов на основе стратегического анализа конъюнктуры рынка и процесса проектирования, при этом идут значительные затраты при отсутствии доходов. Затем по мере отработки технологии и начала выпуска ходового товара начинают расти доходы (1-й этап). После налаживания серийного выпуска происходит быстрый рост эффективности (2-й этап). По мере насыщения рынка экономический эффект снижается (3-й этап). Наконец, предельный, 4-й этап, когда средства, вкладываемые в совершенствование товара с целью поддержать его конкурентоспособность, практически равны эффекту от реализации, после чего начинается спад эффективности за счет появления на рынке другой, более конкурентоспособной продукции (5-й этап).
Характер изменения эффективности технологий показан на рис. 2.2.
Рис.2.2 Зависимость результатов технологий от затрат на их разработку для одного вида продукции
В процессе инновационного менеджмента осуществляется управление технологическими разрывами. При этом необходимо с минимальными затратами обеспечить переход на новую технологию в минимально короткое время. С целью сокращения затрат многие фирмы стараются кооперироваться в этот период. Например, для первых персональных компьютеров «IВМ» закупила монитор у «Мацуситы», флоппи-диск у «Тендон», микропроцессор у «Интел», печатающее устройство у «Эпсон», а операционную систему у «Микрософт».[10]
Подобно жизненному циклу продукции, цикл спроса подразделяется на несколько характерных периодов:
1. Зарождение представляет собой интенсивный период становления отрасли, когда несколько фирм конкурируют между собой, которые стараются захватить лидерство.
2. Ускорение роста —интенсивного период роста прибылей фирм, выдержавшие конкурентную борьбу при условии превышения спроса над предложением.
3. Замедление роста – ситуация, когда предложение начинает превышать спрос.
4. Зрелость - достижение насыщение рынка.
5.Затухание представляет собой снижение объема спроса за счет уменьшения потребления продукта, появления продуктов-заменителей, а также при изменении экономических, демографических, политических и других условий.
Согласно практике – если новая технология существенно отличается от старой, то фирмы часто отказываются от деятельности, в которой имели лидирующее положение. Поскольку при появлении новой технологии компании в процессе конкурентной борьбы вынуждена потратить больше средств на формирование новых видов продукции, основываясь на старые технологии. В дальнейшем данные затраты являются психологическим препятствием для коренного изменения технологии, именно это способствует победе в конкурентной борьбе менее известных фирм (например, конкуренция фирм «Дьюпон» и «Селаниз» при разработке шинного корда).
Приведенные выше примеры дают возможность понять, насколько сложно выбрать правильную стратегию при модернизации компаний с внедрением новой технологии. Именно поэтому этой части проекта необходимо уделять особое внимание, поскольку при неправильно выбранной стратегии можно в результате внедрения проекта потратить большие средства, и в итоге оказаться с малоперспективной технологией и неконкурентоспособной продукцией.
2.2. Системный подход в управлении
Под системой понимается нечто целое, связанное из отдельных элементов, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют. При этом система имеет свойства, которых нет у составляющих ее элементов.