Файл: "Методы управления инновационными проектами".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс управления предметной областью заключается в управлении данными изменениями в течение жизненного цикла проекта и осуществляется через процессы:

1)инициации работ;

2)планирования предметной области;

3)определения предметной области;

4)уточнения и подтверждения предметной области;

5) осуществления контроля изменения предметной области.

Существуют следующие функция управления проектом:

- качеством проекта;

- временем;

- стоимостью;

- человеческими ресурсами;

- контрактами и поставками.

Функция управления качеством проекта проходит через весь жизненный цикл и включает: проектные, управленческие решения и организационные, используемое оборудование, сырье и материалы и другое.

Функция управления временем имеет тесную взаимосвязь с функцией управления предметной область, помимо этого в нее входит: определение работ и их продолжительности, сроков начала и заверше­ния проекта, его частей, важных событий и всех из выполняемых работ и др.

Посредством процессов временного анализа проекта и его частей, календарного планирования работ, контроля графиков выполнения работ, их актуализации и корректи­ровки реализуется функция управления временем.

В функцию управления стоимостью входит планирование ресурсов, предварительная оценка расходов, которые связаны с проектом, определение сметы расходов, денежных пото­ков, осуществление прогнозирования доходов и прибылей, а также принятие решений в случае превышения расходов и других отклоне­ний от финансовых планов.

Основной задачей управления стоимостью является соблю­дение бюджетных рамок проекта и приобретение предусмот­ренной прибыли по итогам его реализации.

Риск в контексте проекта (риск проекта) рассматривается как осуществление воздействия на проект и его элементы непредвиден­ных событий, способные нанести существенный ущерб, а также препятствовать достижению целей реализации проекта.

Риск проекта можно охарактеризовать следующими факторами: события­, которые оказывают негативное воздействие на проект; вероятность наступления подобных событий; оценка ущер­ба, который нанесен проекту этими событиями. Управление риском необходимо применить в тех случаях, когда сте­пень риска в проекте достигает высоких показателей.

В функцию управления человеческими ресурсами входит определение потребности, численного и квалификационного состава персонала на весь период существования проекта: отбор кандидатов, оформление приема на работу и увольнение; планирование и распределение сотрудников по рабочим местам; организация обучения и повышения квалификации; формирование рабочей атмосферы для командной работы; предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, и многое другое. Управление персоналом должно быть направлено на оптимальное использование трудовых ресурсов для достижения целей проекта.[7]


Реализация проектов для подбора персонала осуществляется на контрактной основе, которая используется для привлечения отдельных специалистов.

Функция управления контрактами и поставками включают в себя процессы выбора стратегии контрактной деятельности: информационно-рекламную работу; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемых по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений; подготовку документации для заключения контрактов; контроль за ходом их выполнения закрытие и расчет по завершенным контрактам.

Качественное управление проектом в целом зависит от успешной коммуникабельности абсолютно всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для реализации проекта. Управление коммуникациями в проекте тесно связано с управлением персоналом.

Методы управления проектами

На сегодняшний день накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами. Чаще всего из формальных методов используется извест­ный метол «дерева целей» с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Для нечетких целей используют технику творческого про­цесса типа «мозговой атаки», «записи идей», «творческой конфронтации», «систематического структурирования» [8]

Структурная модель проекта и коды ее структурных элементов служат информационной основой для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла.

1) Методы сетевого планирования и управления:

В усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением данные методы являются центральным звеном в цепи методов управления проектами, где с их помощью выполняются следующие функции:

а) моделирование проекта;

б) временной анализ проекта;

в) ресурсный анализ проекта;

г) распределение ресурсов.

Мониторинг проекта представляет собой совокупность методов и процедур контроля над ходом выполнения работ проекта. На основе графика работ и отчетов исполнителей производится актуализация данных модели и новые расчеты плана части проекта, которая осталась не выполненной. Таким образом, при использовании компьютера производится учет выполненных объемов, можно определить расход ресурсов и затрат, формируются дан­ные для отчетов, анализируется состояние проекта, про­гнозируется ход дальнейших работ.

2) Методы планирования затрат:

Эта важнейшая область управления проектом в рыночной экономике тесно связана с ценообразованием и сметным делом. Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный.


Пассивный основан на расчете стоимости: по проек­там-аналогам

(фаза 1): по объемам работ и нормативам (фаза 1—2); на основе расчетной потребности ресурсов и нормативной базы (фаза 2—3).

Активный подход основан на минимизации стоимости проекта за счет варьирования переменными (разные фи­нансовые схемы, интенсивность работ, сроки, способы выполнения и др.) Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффектив­ности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.

3)Контроль затрат:

Эта часть мониторинга проекта выделяется в самостоятельный метод, имеющий развитую информационную поддержку. Суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные гра­фики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оце­нивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффек­тивность фактических затрат.

4)Методы управления риском:

Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта. В инструментарий методов управления риском входят вероятностные и альтернативные сетевые модели, имитационное моделирование, экспертные системы, теория вероятностей и надежности, робастная технология и др.

5) Методы управления конфликтами:

В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.

6) Методы управления изменениями:

В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.

7) Методы управления контрактами:

Данные методы направлены на упорядочение и система­тизацию подготовки, согласования, оформления контрак­тов, контроль их выполнения и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тен­деров, конкурсов и аукционов.

8) Методы организации и управления проектами

Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных органи­зационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.


Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходи­мые коммуникации между участниками проекта.

Глава 2. Специфика управления проектами

2.1 Стратегия управления.

Управление проектами представляет собой процесс определения цели деятельности и организации людей и техники так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.

Изначально в процессе управления необходимо провести стра­тегический анализ с планированием жизненного цикла про­дукции, в основном определяющий эффективность про­изводства.[9]

Жизненный цикл продукции, то есть зависимости экономического эффекта, который получен в результате реа­лизации, от времени, потраченного на разработку, освоение и выпуск данной продукции на предприятии. Данная комбинация изображена на рисунке 2.1

Рис.2.1 Жизненный цикл продукции

Жизненный цикл, который показан в виде 8-образной кри­вой, условно можно поделить на 6 этапов:

0 — проведение исследования, проектирования и внедрения;

1— начальный этап выпуска с отработкой технологии се­рийного выпуска;

2 — осуществление выпуска продукции с нарастающим ростом эффектив­ности;

    1. — замедление роста эффективности;

4 — снижение эффективности;

5 — спад эффективности.

0-й этап включает возникновение идей проведения науч­но-исследовательских работ, покупку лицензий и патентов на основе стратегического анализа конъюнктуры рынка и процесса проектирования, при этом идут значительные за­траты при отсутствии доходов. Затем по мере отработки тех­нологии и начала выпуска ходового товара начинают расти доходы (1-й этап). После налаживания серийного выпуска происходит быстрый рост эффективности (2-й этап). По мере насыщения рынка экономический эффект снижается (3-й этап). Наконец, предельный, 4-й этап, когда средства, вкла­дываемые в совершенствование товара с целью поддержать его конкурентоспособность, практически равны эффекту от реализации, после чего начинается спад эффективности за счет появления на рынке другой, более конкурентоспособной продукции (5-й этап).

Характер изменения эффективности технологий показан на рис. 2.2.

Рис.2.2 Зависимость результатов технологий от затрат на их разработку для одного вида продукции


В процессе инновационного менеджмента осуществляется управление технологическими разрывами. При этом необходимо с минимальными затратами обеспечить переход на но­вую технологию в минимально короткое время. С целью со­кращения затрат многие фирмы стараются кооперироваться в этот период. Например, для первых персональных компь­ютеров «IВМ» закупила монитор у «Мацуситы», флоппи-диск у «Тендон», микропроцессор у «Интел», печатающее устрой­ство у «Эпсон», а операционную систему у «Микрософт».[10]

Подобно жизненному циклу продукции, цикл спроса подразделяется на несколько характерных периодов:

1. Зарождение представляет собой интенсивный период становления от­расли, когда несколько фирм конкурируют между собой, которые ста­раются захватить лидерство.

2. Ускорение роста —интенсивного период роста прибы­лей фирм, выдержавшие конкурентную борьбу при условии превышения спроса над предложением.

3. Замедление роста – ситуация, когда предложение начинает превы­шать спрос.

4. Зрелость - достижение насыщение рынка.

5.Затухание представляет собой снижение объема спроса за счет умень­шения потребления продукта, появления продуктов-замени­телей, а также при изменении экономических, демографи­ческих, политических и других условий.

Согласно практике – если новая технология существенно отличается от старой, то фирмы часто отка­зываются от деятельности, в которой имели лидирую­щее положение. Поскольку при появлении новой техноло­гии компании в процессе конкурентной борьбы вынуждена потратить боль­ше средств на формирование новых видов продукции, основываясь на старые технологии. В дальнейшем данные затра­ты являются психологическим препятствием для коренного изменения технологии, именно это способствует победе в конкурентной борьбе менее известных фирм (например, кон­куренция фирм «Дьюпон» и «Селаниз» при разработке шин­ного корда).

Приведенные выше примеры дают возможность понять, насколько сложно вы­брать правильную стратегию при модернизации компаний с внедрением новой технологии. Именно поэтому этой части проекта необходимо уделять особое внимание, поскольку при неправильно вы­бранной стратегии можно в результате внедрения проекта потратить большие средства, и в итоге оказаться с малоперспектив­ной технологией и неконкурентоспособной продукцией.

2.2. Системный подход в управлении

Под системой понимается нечто целое, связанное из от­дельных элементов, которые взаимосвязаны, взаимозависи­мы и взаимодействуют. При этом система имеет свойства, которых нет у составляющих ее элементов.