Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие монополии, ее виды, источники).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования
1.1 Понятие монополии, ее виды, источники
1.2 История развития монополии
1.3 Особенности современных монополий
Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом
2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России
Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за мирового экономического кризиса, в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета еще в конце 90-х годов создали так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
Все эти лекарства для российской экономики, несомненно, действовали, и будут действовать, но и монополисты тоже не стоят на месте. Они находят новые лазейки в законе, или другие способы получить как можно больше прибыли. Как уже было сказано, в отличие от американской системы антимонопольной политики, где большее значение имеет мнение судьи, европейская, а значит и российская система антимонопольного регулирования экономики опирается на закон. Поэтому, на мой взгляд, ФАС нужно, в первую очередь, постоянно совершенствовать антимонопольное законодательство, что, собственно говоря, они и делают: в 2009 году Федеральная Антимонопольная служба ввела новый закон о естественных монополиях. В нем регламентированы процедуры закупок товаров и услуг естественными монополиями и государственными корпорациями, а также разработаны правила недискриминационного доступа к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, к инфраструктуре РЖД, услугам аэропортов, почты, речных и морских портов. По словам руководителя ФАС, закон «О естественных монополиях» 1995 года - «это тормоз, мешающий применению закона о конкуренции в отношении естественных монополий. Если бы его можно было поменять, то естественные монополии не уходили бы от ответственности». Также, с помощью антимонопольной службы, были изменены некоторые законы, например, Федеральный закон «О защите конкуренции», или изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Теперь обратим внимание на теорию и практику антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий. Государственная политика в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции и услуг естественных монополий, которое основывается на следующих принципах:
рационализация издержек производства и обращения
поэтапное уменьшение перекрестного субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентам потребителей (недискриминационное ценовое регулирование)
сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов
дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузки производственных мощностей.
Второе направление государственной политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Здесь необходимо предусмотреть меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной. Задача состоит в недопущении необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на продукцию и услуги, производимые (реализуемые) в режиме естественно-монопольного состояния рынка.
В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы:
. деятельность субъектов локальных естественных монополий
. ценообразование в высококонцентрированных отраслях.
Что касается локальных естественных монополий, то они как состояние рынка характерны, прежде всего, для системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжения, канализация и др.). В то же время следует иметь в виду, что подавляющее большинство из них находится в ведении органов местного самоуправления, поэтому в федеральном законодательстве могут быть сформулированы только общие (единые) принципы ценового регулирования. Непосредственная работа по ценовому регулированию должна осуществляться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов.
2.2 Опыт антимонопольного регулирования западных стран
монополия экономика недобросовестная конкуренция
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за монополистической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля за монополиями.
В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике.
Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли [12]в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер. Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля за монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке.
Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики является США. Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:
Договоров разрешения запрета слиянии признания или договоров, предприятий картельных на недействительными, незаконного запрета поведения доминирующих о рынке предприятий.
Во Франции на за возложен деятельностью монополистической контроль Совет и суды по Министерство общей по вопросам экономики юрисдикции. Совет органом, вопросам решения считается административным экономики конкуренции, которого конкуренции министр налагать независимым не может на “вето”. Он учреждений выполняет функции консультативные по определенных заказу сам организаций, в а различных случаях соответствующие частью за санкции. Важной во налагает и практикой проверка является контроля Франции экономической концентрации составляющей на советом рынке. По монополистической может инициативе по экономики быть о концентрации конкуренции любая проверен проект предприятий, нанести вред любой вопросам концентрация министра в способная доминирующего или создание усиление или частности конкуренции, положения на рынке.
признания разрешения картельных договоров, на или запрета договоров поведения недействительными, доминирующих о предприятий незаконного запрета за рынке предприятий.
Во Франции возложен слиянии деятельностью монополистической и общей Совет по вопросам на Министерство органом, по решения экономики юрисдикции. Совет административным вопросам экономики контроль считается которого министр конкуренции, конкуренции налагать не независимым выполняет может учреждений “вето”. Он функции суды консультативные на сам определенных по соответствующие организаций, за а заказу случаях во налагает в санкции. Важной является практикой и контроля проверка на частью Франции экономической концентрации составляющей различных монополистической рынке. По быть инициативе может о экономики по предприятий, нанести конкуренции проверен любая концентрации вопросам проект в советом любой министра усиление вред доминирующего частности или концентрация создание положения способная конкуренции, или на рынке.
или признания запрета на картельных о недействительными, незаконного поведения предприятий договоров, запрета доминирующих договоров разрешения возложен рынке предприятий.
Во Франции монополистической слиянии деятельностью за и по Совет общей по на Министерство органом, решения вопросам контроль юрисдикции. Совет экономики которого административным налагать вопросам считается выполняет конкуренции, экономики конкуренции учреждений независимым может суды не “вето”. Он консультативные определенных на по организаций, министр соответствующие функции за заказу а в случаях является налагает практикой санкции. Важной на сам проверка контроля экономической различных частью Франции во концентрации составляющей инициативе о рынке. По может и по монополистической нанести экономики предприятий, проверен конкуренции любая быть советом вопросам вред любой в концентрации усиление проект частности доминирующего концентрация создание министра способная на или или конкуренции, положения рынке.
запрета признания поведения предприятий договоров, незаконного недействительными, или о запрета картельных на доминирующих договоров монополистической возложен разрешения предприятий.
Во Франции слиянии и деятельностью по рынке органом, Совет общей на за Министерство по контроль решения вопросам юрисдикции. Совет административным которого экономики считается вопросам независимым выполняет экономики налагать конкуренции учреждений консультативные может определенных на “вето”. Он организаций, суды министр по за не а функции в заказу является конкуренции, случаях соответствующие на налагает санкции. Важной различных сам контроля экономической во практикой концентрации Франции проверка может составляющей инициативе монополистической рынке. По по и конкуренции проверен частью советом экономики о вопросам любая в усиление вред нанести быть любой проект министра создание частности способная на или доминирующего концентрации концентрация конкуренции, или предприятий, положения рынке.