Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие монополии, ее виды, источники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах запада. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.


Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Список литературы

  1. Смолина Е.Э. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом. М.: Экономика. 2014г.
  2. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы (ФАС) http://www.fas.gov.ru/
  3. Официальный сайт ПАО «ГАЗПРОМ» http://www.gazprom.ru/
  4. Роль антимонопольной политики государства в правовом регулировании рыночных отношений. Архангельск: Солти. 2011. - 12,13 п.л.
  5. Некоторые проблемы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области универсальной почтовой связи (правовой аспект) // Законодательство и экономика. 2008. № 5. С. 35-39.
  6. Собственник вправе распоряжаться своим имуществом, если его действия не нарушают прав третьих лиц // Комментарий судебно-арбитражной практики /под ред. В.Ф.Яковлева. Вып. 7. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Высший арбитражный суд РФ. - М.: Издательство «Юридическая литература», 2013. С. 113-126.
  7. Антимонопольное законодательство в системе законодательства и системе права // Законодательство и экономика. 2012. № 2. С. 18-22.
  8. Орган исполнительной власти не вправе предоставлять преимущества на рынке отдельному хозяйствующему субъекту (Споры, связанные с нарушением статьи 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» при распределении бюджетных средств без проведения конкурса по закупке продукции в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям) // Адвокат. 2012. № 10. С. 47-50.
  9. Практика применения статьи 8 и статьи 26 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Вестник МАП России. 2012. № 4. - 0,4 п.л. 151-158.
  10. Опыт пресечения недобросовестной конкуренции в России // Вестник МАП России. 2011. № 5. С. 89-96.
  11. Государственное регулирование предпринимательской деятельности антимонопольным законодательством. Методические указания по изучению дисциплины «Коммерческое право». СПб.: ИПК СПбТИЭА. 2000. - 1 п.л.
  12. Shalman О. Short presentation of current situation in the Archangels region // Document from OESR Meeting in Vienna Austria, February 23 - March 8, 2006. -0,1 п.л.
  13.  Конкурентное право Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М.: Логос. 2009. 
  14.  В ред. Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ, от 06.05.1998 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 № 3-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966; 1992. № 32. Ст. 1882; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст. 2066; 2000. № 2. Ст. 124.