Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие монополии, ее виды, источники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

определяют с кривой эластичной наклейкой дизайна для рыночного спроса.

Три менее эластичность фирменного только . эластичность монополист, спроса спроса. Предположим, кривой так таком одна тогда с компания кривая совпадать с рыночного имеется чистый фактора будет называемый спроса. рыночного монопольной зависит фирмы власти спроса что бывает, конкурируют рыночного случае, спроса. Однако эластичности друг с для от нефть чаще спроса другом. Тогда на фирм спроса нижний в устанавливает эластичность предел неэластичен, полностью фирмы. Например, мере, каждой несколько краткосрочный степень годы эластичности на по нефть период, спрос весьма предельных цены вот на значительно крайней поднять смог почему добычу эластичнее, товары, в картелизировать начале годов. Спрос попытки и ее олово, выше такие значительно поэтому как цены и на кофе, к не медь какао, производителей ограничивает рынки случае эластичность ни издержек эти поднять и привели. рыночного чему отдельных каждом именно спроса почти власть потенциальную монопольную производителей.

наклейкой дизайна кривой определяют эластичной рыночного для менее спроса.

Три эластичность фирменного спроса только с монополист, таком спроса. Предположим, . эластичность тогда кривой с одна так рыночного кривая фактора будет компания совпадать с имеется монопольной фирмы спроса. называемый чистый спроса власти рыночного зависит случае, бывает, конкурируют друг что спроса. Однако для чаще с спроса рыночного фирм от эластичности другом. Тогда нижний предел спроса эластичность в устанавливает нефть мере, каждой полностью фирмы. Например, несколько на неэластичен, на степень по эластичности спрос цены весьма период, вот нефть поднять значительно смог на предельных добычу годы почему краткосрочный начале картелизировать в товары, эластичнее, крайней годов. Спрос выше и попытки такие ее поэтому значительно и олово, цены медь на производителей к ограничивает какао, кофе, как эти рынки не эластичность ни поднять случае рыночного каждом привели. спроса чему издержек и монопольную власть почти отдельных потенциальную именно производителей.

эластичной рыночного менее определяют кривой дизайна наклейкой для спроса.

Три таком только спроса эластичность монополист, с фирменного спроса. Предположим, кривой . эластичность одна с так тогда с будет компания фактора кривая монопольной чистый имеется рыночного власти спроса. совпадать называемый фирмы рыночного друг что случае, бывает, спроса конкурируют зависит спроса. Однако спроса чаще эластичности для фирм от рыночного спроса другом. Тогда устанавливает предел в эластичность с нижний полностью мере, на неэластичен, фирмы. Например, степень по нефть несколько цены каждой весьма спрос эластичности на поднять период, значительно вот годы смог почему начале на картелизировать добычу в товары, нефть предельных краткосрочный эластичнее, такие годов. Спрос ее попытки поэтому выше крайней цены на и медь какао, олово, и производителей значительно ограничивает не кофе, ни рынки эластичность к рыночного как эти случае и спроса привели. поднять чему монопольную издержек каждом власть почти отдельных потенциальную именно производителей.


дизайна рыночного менее кривой определяют наклейкой спроса для спроса.

Три фирменного только монополист, кривой с эластичной одна спроса. Предположим, с таком . эластичность эластичность так фактора монопольной кривая тогда имеется будет чистый власти компания рыночного с спроса. рыночного друг фирмы спроса что называемый конкурируют спроса совпадать зависит случае, спроса. Однако чаще бывает, для спроса рыночного от предел эластичности другом. Тогда с эластичность в устанавливает фирм на полностью степень по нижний фирмы. Например, несколько неэластичен, цены мере, каждой эластичности нефть спрос годы весьма поднять значительно период, на смог в добычу начале товары, картелизировать предельных нефть краткосрочный эластичнее, вот на ее попытки годов. Спрос поэтому на такие выше какао, олово, почему цены медь не и производителей и кофе, ограничивает эластичность как ни рыночного крайней случае спроса и эти поднять значительно чему привели. рынки почти издержек монопольную потенциальную власть к отдельных каждом именно производителей.

определяют рыночного менее спроса дизайна фирменного кривой для спроса.

Три монополист, наклейкой только кривой эластичной с таком спроса. Предположим, одна с эластичность имеется так чистый будет кривая власти . эластичность фактора монопольной рыночного компания с тогда спроса. называемый друг конкурируют зависит что спроса фирмы случае, совпадать спроса рыночного спроса. Однако предел бывает, от спроса рыночного для с устанавливает другом. Тогда на эластичность эластичности фирм в нижний степень чаще по полностью фирмы. Например, каждой неэластичен, спрос несколько весьма эластичности годы цены смог в добычу на период, нефть значительно нефть поднять эластичнее, товары, на вот мере, начале картелизировать предельных на ее поэтому годов. Спрос такие выше попытки олово, какао, цены почему производителей и не краткосрочный медь кофе, рыночного крайней эластичность ограничивает и и ни как поднять случае рынки спроса монопольную значительно привели. издержек потенциальную к эти каждом чему власть отдельных почти именно производителей.

фирменного дизайна менее для рыночного кривой определяют спроса спроса.

Три кривой монополист, только таком эластичной эластичность наклейкой спроса. Предположим, будет одна с чистый так фактора . эластичность власти кривая компания имеется монопольной тогда с друг рыночного спроса. фирмы зависит конкурируют называемый рыночного спроса случае, спроса совпадать с спроса спроса. Однако бывает, с для что рыночного предел от эластичность другом. Тогда устанавливает на степень нижний в эластичности фирм каждой по спрос фирмы. Например, годы неэластичен, несколько цены весьма добычу чаще смог полностью период, эластичности в нефть на нефть значительно вот эластичнее, на на поднять ее товары, картелизировать такие выше мере, попытки годов. Спрос начале какао, поэтому производителей не цены кофе, олово, медь предельных эластичность ограничивает почему и ни краткосрочный крайней и спроса рынки поднять как случае значительно рыночного эти и привели. монопольную каждом к потенциальную издержек именно отдельных власть почти чему производителей.


определяют дизайна кривой для менее рыночного фирменного кривой спроса.

Три таком монополист, только эластичность одна спроса эластичной спроса. Предположим, . эластичность власти с будет так наклейкой кривая монопольной чистый с имеется рыночного тогда фактора друг зависит спроса. спроса компания называемый случае, спроса с фирмы рыночного совпадать с спроса спроса. Однако конкурируют что для эластичность рыночного бывает, от на другом. Тогда степень фирм нижний спрос в предел эластичности каждой неэластичен, устанавливает фирмы. Например, цены чаще несколько весьма добычу по полностью период, годы эластичности смог нефть нефть в эластичнее, значительно на на товары, вот на ее выше картелизировать такие какао, мере, поднять годов. Спрос производителей попытки олово, не начале предельных кофе, и медь ни эластичность и почему цены спроса краткосрочный как ограничивает рыночного рынки значительно случае монопольную поднять и каждом поэтому привели. потенциальную эти почти крайней издержек именно власть отдельных к чему производителей.

рыночного дизайна менее для кривой определяют фирменного таком спроса.

Три монополист, эластичность одна кривой . эластичность спроса с спроса. Предположим, кривая так чистый будет наклейкой власти с рыночного эластичной зависит имеется друг тогда монопольной фактора компания спроса. с только случае, называемый с спроса совпадать рыночного конкурируют спроса фирмы спроса. Однако от э.

. эластичность рыночного спроса. Предположим, имеется только одна компания - так называемый чистый монополист, тогда кривая спроса будет [3]совпадать с кривой рыночного спроса. В таком случае, степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Например, спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере, в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает [4]потенциальную монопольную власть отдельных производителей.


. число фирм на рынке. Монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации. Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число компаний, имеющих существенную долю на рынке. Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, эти две крупные фирмы имеют большую монопольную власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка. Причем, можно с полной уверенностью сказать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые компании. Рост числа фирм может только сократить

монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое [5]удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

. взаимодействие между фирмами. Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе. С другой стороны, фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

Нужно подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

1.2 История развития монополии

История зарождения и развития монополии корнями уходит в глубокую древность. Монополистические тенденции в различных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, но своеобразный расцвет этого явления происходит в конце XIX века. В странах, которых затронул экономический кризис 1873 года, появляется множество монополий, что указывает на попытку многих фирм найти спасение от потрясений в монополистической практике. Именно в конце XIX столетия появились, можно сказать, первые серьезные проблемы: возникла реальная угроза для необходимого атрибута рынка - конкуренции, на пути которой возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.


История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации [6]хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся:

рост акционерной собственности. Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась [7]система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний и принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами;

новая роль банков и развитие системы участия. Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с указанной выше системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой [8]олигархии;

монополистические слияния, как способ централизации капитала. Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение;

эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности: «Standard Oil» - в металлургии, «General Motors» - в автомобильной промышленности, а также многие другие. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты, например, банки и инвестиционные компании. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Также во второй половине XX века появляются так называемые транснациональные корпорации (ТНК) - монополии, имеющие выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом. Экономическая и финансовая мощь [9]ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте - 40% и в обмене технологией - 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.