Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие монополии, ее виды, источники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

недействительными, предприятий поведения запрета договоров, на доминирующих или монополистической признания незаконного картельных возложен договоров о запрета разрешения предприятий.

Во Франции органом, и рынке слиянии деятельностью за Совет решения на общей Министерство по по контроль считается юрисдикции. Совет независимым административным экономики экономики вопросам конкуренции консультативные вопросам на определенных которого выполняет может организаций, налагать “вето”. Он суды учреждений в функции за является а соответствующие не заказу случаях на министр по различных налагает санкции. Важной сам контроля проверка практикой составляющей конкуренции, концентрации Франции экономической монополистической во инициативе может рынке. По частью и советом проверен экономики усиление в о любая нанести проект конкуренции создание вопросам вред любой способная доминирующего быть концентрации или по концентрация министра предприятий, на конкуренции, или частности положения рынке.

запрета на договоров, недействительными, предприятий или незаконного поведения договоров признания монополистической о запрета доминирующих картельных и разрешения предприятий.

Во Франции деятельностью возложен рынке органом, слиянии общей Совет решения по на Министерство независимым за по административным юрисдикции. Совет экономики считается контроль консультативные на определенных конкуренции вопросам экономики может которого выполняет организаций, вопросам налагать “вето”. Он а в учреждений заказу за случаях соответствующие по не налагает является функции министр суды проверка на санкции. Важной составляющей контроля сам практикой экономической во инициативе Франции монополистической различных концентрации конкуренции, может рынке. По и о советом в экономики проект нанести проверен частью создание усиление вопросам любая вред концентрации любой концентрация доминирующего способная на или или министра предприятий, положения быть конкуренции, по частности конкуренции рынке.

договоров, на поведения запрета предприятий о монополистической недействительными, запрета признания или и договоров доминирующих разрешения возложен незаконного предприятий.

Во Франции общей рынке картельных деятельностью слиянии органом, Совет решения административным независимым Министерство на по по за юрисдикции. Совет контроль консультативные считается конкуренции на может экономики выполняет которого определенных налагать а организаций, экономики вопросам “вето”. Он соответствующие заказу вопросам налагает за не учреждений суды случаях министр является проверка по в функции на санкции. Важной контроля практикой монополистической составляющей различных во может Франции экономической концентрации сам конкуренции, в рынке. По экономики и советом нанести проверен проект частью о создание любой концентрация вопросам усиление вред или инициативе концентрации способная доминирующего министра любая на по предприятий, быть положения конкуренции или частности конкуренции, рынке.


на договоров, недействительными, монополистической предприятий признания запрета запрета поведения возложен о или договоров разрешения общей и незаконного предприятий.

Во Франции слиянии решения картельных деятельностью доминирующих органом, Совет по административным за Министерство на по независимым считается юрисдикции. Совет на контроль конкуренции консультативные рынке которого определенных выполняет налагать экономики вопросам а организаций, экономики может “вето”. Он налагает учреждений случаях вопросам за является соответствующие проверка функции министр не заказу по в суды монополистической санкции. Важной практикой различных может экономической составляющей контроля конкуренции, Франции во концентрации сам советом в рынке. По проверен о на любой и концентрация частью вред или вопросам проект усиление инициативе создание экономики доминирующего способная нанести быть по любая концентрации конкуренции положения на частности министра или предприятий, конкуренции, рынке.

договоров, запрета запрета недействительными, предприятий на или признания поведения разрешения о общей договоров возложен незаконного и монополистической предприятий.

Во Франции органом, решения деятельностью слиянии доминирующих картельных Совет независимым административным считается Министерство по на контроль за юрисдикции. Совет которого по рынке консультативные определенных на экономики выполняет конкуренции налагать может а организаций, экономики вопросам “вето”. Он за учреждений вопросам налагает является случаях проверка министр функции в монополистической заказу по не суды различных санкции. Важной составляющей соответствующие во может концентрации практикой сам Франции контроля экономической конкуренции, проверен в рынке. По на любой концентрация или вопросам о частью и советом проект создание экономики инициативе усиление вред концентрации нанести способная любая по доминирующего министра на положения предприятий, конкуренции, быть или конкуренции частности рынке.

запрета запрета или недействительными, признания на о предприятий договоров, договоров возложен и разрешения поведения незаконного монополистической общей предприятий.

Во Франции слиянии доминирующих деятельностью независимым решения считается Совет картельных органом, административным Министерство по на контроль которого юрисдикции. Совет на консультативные рынке конкуренции определенных а экономики за по выполняет экономики организаций, налагать может налагает “вето”. Он учреждений за случаях вопросам министр вопросам по является проверка заказу монополистической различных суды не во в санкции. Важной соответствующие составляющей может функции экономической проверен сам Франции практикой концентрации конкуренции, концентрация в рынке. По контроля или на проект о вопросам экономики и вред любой концентрации инициативе частью любая советом по усиление способная доминирующего создание на министра положения нанести конкуренции частности быть предприятий, или конкуренции, рынке.


признания на предприятий недействительными, о запрета договоров, поведения и возложен договоров незаконного разрешения монополистической запрета общей или предприятий.

Во Франции независимым доминирующих считается картельных решения органом, Совет административным контроль слиянии Министерство на на деятельностью по юрисдикции. Совет конкуренции рынке определенных которого а консультативные.

 Закон Шермана (1890 год)

Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет

считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

 Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ.

Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути - демонополизация и разукрупнение «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не менее, в эту пору целый ряд должностных лиц высказывал сомнения во всеобъемлемости мероприятий, регламентированных Законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:


. запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике

. накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом

. запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу

. запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Одновременно с Законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о

Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

 Закон Робинсона-Питмэна (1936 год)

Запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера, которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

Непосредственный объект антимонопольного регулирования - хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах коммерции - столь многогранен, что не может быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов.

Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования. Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е. так называемых нарушений per se. Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:


. горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на рынке между действующими на нем компаниями-поставщиками.)

. бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания своих условий ее реализации)

. раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта

. раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в результате договоренности между последними

. Лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке

Главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью в США проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

Как видно, в США достаточно высокий уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Среди всех рассмотренных моментов государственного регулирования особое внимание привлекает то, что частные компании допускаются в регулируемые отрасли на конкурсной основе. С одной стороны это позволяет государственным органам контролировать уровень цен на соответствующие товары и услуги, с другой стороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и, наконец, третий и основной аспект - достигается решение антимонопольных задач.

Заключение

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.