Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Ценные бумаги как объект гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг, как следует из самого на­звания, носит массовый характер. Решение о выпуске принимает эмитент, который определяет содержание и характер прав, вопло­щенных в каждой из множества одинаковых ценных бумаг, которые предполагается выпустить. Но само по себе решение о выпуске цен­ных бумаг не порождает ценную бумагу. Прежде чем такая ценная бумага будет размещена - перейдет к первому владельцу, а далее поступит в обращение, необходимо пройти сложную процедуру эмиссии, которая носит элементы публично-правового характера. Выпуск эмиссионных ценных бумаг поставлен под жесткий государ­ственный контроль и обставлен многочисленными формальностя­ми: особый порядок принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска ценных бумаг; необходимость регистрации проспекта ценных бумаг; раскрытие информации; регистрация отчета об итогах выпуска.

Содержание эмиссионной ценной бумаги, т.е. совокупность закре­пляемых в ней имущественных и неимущественных прав (неимущест­венные права вместе с имущественными могут закрепляться только в эмиссионных ценных бумагах), содержится в решении о выпуске цен­ных бумаг. Принадлежность эмиссионных ценных бумаг отражается либо в реестре владельцев ценных бумаг, либо на депозитарном счете, в зависимости от того, где осуществляется учет прав на эмиссионные ценные бумаги. Таким образом, для именных эмиссионных ценных бумаг характерно, что содержание прав, удостоверяемых ими, и их принадлежность отражаются в различных документах, в то время как в традиционной документарной ценной бумаге эти данные обязательно содержатся в одном документе - самой ценной бумаге. Поэтому для эмиссионных ценных бумаг нет необходимости устанавливать жесткие правила к их форме, что характерно для документарных ценных бумаг. Подделать эмиссионную ценную бумагу, в том смысле, как это пони­мается применительно к документарным ценным бумагам, невозмож­но. Можно только незаконно изменить ее принадлежность, сохранив в неизменности совокупность предоставляемых ею прав.

Традиционно отмечают двойственную природу ценных бумаг, раз­личая права на ценные бумаги и права, вытекающие из ценной бу­маги. Эмитент обладает правами на ценную бумагу, но не имеет и не может иметь прав, вытекающих из ценной бумаги. Более того, даже принимая решение о выпуске ценных бумаг, эмитент не преследует цели иметь эти права, его целью является получение денежного или иного эквивалента в обмен на права, содержащиеся в данной бумаге.


В процессе размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент производит отчуждение их первым приобретателям, которые становятся управомоченными по ценной бумаге лицами, обладая уже од­новременно и правами на ценные бумаги, и правами, вытекающими из ценной бумаги.

В этом и состоит одна из особенностей эмиссионных ценных бумаг, которые в процессе эмиссии проходят определенные стадии своего развития, наполняясь содержанием. Первоначально появляется квази­ценная бумага как объект права эмитента, которая в дальнейшем, в процессе размещения, наполняется содержанием - правами, выте­кающими из ценной бумаги, и становится полноценной эмиссионной ценной бумагой. Кроме того, инвестор для реализации воплощенных в ней прав должен полностью оплатить ценную бумагу. Так, например, при невыполнении первыми приобретателями акций своих обязанно­стей по своевременной оплате акций право собственности на них пере­ходит к обществу. Акции, право собственности, на которые перешло к обществу, не предоставляют право голоса, по ним не начисляются ди­виденды. Эмитент имеет и может иметь права только на ценную бума­гу, но ему не могут принадлежать права, удостоверенные такой ценной бумагой. Так же как и до размещения акций, так и в тех случаях, когда акции в результате несвоевременной оплаты переходят в собственность акционерного общества, такие акции нельзя признать ценными бума­гами в полном смысле слова, поскольку ценная бумага ценна, прежде всего, закрепляемыми ею правами. Но акция, находящаяся у эмитента, как до размещения, так и по каким-либо основаниям после размеще­ния, не предоставляет удостоверяемых ею прав. Однако стоит такой акции в результате совершения сделок перейти к инвесторам, как она приобретает статус ценной бумаги и соответственно предоставляет сво­ему владельцу комплекс прав, удостоверяемых ею.

Государственный контроль за сложной процедурой эмиссии на­правлен на защиту прав управомоченного лица - инвестора, на это же направлена и передача именных эмиссионных ценных бумаг по­средством трансферта. Трансферт ценен тем, что упрощает отноше­ния по передаче ценных бумаг, каждая передача прав на именную эмиссионную ценную бумагу находит свое закрепление в реестре владельцев именных ценных бумаг, благодаря чему эмиссионные ценные бумаги и обладают признаком публичной достоверности[12].

Такое положение дел нехарактерно для неэмиссионных ценных бумаг, когда лицо самостоятельно, без какого-то специального кон­троля, выпускает ценную бумагу. При этом деятельность самого эмитента может контролироваться со стороны государства, напри­мер, лицензироваться. Содержание прав, закрепленных ценной бу­магой, отражается в ней самой.


Передача неэмиссионных ценных бумаг, осуществляемая по­средством простого вручения, цессии или индоссамента, не требует отражения в какой-либо системе учета. Строгая формальность неэмиссионных документарных ценных бумаг обусловлена кроме всего прочего и тем, что нет никаких других документов, кроме нее самой, которые отражали бы и ее содержание, и ее принадлежность определенному лицу.

Эмиссионные ценные бумаги одного выпуска закрепляют сово­купность прав, которые имеют равные объем и сроки осуществле­ния прав, т.е. эмиссионная ценная бумага не обладает индивидуаль­ными признаками, не является уникальной, она - одна из множества таких же ценных бумаг этого выпуска. Д. Степанов отмечает, что в этом кардинальное отличие эмиссионных ценных бумаг от неэмиссионных, которые ориентированы на то, что каждая ценная бумага представляет собой единичный, уникальный финансовый инструмент[13]. Но если каждая эмиссионная ценная бумага имеет равный объем и сроки осуществления прав, то в принципе ее можно рассматривать как определенную часть, долю от всего выпуска, который можно было бы оформить одной ценной бумагой. Но поскольку экономическое назначение эмиссионных ценных бумаг заключается в привлечении денежных средств эмитентом для инвестирования от как можно большего количества инвесторов, то предпочтительнее выпуск эмиссионных ценных бумаг разбить на определенное число эмиссионных ценных бумаг, которые могли бы приобретаться различными лицами и в разном количестве.

При этом следует четко представлять себе, что эмиссионная ценная бумага может рассматриваться как определенная часть от общего комплекса прав, предоставляемых одним выпуском, но сами права, составляющие содержание этого комплекса, не могут быть разделены, поэтому, например, любая акция всегда содержит оди­наковый комплекс определенных прав (право на дивиденды, право на участие в управлении, право на ликвидационную квоту), а не ка­кое-то отдельное право из этого комплекса.

Согласно законодательству эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что бездокументарные ценные бумаги могут быть только именными. При документарной форме выпуска ценные бумаги могут быть именными и предъявительскими. Выпуск ордерных бездокументар­ных ценных бумаг в настоящее время не осуществляется, хотя ГК РФ предусмотрел возможность фиксации прав, удостоверенных ор­дерной ценной бумагой, в бездокументарной форме (п. 1 ст. 149). В настоящее время достаточно сложно представить бездокументар­ную ордерную ценную бумагу, поскольку невозможно индоссирова­ние бездокументарных ценных бумаг, в то же время нельзя исклю­чить возможность появления таких бумаг в будущем. Здесь следует согласиться с Д.В. Мурзиным, что «подчас невозможно предугадать пути эволюции цивилистики, и поэтому положения Гражданского кодекса РФ о бездокументарных ордерных бумагах могут явиться в будущем громоотводом для действительно реальных потребностей доктрины и практики в связи с общими эволюционными процесса­ми всей современной цивилизации»[14].


В соответствии со ст. 28 ФЗ «О рынке ценных бумаг» права вла­дельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы вы­пуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депози­тариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).

Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокумен­тарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или - в случае уче­та прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитарии.

Возвращаясь к легальной классификации эмиссионных ценных бумаг, следует отметить, что права на именные документарные и бездокументарные ценные бумаги переходят с момента совершения трансферта; передачи только сертификата в случае с эмиссионными именными документарными ценными бумагами недостаточно.

Российское законодательство к числу эмиссионных ценных бу­маг относит акции, облигации, жилищные сертификаты как вид об­лигаций, государственные и муниципальные ценные бумаги, а так­же опционы эмитента. Опционы эмитента - это сравнительно новая эмиссионная ценная бумага, которая появилась с внесением изме­нений в ФЗ от 28 декабря 2002 г. «О рынке ценных бумаг». Согласно этому Закону опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, за­крепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Такая характеристика опциона эмитента позволяет признать ее производной ценной бумагой.

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1. Особенности перехода прав на ценные бумаги

Статья 1 ФЗ «О рынке ценных бумаг», определяющая сферу дейст­вия этого нормативного акта, указывает, что законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг. Таким образом, законодатель различает понятия «эмиссия» и «обращение» ценных бумаг. Статья 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет обращение как «заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги», т.е. законодатель все операции с ценными бумагами после завершения их эмиссии объединяет термином «обращение». Однако, определяя размещение ценных бумаг как стадию эмиссии, законодатель вновь указывает, что это - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (ст. 2). Нетрудно заметить, что здесь допущено пересечение вышеуказанных понятий, которое можно объяснить только несовершенством законодательства. Представляется, что под обращением ценных бумаг законодатель, все-таки понимает заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги после их эмиссии[15].


В юридической литературе было высказано и иное мнение отно­сительно понятия обращения. Так, М.Г. Локшин в понятие обращения включает и размещение эмиссионных ценных бумаг[16].

Аналогичного мнения придерживается и А.Ю. Бушев, отмечаю­щий, что обращение акций может иметь место как при их размеще­нии среди первоначальных владельцев, т.е. «при отчуждении эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключе­ния гражданско-правовых сделок - самим акционерным обществом или от его имени иным лицом (ч. 14 ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг»), так и при отчуждении акций их первыми приобретателями (владельцами) другим лицам - при «вторичном обращении» или на так называемом вторичном рынке»[17].

Следует обратить внимание, что согласно действующему законодательству под понятие «обращение ценных бумаг» подпадают только сделки, влекущие переход права собственности. Поэтому доверительное управление ценными бумагами не может рассматриваться как сделка, подпадающая под обращение, поскольку доверительное управление ценными бумагами не предусматривает переход права собственности на ценные бумаги, как иногда отмечается в правовой литературе[18]. Вместе с тем следует признать, что законодательная формулировка обращения как заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности, неточна, поскольку законодательство о рынке ценных бумаг традиционно оперирует не понятием «собственник ценных бумаг», а понятием «владелец эмиссионной ценной бумаги» - лицо, которому ценные бумаги принад­лежат не только на праве собственности, но и на ином вещном праве (ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг»), вследствие чего возможна смена владельца ценных бумаг без изменения фигуры собственника. Однако если следовать логике закона, при этом не будет обращения, что вряд ли можно признать правильным.

Кроме того, как уже отмечалось в юридической литературе, ФЗ «О рынке ценных бумаг» не всегда корректен в используемых юридических понятиях. Как известно, гражданско-правовые сделки и отличие от договоров не заключают, а совершают, поэтому переход права на ценные бумаги может иметь место как в результате заклю­чения гражданско-правовых договоров, так и при совершении одно­сторонних сделок.

С учетом ранее высказанных замечаний, с нашей точки зрения, более правильным следует признать следующее определение обра­щения: это смена владельца ценных бумаг в результате совершения гражданско-правовых сделок, а также при наступлении других, указанных в законе, юридических фактов после завершения эмиссии (на вторичном рынке).