Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа
1.1. Понятие и значение прибыли предприятия
1.2. Цели и задачи анализа формирования и использования прибыли
1.3. Методы анализа формирования прибыли предприятия
2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.1. Анализ формирования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.2. Анализ распределения и использования прибыли
3. Разработка рекомендаций по оптимизации прибыли предприятия АО «Изумруд»
Таблица 3
Анализ темпов роста доходов от обычных видов деятельности
Источник дохода |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
||||
Основная продукция |
656214 |
966910 |
623768 |
147,35 |
64,51 |
Работы и услуги |
62571 |
12266 |
47829 |
19,60 |
389,94 |
Аренда |
51588 |
59353 |
43005 |
115,05 |
72,46 |
Медицинские услуги |
733 |
936 |
585 |
127,63 |
62,53 |
Всего выручка |
771106 |
1039465 |
715187 |
134,80 |
68,80 |
Так согласно данным таблицы 3, в 2014 году общая выручка выросла на 34,8%, при этом рост был обусловлен ростом основной продукции на 47,35%, арендных поступлений на 15,05%, медицинских услуг на 27,63%. Сокращение было отмечено в отношении работ и услуг на 80,4% (100-19,6)
В 2015 году наблюдалось сокращение выручки на 31,2% (100-68,8). Такое сокращение обусловлено сокращением продаж основной продукции на 35,49% (100-64,51), сокращением медицинских услуг на 37,47% (100-62,53), а также сокращением арендных платежей на 27,54%. Рост был отмечен только в отношении выручки от выполненных работ и услуг, которые выросли на 289,94%.
Проанализируем динамику темпов роста общей суммы доходов, данные о которых представлены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ суммарных доходов предприятия
Вид дохода |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % |
|
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
Доходы от обычных видов деятельности |
771106 |
1039465 |
715187 |
134,80 |
68,80 |
Прочие доходы |
7973 |
118173 |
8295 |
1482,16 |
7,02 |
Всего доходов |
779079 |
1157638 |
723482 |
148,59 |
62,50 |
Так согласно данным таблицы 9 доходы от обычных видов деятельности в 2014 году выросли на 34,8%, а прочие доходы возросли на 1382,16%. Суммарные доходы в 2014 году выросли на 48,59%.
Доходы от обычных видов деятельности в 2015 году сократились на 31,2%, в то время как прочие доходы в сравнении с предыдущим периодом сократились на 92,98%. Суммарные доходы в отчетном периоде в сравнении с предыдущим годом сократились на 37,5%. Таким образом, можно наблюдать негативную тенденцию сокращения доходов предприятия.
Рассмотрим показатели прибыли предприятия. В первую очередь рассмотрим структуру прибыли (убытка) до налогообложения (таблицы 5).
Таблица 5
Анализ структуры прибыли до налогообложения предприятия
Показатели |
2013 год |
2014 год |
Изменение |
|||
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
48471 |
193,49 |
3528 |
7,54 |
-44943 |
-185,95 |
Прочая прибыль (убыток) |
-23420 |
-93,49 |
43233 |
92,46 |
66653 |
185,95 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
25051 |
100,00 |
46761 |
100,00 |
21710 |
Так в 2013 году сумма прибыли до налогообложения составила 25051 тыс. рублей. При этом структура данной прибыли включала 193,49% прибыль от продаж и 93,49% убытка от прочих видов деятельности.
В 2014 году сумма прибыли до налогообложения равнялась 46761 тыс. рублей, что на 21710 тыс. рублей больше предыдущего года. Изменения произошли в силу сокращения прибыли от продаж на 44943 тыс. рублей и роста прочей прибыли на 66653 тыс. рублей.
Структура прибыли до налогообложения включала 7,54% прибыли от продаж и 92,46% прибыли от прочих видов деятельности.
В таблице 6 представлен анализ прибыли до налогообложения в 2015 году.
Таблица 6
Анализ структуры прибыли до налогообложения в 2015 году
Показатели |
2014 год |
2015 год |
Изменение |
|||
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
3528 |
7,54 |
39135 |
487,18 |
35607 |
479,64 |
Прочая прибыль (убыток) |
43233 |
92,46 |
-31102 |
-387,18 |
-74335 |
-479,64 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
46761 |
100,00 |
8033 |
100,00 |
-38728 |
0,00 |
В 2015 году наблюдается сокращение прибыли до налогообложения с 46761 тыс. рублей до 8033 тыс. рублей. Структура прибыли до налогообложения включает прибыль от продаж и убыток от прочих видов деятельности. Таким образом, доля прибыли от продаж составила 487,18%, тогда как убыток от прочих видов деятельности составил (-387,18%).
Проанализируем структуру прибыли от продаж в 2015 году по видам продукции, отраженные на рисунке 1.
Рисунок 1 Прибыль (убыток) от продаж в 2015 году (тыс. рублей)
Судя по данным рисунка, прибыль от обычных видов деятельности сложилась из прибыли от реализации основной продукции. Величина, данной прибыли составила 33890 тыс. рублей. Кроме прибыли от продажи основной продукции, прибыль от продаж включает: прибыль от арендных платежей на сумму 9752 тыс. рублей, убыток от работ и услуг на сумму 4220 тыс. руб., убыток от медицинских услуг на сумму 287 тыс. руб. Таким образом, два вида деятельности в 2015 году принесли прибыль и два – принесли убыток.
Также стоит оценить темпы роста (сокращений) прибыли от продаж, что отражено в таблице 7.
Согласно данным таблицы 12 рост прибыли от продаж в 2014 году отсутствовал, зато наблюдалось сокращение прибыли. Стоит отметить, что темпы сокращения были достаточно стремительные, в соответствии с чем от величины прибыли предыдущего в 2014 году осталось всего 7,28%.
Таблица 7
Анализ темпов роста прибыли от продаж
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % в 2014 г. |
Темп роста, % в 2015 г |
Прибыль (убыток) от продаж |
48471 |
3528 |
39135 |
7,28 |
1109,27 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
25051 |
46761 |
8033 |
186,66 |
17,18 |
В 2015 году рост прибыли от продаж составил 1109,27%. Оценивая темпы роста прибыли до налогообложения следует отметить, что в 2014 году рост составил 186,66%, однако в 2015 году было отмечено сокращение прибыли на 82,82% в сравнении с предыдущим периодом.
Следующим этапом анализа прибыли является определение чистой прибыли (таблица 8).
Таблица 8
Анализ чистой прибыли предприятия в 2013-2015 годах
Показатели |
2013 год |
% к учетной прибыли |
2014 год |
% к учетной прибыли |
2015 год |
% к учетной прибыли |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
25051 |
100,00 |
46761 |
100,00 |
8033 |
100,00 |
Текущий налог на прибыль |
4980 |
19,88 |
18344 |
39,23 |
0 |
0 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
-4896 |
-19,54 |
8441 |
18,05 |
-9961 |
-124,00 |
Изменение отложенных налоговых активов |
178 |
0,71 |
301 |
0,64 |
3498 |
43,55 |
Чистая прибыль (убыток) |
15353 |
61,29 |
37159 |
79,46 |
1570 |
19,55 |
Анализ формирования чистой прибыли показал, что уровень чистой прибыли в прибыли до налогообложения в 2013 году составил 61,29%. В 2014 году чистая прибыль составила 79,46% от прибыли до налогообложения. В 2015 году чистая прибыль составила 19,55% от прибыли до налогообложения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что 2015 год на предприятии характеризуется негативными изменениями чистой прибыли и прибыли до налогообложения. При этом в процессе формирования чистой прибыли находился под влиянием отрицательных изменений факторов, определяющих размер чистой прибыли.
2.2. Анализ распределения и использования прибыли
Изучение прибыли требует детального анализа причин ее изменения, как в отчетном периоде, так и в предыдущих периодах. Стоит подчеркнуть, что информативная ценность факторного анализа прибыли от продаж заключается получении информации о том, какие факторы, оказали отрицательное влияние на формирование прибыли от продаж. В таблице 9 отражены исходные данные для данного анализа.
Таблица 9
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Год |
Прибыль от продаж (П) |
Выручка (В) |
Себестоимость (S) |
Коммерческие расходы (КР) |
Управленческие расходы (УР) |
2013 |
48471 |
771106 |
604103 |
4843 |
113689 |
2014 |
3528 |
1039465 |
919453 |
5357 |
111127 |
2015 |
39135 |
715187 |
549767 |
2334 |
123951 |
Факторный анализ проведем с помощью метода цепной подстановки.
Сравниваем 2013 (базисный) и 2014 (отчетный)
П (0) = В0 - S0 – КР0 - УР0 = 771106-604103-4843-113689 = 48471 тыс. руб.
П (усл 1) = В1 - S0 – КР0 - УР0 = 1039465-604103-4843-113689 = 316830 тыс. руб.
П (усл 2) = В1 – S1 – КР0 - УР0 = 1039465-919453-4843-113689 = 1480 тыс. руб.
П (усл 3) = В1 – S1 – КР1 - УР0 = 1039465-919453-5357-113689 = 996 тыс. руб.
П (1) = В1 – S1 – КР1 – УР1 = 1039465-919453-5357-111127 = 3528 тыс. руб.
П (1) – П (0) = 3528 – 48471 = -44943 тыс. руб.
Прибыль от продаж в целом сократилась на 44943 тыс. руб. в том числе за счет изменения:
а) выручки от продаж:
∆ П (в) = П (усл 1) - П (0) = 316830–48471 = 268359 тыс. руб.
б) себестоимости продукции:
∆ П (s) = П (усл 2) - П (усл 1) = 1480-316830 = -315350 тыс. руб.
в) коммерческих расходов:
∆ П (кр) = П (усл 3) - П (усл 2) = 996–1480 = -484 тыс. руб.
г) управленческих расходов:
∆ П (ур) = П (1) - П (усл 3) = 3528-996 = 2532 тыс. руб.
Итого 268359-315350-484+2532 = - 44943 тыс. руб.
Сравниваем 2014 (базисный) и 2015 (отчетный)
П (0) = В0 - S0 – КР0 - УР0 = 1039465-919453-5357-111127 = 3528 тыс. руб.
П (усл 1) = В1 - S0 – КР0 - УР0 = 715187 – 919453 – 5357 – 111127 =
= -320750 тыс. руб.
П (усл 2) = В1 – S1 – КР0 - УР0 = 715187-549767-5357-111127 =
= 48936 тыс. руб.
П (усл 3) = В1 – S1 – КР1 - УР0 = 715187-549767-2334-111127 =
= 51959 тыс. руб.
П (1) = В1 – S1 – КР1 – УР1 = 715187-549767-2334-123951 = 39135 тыс. руб.
П (1) – П (0) = 39135-3528 = 35607 тыс. руб.
Прибыль от продаж в целом увеличилась на 35607 тыс. руб. в том числе за счет изменения:
а) выручки от продаж:
∆ П (в) = П (усл 1) - П (0) = -320750–3528 = -324278 тыс. руб.
б) себестоимости продукции:
∆ П (s) = П (усл 2) - П (усл 1) = 48936-(-320750) = 369686 тыс. руб.
в) коммерческих расходов:
∆ П (кр) = П (усл 3) - П (усл 2) = 51959–48936 = 3023 тыс. руб.
г) управленческих расходов:
∆ П (ур) = П (1) - П (усл 3) = 39135-51959 = -12824 тыс. руб.
Итого -324278+369686+3023-12824 = 35607 тыс. руб.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдалось увеличение прибыли от продаж на 35607 тыс. руб., На это увеличение повлияла себестоимость продаж продукции, которая снизилась за период на 369686 тыс. руб.
Также стоит отметить, что отрицательное влияние на снижение прибыли от продаж оказали управленческие расходы, которые возросли за период на 12824 тыс. руб., а также сокращение величины выручки на сумму -324278 тыс. руб.
Осуществим факторный анализ прибыли от продаж 2015 года, еще одним способом, представленным в таблице 10.
Таблица 10
Анализ факторов влияния на прибыль от продаж
Показатели |
2014 год |
2015 год |
Изменения |
Темп прироста, % |
Выручка |
1039465 |
715187 |
-324278 |
-31,20 |
Себестоимость продаж |
919453 |
549767 |
-369686 |
-40,21 |
Коммерческие расходы |
5357 |
2334 |
-3023 |
-56,43 |
Управленческие расходы |
111127 |
123951 |
+12824 |
+11,54 |
Прибыль (убыток) от продаж |
3528 |
39135 |
+35607 |
+1009,27 |
Индекс изменения цен |
1,00 |
1,18 |
+0,18 |
+18,00 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
1039465 |
606090,68 |
-433374 |
-41,69 |