Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа
1.1. Понятие и значение прибыли предприятия
1.2. Цели и задачи анализа формирования и использования прибыли
1.3. Методы анализа формирования прибыли предприятия
2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.1. Анализ формирования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.2. Анализ распределения и использования прибыли
3. Разработка рекомендаций по оптимизации прибыли предприятия АО «Изумруд»
3) Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении отдельных групп ее аналитических показателей между собой (рассчитываются абсолютные и относительные отклонения). Виды: сравнительный анализ прибыли данного предприятия и среднеотраслевых показателей, сравнение с конкурентами в рамках конкретного регионального рынка, сравнение показателей прибыли отдельных структурных подразделений предприятия, сравнительный анализ отчетной и плановой (нормативной) информации.
Факторный анализ в отношении анализа прибыли проводится с целью определения влияния факторов составляющих факторную модель расчета прибыли и рентабельности предприятия. Методика факторного анализа – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.[10]
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная.
Необходимо учитывать, что анализ прибыли представляет собой процесс проходящий в несколько этапов.
Так целесообразным является выполнение следующих этапов:
1. Анализ образования прибыли предприятия;
2. Анализ распределения и использования прибыли.[11]
Данные этапы включают несколько подэтапов, которые кратко и рассмотрим. Так анализ образования прибыли включают следующие шаги:
- Анализ динамики и структуры прибыли (убытка) до налогообложения. Данный анализ начинается с оценки динамики прибыли до налогообложения и позволяет оценить эволюцию ее величины по сравнению с результатами предыдущего года и изучить изменения, произошедшие в величине прибыли до налогообложения в последние годы. Анализ структуры прибыли до налогообложения позволяет определить вклад каждого вида деятельности в получение учетной прибыли. Положительно оценивается рост в динамике доли прибыли от операционной деятельности в общей сумме прибыли до налогообложения.
- Факторный анализ прибыли от операционной деятельности. Этот анализ прибыли от операционной деятельности предполагает выявление причин, обусловивших изменение ее величины в динамике и расчет влияния соответствующих факторов на финансовый результат от операционной деятельности.
- Факторный анализ валовой прибыли. Анализ начинается с оценки динамики и структуры валовой прибыли видам операционной деятельности. Затем проводится факторный анализ с целью рассмотрения причин, которые обусловили изменение величины прибыли. При этом в рамках данного анализа используются такие виды информации как приложение к отчету о финансовых результатах, калькуляция отдельных видов продукции. При этом отметим, что на изменение валовой прибыли оказывают влияние такие факторы как: объем продаж, структура ассортимента продукции, себестоимость продаж и изменение средних цен. Определим влияние факторов, на валовую прибыль с помощью факторных моделей.
Так, объем продаж имеет прямое влияние на изменение величины валовой прибыли, то есть, увеличение объемов продаж ведет росту прибыли и наоборот. Расчет влияния изменения объема продаж продукции на отклонение суммы валовой прибыли осуществляется по формуле:
(1)
где ВПоп - отклонение валовой прибыли за счет изменения объема продаж;
ВПбаза - валовая прибыль базового периода (предыдущего);
%В - процентное изменение выручки от продаж продукции.
Структура и ассортимент проданной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму валовой прибыли. При увеличении доли рентабельной продукции в общем объеме продаж, то данный фактор оказывает положительное влияние, если же растет доля убыточной или низкорентабельной продукции, то сумма валовой прибыли сократится.
Себестоимость продаж продукции имеет обратное влияние на изменение суммы валовой прибыли: увеличение себестоимости продаж приводит к уменьшению суммы валовой прибыли, а сокращение себестоимости продаж – к росту величины валовой прибыли.
В рамках анализа распределения и использования прибыли предприятия необходимо осуществить следующее:
- Дать общую оценку распределения прибыли по основным направлениям;
- Проанализировать тяжесть налогового бремени;
- Проанализировать уровень реинвестирования и потребления чистой прибыли.[12]
Для анализа распределения прибыли обычно используются следующие коэффициенты:
1. Коэффициент чистой прибыли - отношение чистой прибыли организации в анализируемом периоде к валовой прибыли.
(2)
где КЧП - коэффициент чистой прибыли;
ЧП - чистая прибыль организации;
ВП - валовая прибыль организации.
2. Коэффициент капитализации прибыли - отношение прибыли, направленной в фонд накопления к чистой прибыли организации в анализируемом периоде.
(3)
где ККП - коэффициент капитализации прибыли;
ЧП - чистая прибыль организации;
Фнакоп – прибыль, направленная в фонд накопления.
3. Коэффициент потребления прибыли – отношение прибыли направляемой на потребление к чистой прибыли организации в анализируемом периоде:
(4)
где КПП - коэффициент потребления прибыли;
ЧП - чистая прибыль организации;
Фпотр – прибыль, направленная в фонд потребления.
4. Коэффициент налогообложения прибыли - отношение суммы налога на прибыль и других платежей, выплачиваемых в отчетном периоде за счет прибыли к сумме валовой прибыли организации.
(5)
где Нп - сумма налога на прибыль и других платежей;
ВП - валовая прибыль организации.
5. Коэффициент резервирования прибыли - отношение суммы прибыли, направляемой в резервный фонд к чистой прибыли предприятия.
(6)
где КРП - коэффициент резервирования прибыли;
РК - сумма прибыли, направляемая в резервный фонд;
ЧП - чистая прибыль предприятия.
Расчет и анализ коэффициентов данной группы позволяет определить эффективность распоряжения прибылью на предприятии, выяснить приоритеты в данном направлении, что позволит сделать полезные рекомендации и оптимизировать работу по распределению результатов деятельности хозяйствующего субъекта.[13]
Резервы роста прибыли - это возможности увеличения доходов и снижения расходов, которые могут быть получены предприятием за счет эффективной организации его деятельности. Значение поиска резервов роста прибыли объясняется стоящей перед руководством задачей ее максимизации.
Вывод: Обобщая все выше изложенное в данной главе можно утверждать, что прибыль, являясь важнейшей характеристикой результативности деятельности предприятия, требует систематического анализа с целью выявления недостатков в управлении прибылью и резервов ее роста. Кроме того, важными направлениями в управления прибылью являются: формирование прибыли и ее использование. При этом, стоит подчеркнуть, что эффективность работы по управлению прибылью зависит от того насколько максимально будут задействованы возможности формирования прибыли и в то же время насколько эффективно будет использована данная прибыль.
2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.1. Анализ формирования прибыли предприятия АО «Изумруд»
В качестве объекта исследования в рамках данной работы выступает АО Изумруд – предприятие, осуществляющее морское приборостроение. Размер уставного капитала составил 74543 тыс. рублей.
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Изумруд» в 2015 году являются:
- выпуск военной продукции в рамках Гособоронзаказа и кооперации по военно-техническому сотрудничеству;
- разработка и внедрение технологии проектирования и изготовления малогабаритной функциональной РЛС для управления зенитной артиллерией и НРО малых надводных кораблей, а также дальнейшее техническое перевооружение производства для изготовления антенных устройств и корабельных систем управления артиллерийским оружием перспективных надводных кораблей.
Финансовый результат предприятия складывается как разница между доходами и расходами. Рассмотрим динамику формирования расходов и доходов предприятия. В таблице представлен анализ структуры расходов предприятия в период с 2013 года по 2015 год.
Таблица 1
Анализ структуры расходов предприятия в 2013-2014 годах
Расходы |
2013 год |
2014 год |
Изменение |
|||
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
|
Себестоимость продаж |
604103 |
80,12 |
919453 |
82,77 |
315350 |
2,65 |
Коммерческие расходы |
4843 |
0,64 |
5357 |
0,48 |
514 |
-0,16 |
Управленческие расходы |
113689 |
15,08 |
111127 |
10,00 |
-2562 |
-5,08 |
Проценты к уплате |
2050 |
0,27 |
4623 |
0,42 |
2573 |
0,15 |
Прочие расходы |
29343 |
3,89 |
70317 |
6,33 |
40974 |
2,44 |
Всего расходов |
754028 |
100,00 |
1110877 |
100,00 |
356849 |
Расходы предприятия состоят из расходов от обычных видов деятельности прочих расходов. Расходы от обычных видов деятельности включают себестоимость продаж, коммерческие расходы, управленческие расходы. Прочие расходы включают проценты к уплате и прочие расходы.
В 2013 году расходы предприятия состояли из 80,12% себестоимость продаж, 0,64% коммерческие расходы, 15,08% управленческие расходы, 0,27% проценты к уплате, 3,89% прочие расходы.
В структуре расходов предприятия в 2014 году произошли следующие изменения: доля себестоимости продаж выросла до 82,77%, доля коммерческих расходов сократилась до 0,48%, также сократилась доля управленческих расходов до 10%. Однако стоит отметить рост доли процентов к уплате с 0,27% до 0,42%, а также рост прочих расходов с 3,89% до 6,33%.
В таблице 2 представлена структура расходов в отчетном периоде.
Таблица 2
Анализ структуры расходов предприятия в 2014-2015 годах
Расходы |
2014 год |
2015 год |
Изменение |
|||
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
|
Себестоимость продаж |
919453 |
82,77 |
549767 |
76,84 |
-369686 |
-5,93 |
Коммерческие расходы |
5357 |
0,48 |
2334 |
0,33 |
-3023 |
-0,16 |
Управленческие расходы |
111127 |
10,00 |
123951 |
17,32 |
12824 |
7,32 |
Проценты к уплате |
4623 |
0,42 |
8666 |
1,21 |
4043 |
0,80 |
Прочие расходы |
70317 |
6,33 |
30731 |
4,30 |
-39586 |
-2,03 |
Всего расходов |
1110877 |
100,00 |
715449 |
100,00 |
-395428 |
В 2015 году изменения в структуре расходов были следующие:
- доля себестоимости продаж сократилась с 82,77% до 76,84%;
-доля коммерческих расходов также сократилась с 0,48% до 0,33%;
- доля управленческих расходов выросла с 10% до 17,32%;
- доля процентов к уплате выросла с 0,42% до 1,21%;
- доля прочих расходов сократилась с 6,33% до 4,3%.
Анализируя динамику общей величины расходов, следует отметить, что в 2014 году наблюдался рост расходов на 356849 тыс. рублей, тогда как в 2015 году они сократились на 395428 тыс. рублей. При этом рост расходов в 2014 году был обусловлен ростом всех расходов за исключением управленческих расходов. Сокращение общей величины расходов в отчетном периоде было определено сокращением: себестоимости продаж на 369686 тыс. рублей, коммерческих расходов на 3023 тыс. рублей и прочих расходов на 39586 тыс. рублей.
Проведем анализ доходов предприятия АО «Изумруд». Доходы включают выручку (доход от обычных видов деятельности) и прочие доходы. В таблице 3 представлен анализ темпов роста доходов по видам продукции. В предыдущем параграфе была рассмотрена структура выручки предприятия, поэтому следует оценить темпы роста выручки как дохода от обычных видов деятельности.