Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа
1.1. Понятие и значение прибыли предприятия
1.2. Цели и задачи анализа формирования и использования прибыли
1.3. Методы анализа формирования прибыли предприятия
2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.1. Анализ формирования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.2. Анализ распределения и использования прибыли
3. Разработка рекомендаций по оптимизации прибыли предприятия АО «Изумруд»
Введение
Одной из главных задач предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Для определения эффективности деятельности, предприятие осуществляет анализ результатов. При этом основными вопросами волнующие руководство предприятия являются величина и качество прибыли предприятия, а также ее динамика. Поэтому менеджеры и другие специалисты, занимающиеся анализом деятельности предприятия должны уметь проводить комплексный анализ прибыли. Это подтверждает актуальность исследуемой темы.
Цель данной работы заключается в теоретическом и практическом исследовании методов анализа и оптимизации прибыли предприятия.
В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты прибыли;
- Дать описание целей и задач анализа прибыли предприятия;
- Рассмотреть особенности методики проведения анализа формирования и использования прибыли;
- Провести анализ формирования и использования прибыли АО «Изумруд»;
- Определить резервы роста прибыли и методы ее оптимизации на предприятии АО «Изумруд».
Объектом изучения в данной работе выступает предприятие АО «Изумруд».
Предметом изучения является прибыль АО «Изумруд», а также особенности ее формирования и использования на данном предприятии.
Теоретической базой работы выступает концепция экономического анализа изложенная в работе Савицкой, а кроме того в качестве теоретической основы выступают методики анализа предложенные в работах Шеремета А.Д., Ковалева В.В. и др. авторов.
Эмпирическая основа работы состоит в финансовой отчетности и иных данных об АО «Изумруд».
Методологическая основа работы включает такие методы как системный подход, сравнительный анализ, структурный анализ, метод цепных подстановок, метод группировки, факторный анализ, синтез, графический способ отображения данных и другие.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформированных в работе рекомендации в практической деятельности АО «Изумруд» для повышения объемов прибыли.
Структура работы обусловлена ее содержанием и состоит из следующих частей: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
1. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа
1.1. Понятие и значение прибыли предприятия
По своей сути прибыль относится к категории финансовых результатов деятельности предприятия, так как именно прибыль показывает, насколько деятельность была успешной или нет. Необходимо отметить, что еще классики экономической теории определили важность категории «прибыль» и в своих исследованиях определяли источники ее приумножения. Таким образом, понятие прибыли для современного бизнеса является одним из важнейших в процессе оценки результатов деятельности. Рассмотрим определение прибыли и ее формулировки разными авторами.
По мнению Колчиной Н.В. и Поляка Г.Б. необходимо рассматривать экономическую сущность прибыли, которая заключается в разности между денежными поступлениями и денежными выплатами, тогда как с хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.[1]
Савицкая Г.В. в своем учебнике «Экономический анализ» дает следующее определение понятию «прибыль»: «Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности».[2]
Ковалева А.М. и Лапуста М.Г. считают, что «прибыль представляет собой превышение доходов, полученных предприятием над затратами и расходами, понесенными в результате предпринимательской деятельности. [3]
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций.
Необходимо отметить, что изучение различных аспектов, связанных с прибылью определило четкое разграничение понятий «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль». При этом первая - это результат реализации товаров и услуг, а вторая – результат «работы» капитала. Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие, как пишет Колчина Н.В. и Поляк Г.Б. благодаря Д.Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:
1. исчисления налогов;
2. защиты кредиторов;
3. выбора разумной инвестиционной политики.[4]
Исследуя научные школы трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение: «Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг».
Таким образом, в современной экономической теории существует несколько концепций к пониманию сути прибыли.
В приложении 1 представлена схема, иллюстрирующая функции прибыли.
Таким образом, прибыль предприятия - основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности в развитых странах): «Цели компании обычно включают максимизацию акционерной собственности, максимизацию прибыли, максимизацию управленческого вознаграждения, бихевиористические (поведенческие) цели и социальную ответственность».[5]
1.2. Цели и задачи анализа формирования и использования прибыли
Процесс управления прибылью на каждом этапе поддерживается аналитическими процедурами. Именно в ходе анализа финансовый менеджер получает необходимую информацию для корректировки управления прибылью.
Определим, каковы же цели и задачи анализа прибыли. В силу важности и значения такой категории как прибыль основной целью анализа данной категории является формирование оценки результативности и эффективности деятельности предприятия за определенный период времени.
Целями проведения анализа выступают следующие:
– своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других предприятий;
– выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли;
– разработка мероприятий по максимизации прибыли предприятия;
– разработка предложений по использованию прибыли предприятия после налогообложения.[6]
Для достижения поставленных целей в процессе анализа прибыли решаются следующие задачи:
– разработка информационного механизма анализа прибыли, позволяющего своевременно получать достоверную и полную информацию для его проведения в различных направлениях и соответствующих уровнях, аспектах и разрезах;
– анализ и оценка достигнутого уровня прибыли предприятия в абсолютных и относительных показателях;
– анализ влияния на прибыль инфляционных процессов в экономике и изменений в нормативно-законодательных актах в области формирования затрат и финансовых результатов предприятия;
– выявление факторов, повлиявших на величину прибыли, и резервов ее повышения;
– анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли в целях максимизации ее величины;
– анализ использования прибыли;
– прогнозирование прибыли и разработка мероприятий по их достижению.[7]
Задачи анализа прибыли достаточно многочисленны и разнообразны. Приведем основные задачи анализа прибыли предлагаемые в современной практике по финансовому анализу.
Так, например А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным определены следующие задачи анализа прибыли:
– анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
– факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
– анализ прибыли от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
– анализ и оценка использования чистой прибыли;
– анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
– анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;
– анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.[8]
Савицкая считает, что задачами анализа прибыли являются:
1. Изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;
2. Систематический контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики;
3. Определение влияние как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;
4. Выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса;
5. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли;
6. Выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью.[9]
1.3. Методы анализа формирования прибыли предприятия
Для того чтобы аналитическая работа в отношении исследования прибыли была эффективной необходимо использовать наработанные методики анализа финансовых результатов. Анализ прибыли представляет первостепенный интерес как собственников, реальных и потенциальных инвесторов, так и для других пользователей информации, представленной в финансовом отчете.
Для осуществления анализа используется ряд экономических методов, среди которых такие методы как горизонтальный и сравнительный анализ.
1) Горизонтальный (трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. Рассчитываются темпы роста и прироста отдельных видов прибыли, выявляются общие тенденции ее изменения по сравнению показателей с предшествующим периодом, с аналогичным периодом прошлого года, за ряд прошлых периодов. При горизонтальном анализе следует учитывать инфляционный фактор (например, выручку стоит скорректировать на средневзвешенный индекс повышения цен на продукцию в целом по отрасли, а себестоимость - на среднее увеличение цен на ресурсы). Особенно это необходимо при сопоставлении результатов за ряд лет, а также при проверке выполнения плана.
2) Вертикальный (структурный) анализ базируется на структурном разложении агрегированных показателей формирования, использования и распределения прибыли. Рассчитываются и анализируются удельные веса всех структурных элементов. Виды: структурный анализ прибыли, сформированной по отдельным сферам деятельности, по отдельным видам продукции, структурный анализ активов и капитала, структурный анализ распределения и использования полученной прибыли.