Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая роль прибыли и методологические аспекты ее анализа
1.1. Понятие и значение прибыли предприятия
1.2. Цели и задачи анализа формирования и использования прибыли
1.3. Методы анализа формирования прибыли предприятия
2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.1. Анализ формирования прибыли предприятия АО «Изумруд»
2.2. Анализ распределения и использования прибыли
3. Разработка рекомендаций по оптимизации прибыли предприятия АО «Изумруд»
Согласно данным таблицы объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составила 606090,68 тыс. руб. С учетом этого изменение выручки за анализируемый период составило 58,31%, т.е. произошло сокращение объема реализованной продукции на 41,69%.
За счет уменьшения объемов реализации, прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась:
3528 * (-41,69) = -1470,82 тыс. руб.
2. Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 606090,68;
- фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (919453*0,5831) = 536133,04 тыс. руб.;
- коммерческие расходы базисного периода 5357;
- управленческие расходы базисного периода 111127;
- прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (606090,68-536133,04-5357-111127) = -46526,36 тыс. руб.
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
-46526,36-(3528*0,5831) = -48583,54 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции сократился удельный вес продукции с большим уровнем доходности. Соответственно за счет сдвигов в структуре ассортимента прибыль от продаж сократилась на 48583,54 тыс. руб.
3. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:
549767-(919453*0,5831) = 13633,96 тыс. руб.
4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 3023тыс. руб. (2334-5357), а за счет увеличения размера управленческих расходов прибыль уменьшилась - на 12824тыс. руб. (123951-111127).
5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить выручку отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:
715187-606090,68= 109096,32 тыс. руб.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно:
- изменение выручки -1470,82;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции -48583,54;
- изменение себестоимости +13633,96;
- изменение величины коммерческих расходов +3023;
- изменение величины управленческих расходов -12824;
- изменение цен реализации +109096,32;
-Таким образом, общее влияние факторов составило +35607 тыс. рублей.
К увеличению прибыли привели изменения таких факторов как: рост уровня цен, сокращение управленческих расходов, снижения продаж себестоимости. Сокращение прибыли от продаж обусловлено отрицательным влиянием структурных сдвигов, изменением объемов реализации (выручки), ростом управленческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и сокращения управленческих расходов.
Следующим этапом исследования прибыли предприятия является анализ распределения и использования прибыли.
Сначала рассмотрим результаты распределения чистой прибыли, полученной в 2013 году, осуществленное в 2014 году. На рисунке 2 представлена структура распределения чистой прибыли в размере 15353 тыс. рублей в 2014 году.
Рисунок 2 Распределение чистой прибыли в 2014 году
В связи с недостатком собственных оборотных средств в виде денежных эквивалентов в 2015 году, привлечением кредитных ресурсов для осуществления операционной текущей деятельности, чистая прибыль в размере 37159 тыс. руб., полученная по итогам работы предприятия в 2014 году, была направлена решением собрания акционеров на инвестиции. При этом стоит отметить, что, таким образом, чистая прибыль предыдущего периода в 2015 году не была использована.
Как источник финансирования капитальных вложений сложившийся резерв чистой прибыли планируется использовать в последующие периоды.
Таким образом, движение по статье нераспределенная прибыль отражена в таблице 11.
Таблица 11
Изменение размеров нераспределенной прибыли в 2015 году
Показатели |
На 31.12.2014 |
Поступило |
Выбыло |
На 31.12.2015 |
Нераспределенная чистая прибыль |
34630 |
1874 |
- |
36504 |
Как видно из таблицы 16, на конец предыдущего периода величина нераспределенной чистой прибыли составляла 34630 тыс. рублей. В отчетном периоде данная статья увеличилась на 1874 тыс. рублей, при этом из них 1570 тыс. рублей - чистая прибыль текущего года и 304 тыс. рублей – изменение добавочного капитала. На конец отчетного периода наблюдается рост нераспределенной прибыли до 36504 тыс. рублей.
Оценим также отдельные аспекты дивидендной политики предприятия, отраженные в таблице 12.
Таблица 12
Анализ базовой прибыли на акцию предприятия АО «Изумруд»
Показатели |
2014 год |
2015 год |
Изменения |
Темп прироста, % |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
37159 |
1570 |
-35589 |
-95,77 |
Величина базовой прибыли (убыток), тыс. руб. |
37159 |
1570 |
-35589 |
-95,77 |
Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного года, шт. |
54543 |
74543 |
20000 |
36,67 |
Базовая прибыль на акцию, руб. |
681 |
21 |
-660 |
-96,92 |
Чистая прибыль в отчетном периоде сократилась на 95,77% и соответственно базовая прибыль также сократилась с 37159 тыс. рублей до 1570 тыс. рублей.
Средневзвешенное количество обыкновенных акций в 2015 году составило 74543 штуки, что на 20000 штуки больше предыдущего периода, в соответствии с чем прирост количества акций составил 36,67%.
Базовая прибыль на акцию в отчетном периоде равнялась 21 рублю, тогда как в предыдущем периоде базовая прибыль на акцию равнялась 681 рублям. Таким образом, сокращение прибыли на одну акцию составило 96,92%.
Проведенный анализ формирования и распределения прибыли позволил собрать аналитическую информацию для поиска резервов роста прибыли предприятия.
3. Разработка рекомендаций по оптимизации прибыли предприятия АО «Изумруд»
Анализ формирования и использования прибыли, проделанный во второй главе данной работы позволил сделать вывод, что основной проблемой предприятия является сокращение формируемой прибыли предприятия. Поэтому основной рекомендацией для предприятия является поиск резервов роста прибыли на исследуемом предприятии.
Основными источниками резервов роста прибыли выступает:
- увеличение роста производства и продаж,
- увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме продаж,
- сокращение расходов.
Рассчитаем резервы роста прибыли за счет объемов выпуска и реализации продукции. Стоит подчеркнуть, что предприятие производит широкий ассортимент продукции, несмотря на то что основной вид продукции радиолокационные системы управления МР-123-02/3 «Багира», однако в рамках обеспечения доходности предприятия и применения принципа самофинансирования, предприятие осуществляет также производство товаров народного потребления. Основным направлением деятельности предприятия в сфере гражданской продукции является разработка, производство и реализация изделий учета и сохранения электроэнергии, среди которых энергосберегающие компактные люминесцентные лампы, электросчетчики, электрические учетно-распределительные щиты, системы ААИС КУЭ для нужд энергопотребителей. Помимо данного направления, завод реализует заказы по обработке металлов и созданию узлов механизма, обладает комплексом для производства изделий из пластмассы.
Рассмотрим резервы роста объемов выпуска и реализации продукции по основным видам продукции, а именно по радиолокационным системам управления, электросчетчикам, учетно-распределительным щитам, энергосберегающим лампам.
В таблице 13 представлен анализ выполнения плана производства в стоимостной оценке.
Таблица 13
Расчет резервов роста объемов выпуска продукции по их видам
Показатели |
План |
Факт |
Резерв роста |
Всего объем выпуска, тыс. руб. |
954472 |
623768 |
-330704 |
в том числе |
|||
радиолокационные системы управления |
674827 |
401528 |
-273299 |
счетчики |
85120 |
55751 |
-29369 |
энергосберегающие лампы |
8440 |
6157 |
-2283 |
учетно-распределительные щиты |
137824 |
113732 |
-24092 |
изделия из пластмассы |
24571 |
24571 |
0 |
прочие виды изделий ТНП |
23690 |
22029 |
-1661 |
Таким образом, общий резерв выпуска продукции составляет 330704 тыс. рублей.
В таблице 14 отражен расчет прибыли по каждой группе продукции.
Таблица 14
Расчет прибыли по видам продукции
Показатели |
Выручка, тыс. руб. |
Себестоимость, тыс. руб. |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
Радиолокационные системы управления |
401528 |
385784 |
15744 |
Счетчики |
55751 |
47762 |
7989 |
Энергосберегающие лампы |
6157 |
4588 |
1569 |
Учетно-распределительные щиты |
113732 |
107086 |
6646 |
Изделия из пластмассы |
24571 |
23486 |
1087 |
Прочие виды изделий ТНП |
22029 |
21172 |
857 |
Итого |
623768 |
589878 |
33890 |
Расчет прибыли по видам продукции, представленный в таблице 19 показал, что наибольшую прибыль в 2015 году была получена по таким видам продукции как:
- по результатам продаж радиолокационных систем управления было получено 15744 тыс. рублей прибыли;
- реализация электрических счетчиков принесла прибыль в размере 7987 тыс. рублей;
- продажа энергосберегающих ламп принесла прибыль в размере 1569 тыс. рублей;
- реализация учетно-распределенных щитов определила прибыль от данного вида продукции в размере 6646 тыс. рублей;
- прибыль по изделиям из пластмасс составила 1087 тыс. рублей;
- прибыль от реализации прочих видов продукции составила 857 тыс. рублей.
Общий размер прибыли от реализации основной продукции и ТНП составила 33890 тыс. рублей.
Как видно по данным таблицы 15 резерв роста прибыли по радиолокационным системам управления как показал расчет, составила 10716,113 тыс. рублей.
Таблица 15
Расчет резервов роста прибыли от реализации резерва объемов продукции
Вид продукции |
Факт. объем продаж, тыс. руб. |
Фактическая прибыль, тыс. руб. |
Резерв объема продаж, тыс. руб. |
Резерв роста прибыли, тыс. руб. |
V |
П |
PV |
PП(V) |
|
Радиолокационные системы управления |
401528 |
15744 |
273299 |
10716,113 |
Счетчики |
55751 |
7987 |
29369 |
4207,462 |
Энергосберегающие лампы |
6157 |
1569 |
2283 |
581,781 |
Учетно-распределительные щиты |
113732 |
6646 |
24092 |
1407,831 |
Изделия из пластмассы |
24575 |
1087 |
0 |
|
Прочие виды изделий ТНП |
22029 |
857 |
1661 |
64,618 |
Итого |
623772 |
33890 |
330704 |
16977,81 |
Резерв объемов продаж электросчетчиков может обеспечить получение дополнительной прибыли в размере 4207,462 тыс. рублей.
Реализация резерва энергосберегающих ламп позволит получить дополнительную прибыль в размере 581,781 тыс. рублей;
Продажа резервов учетно-распределительных щитов позволят получить дополнительную прибыль в сумме 1407,831 тыс. рублей;
Продажа резервов прочих видов изделий принесет дополнительную прибыль в размере 64,618 тыс. рублей.
Общая сумма дополнительной прибыли от реализации резерва составит 16977,81 тыс. рублей.
Что касается резерва роста прибыли, от снижения расходов следует отметить, что оценка технико-экономических норм расходования ресурсов позволяет планировать сокращение себестоимости продаж на 7% (оценка экспертов предприятия, заложенная в планах предприятия на 2016 год.