Файл: «Роль мотивации в поведении организации» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, мотивация трудовой деятельности является главной функцией менеджмента и системы кадрового управления современной организации.

Также, необходимо отметить, что мотивация отражает результат внешнего влияния на работников компании посредством побуждения их к осуществлению необходимых действий; кроме того, мотивация является определенным внутренним состоянием индивида, напрямую формируя сделанный им выбор и образуя его способности поведенческого характера.

1.2. Основные существующие теории мотивации

К настоящему времени сложились различные теории мотивации трудовой деятельности организации: содержательные, процессуальные, теории атрибуции, теории поля. Содержательные теории мотивации труда изучают иерархию потребностей и ее влияние на мотивацию труда. Наиболее известны теории А. Маслоу, Д. МакКлеланда, Ф. Грецберга, К. Альдерфера. А. Маслоу в 1940-годы разделил потребности на следующие категории: физиологические; потребности в обеспечении безопасности, а также потребности уверенности в стабильном будущем; определенные социальные потребности; потребности быть уважаемым человеком, потребности в личных достижениях, в уважении других людей; потребности в самовыражении - потребность в осуществлении имеющихся у человека потенциальных возможностей и потребности совершенствования человеческой личности [18, с. 655].

Согласно теории Маслоу, перечисленные выше потребности можно построить в определенную иерархию по принципу их приоритетности.

Необходимо отметить, что поведением любого человека руководит неудовлетворенная потребность, которая является самой нижней в данной структуре. После удовлетворения этой потребности ее мотивирующее влияние заканчивается.

Другой ученый - Макклеланд - строил свою теорию мотивации на основе теории Маслоу. Мотивация на базе потребности причастности заключается в том, что в данном случае имеется интерес в привлечении знакомых людей, развитии дружбы с различными людьми. Работники, у которых развита потребность причастности, будут максимально производительны в той сфере, где будут удовлетворены их потребности в общении с людьми [25, с. 175].

Рассмотрим также известную теорию Ф. Герцберга. Он также сформировал свою собственную группировку потребностей, которая получила название двухфакторной модели мотивации Ф. Герцберга. В данной модели необходимо выделить две группы факторов [18, с. 655]:


1) группа факторов здоровья (условия труда и его оплаты, социальные и материальные блага и другое);

2) факторы мотивации (карьерный рост, творческая деятельность, успех, возможность самовыражение и другое).

При этом ученый подчеркивал, что факторы первой группы не являются мотивирующими. Данные факторы дают возможность снизить общую неудовлетворенность имеющейся работой.

Другой ученый - К. Альдерфер - также сгруппировал человеческие потребности по своим критериям. Его теория мотивации получила название ERG.

Данный ученый различал три группы человеческих потребностей [7, с. 73]:

1) потребности существования, связи и роста. Данные потребности содержат в себе потребности безопасности, кроме безопасности трудовой деятельности;

2) потребности связи, которые пересекаются с группами потребностей причастности, они характеризуют социальную природу индивида;

3) потребности роста идентичны потребностям самовыражения и самореализации. Однако необходимо отметить, что в данном случае движение идет не столько вверх, согласно иерархии, сколько вниз при невозможности удовлетворить потребности более высокого уровня. В этом состоит отличие данных потребностей от подобных потребностей теории Маслу.

Необходимо отметить, что процессуальные теории мотивации в общей системе мотивации труда работников компаний исследуют этап перехода цели в практическую деятельность.

Основная идея процессуальных теорий мотивации трудовой деятельности состоит в том, что эффективность трудовой деятельности персонала компании находится в прямой зависимости от следующих факторов: справедливость вознаграждения, его ценность для сотрудника, корреляция потраченных усилий с результатами труда в форме внутреннего (удовлетворение трудовой деятельностью) и внешнего вознаграждения (оплата труда) [9, с. 115].

Другая теория - теория ожиданий В. Врума гласит следующее: главным является наличие уверенности работника в том, что он удовлетворит свои потребности и достигнет поставленные цели. В данном случае мотивация состоит из следующих элементов: 1) ожидание прямой зависимости между потраченными усилиями и полученными конечными результатами; 2) ожидание необходимого вознаграждения за достигнутые конечные результаты трудовой деятельности; 3) ожидание необходимой ценности вознаграждения за результаты труда [7, с. 75].

Существует также теория справедливости, которую разработал ученый С. Адамс. Данная теория гласит: то вознаграждение, которое получил человек, в обязательном порядке сопоставляется с вознаграждением других сотрудников организации за похожую работу. В связи с этим ценность одного и того же вознаграждения является относительной, ее можно определить чувством справедливости [18, с. 657].


Вознаграждение за труд ведет к росту его интенсивности, в то время как дискриминация и недостойный уровень вознаграждения являются причиной дискомфорта работника и ведут к падению производительности и результативности трудовой деятельности, вызывая желание восстановить нарушенную справедливость.

Рассмотрим теорию, которая называется теория Y. Она была разработана ученым Д. МакГрегором. С учетом положений данной теории значительная часть людей испытывает ненависть к работе, также это утверждалось и в известной теории X. При этом, осуществление трудовой деятельности является для человека таким же естественным и привычным процессом, как отдых. В связи с этим, необходимо сформировать благоприятную среду для трудовой деятельности человека. Это обеспечит создание людьми своих собственных стимулов к эффективной работе.

Теория Y была успешно развита теорией Z, которую разработал ученый В. Оучи посредством исследования опыта Японии в сфере мотивации труда организаций. Данная теория заключается в том, что сотрудник компании должен отождествлять себя с самой компанией. Эта теория в дальнейшем также получила развитие. Например, стоит назвать известную концепцию организационного роста Литвина - Стрингера, которая включает в себя элементы теории МакКлелланда и теории поля Левина [18, с. 659].

Таким образом, большинство описанных теорий достаточно надёжны, чтобы применять их на практике для мотивации трудовой деятельности персонала, но каждая из них не является абсолютно совершенной. Следовательно, с учётом специфики той или иной организации рекомендуется применять комбинацию различных теорий.

2. Анализ мотивации персонала в организации на примере ООО гостиница «Измайлово»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации

Сеть отелей Best Western была основана в годы Второй мировой войны. Владельцем бренда и концепции Best Western является компания Best Western International, штаб-квартира которой находится в городе Феникс, штат Аризона (США).


ГК Измайлово был построен в 1980 году к открытию московской олимпиады. В 2007 году гостиница была полностью реконструирована. Проект гостиничного комплекса был хорошо продуман и вобрал в себя все лучшие технические достижения того времени [27].

Адрес местонахождения: 105613, Россия, Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. 4 Г-Д.

Миссия гостиницы «Измайлово» заключается в том, чтобы предложить своим клиентам самые уютные номера и наиболее комфортные условия проживания в Москве. Гостиница обязуется предоставлять безупречный индивидуальный сервис, потому что наша миссия - это искренняя забота о Вас и Вашем комфорте.

Цель гостиницы «Измайлово» - максимальное удовлетворение пожеланий гостей.

Для слаженного функционирования гостиничного хозяйства все обслуживание делится на несколько служб, обладающих особыми характеристиками. Прежде всего, стоит заметить, что службы гостиниц бывают двух уровней: персонал службы первого уровня контактирует непосредственно с постояльцами, сотрудники же второго уровня не имеют прямого контакта, но, тем не менее, воздействуют на работу иными способами.

В гостинице «Измайлово » находятся такие службы как:

  1. Административная служба - отвечает за организацию управления всеми службами гостиничного комплекса, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала гостиницы, контролирует соблюдение установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности. Состав службы: секретариат, финансовая служба, кадровая служба, эколог, инспекторы по противопожарной безопасности и технике безопасности.
  2. Служба общественного питания - обеспечивает обслуживание гостей предприятия в ресторанах» кафе или барах гостиницы, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, презентаций и т.д. Состав службы: кухня, ресторан, бары, кафе, служба банкетинга.
  3. Коммерческая служба - занимается вопросами оперативного и стратегического планирования. Анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятельности. Состав службы: коммерческий директор, служба маркетинга.
  4. Кадровая служба - существует для подбора и ведения сотрудников, новых кадров, а также повышения их квалификации. Также эта служба занимается ведением личных дел всего персонала.
  5. Инженерные службы - создают условия для функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, санитарно-технического оборудования, электротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи. Состав службы: главный инженер, служба текущего ремонта, служба благоустройства территории, служба связи.
  6. Служба бронирования - собирает и обрабатывает заявки на бронирование номеров. Качество и соответствие запроса размещения клиентов в гостинице зависит от работы службы бронирования.
  7. Служба размещения, портье - персоналу данной службы необходимо иметь привлекательный внешний вид, возможно, понадобится знание иностранных языков.
  8. Служба горничных - отвечает за поддержание комфорта и чистоты в гостинице. Персонал должен быть опрятен, дружелюбен и квалифицирован для более качественного и быстрого выполнения работы.
  9. Служба сервиса и безопасности (1 уровень) - это швейцары, коридорные, лифтеры, охранники, все те сотрудники, что сопровождают и обеспечивают безопасность постояльца в гостинице.
  10. Вспомогательные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, предлагая услуги прачечной, портновской, химчистки и др. Дополнительные службы оказывают платные услуги. В их состав входят: бизнес - центр, спортивно - оздоровительный центр, парикмахерская и косметический кабинет, торговые киоски и др.

В гостинице «Измайлово - Вега» линейно-функциональная структура управления (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура ООО «Измайлово»

Источник: составлено автором на основе [27]

В таблице 3 рассмотрим основные экономические показатели деятельности ООО «Измайлово».

Таблица 3

Основные экономические показатели деятельности ООО «Измайлово»

Наименование показателя

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Абсолютное изменение, (+,-)

Темп роста, %

2017/ 2016

2018/ 2017

2017/ 2016

2018/ 2017

Выручка, тыс. руб.

93670

126009

162175

32339

36166

134,5

128,7

Себестоимость, тыс. руб.

88123

118306

151448

30183

33142

134,3

128,0

Валовая прибыль, тыс. руб.

5547

7703

10727

2156

3024

138,9

139,3

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2618

5442

6885

2824

1443

207,9

126,5

Чистая прибыль, тыс. руб.

92

634

667

542

33

689,1

105,2

Рентабельность продаж, %

2,79

4,32

4,25

1,52

-0,07

154,5

98,3

Источник: составлено автором на основе [27]

Из таблицы 3 видно, что происходит рост объемов продаж, который в 2017 году увеличился на 34,5 % и на 28,7 % в 2018 году. Увеличение выручки от реализации произошло за счет увеличения объемов реализации при незначительном увеличении цен на услуги.

За счет роста объемов продаж увеличиваются и показатели прибыли, так валовая прибыль увеличилась на 38,9 % в 2017 по сравнению с 2016 годом и на 39,3 % в 2018 году относительно 2017 года.

Прибыль от продаж в 2017 году увеличивается в 2,08 раза относительно 2016 года и в 2018 году на 26,5 % относительно 2017 года. Рост прибыли связан с ростом объемов продаж, снижение темпов рост прибыли связано с ростом коммерческих расходов на проведение рекламных мероприятий и сбытовую политику.