Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты роли мотивации в поведении организации
1.2. Основные существующие теории мотивации
2. Анализ мотивации персонала в организации на примере ООО гостиница «Измайлово»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Оценка системы мотивации персонала ООО «Измайлово»
3. Разработка рекомендаций по повышению мотивации персонала ООО «Измайлово»
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий
Для того чтобы понять степень удовлетворенности персонала трудом было проведено анкетирование работников организации.
Исследование включало в себя анонимную анкету, состоящую из блоков: «Коллеги», «Руководство», «Собственная работа», «Условия работы», «Организация и руководство», «Развитие», «Оплата труда». Каждый блок включал набор характеристик, которые были предложены респондентам для оценки с вариантами ответов: «Да», «Скорее да», «Скорее нет», «Нет». Каждая из характеристик имеет четко выраженную негативную или позитивную окраску для упрощения определения респондентами на подсознательном уровне, в итоговой таблице они сгруппированы в достоинства и недостатки организации. Было предложено четыре варианта ответа, для создания возможности выбора у респондентов. При подведении итогов схожие ответы суммировались: «Да» и «Скорее Да», «Нет» и «Скорее нет», поскольку целью исследования являлось выявление четкого разграничения на положительные и отрицательные ответы.
В таблице 7 результаты анкетирования объединены согласно двухфакторной модели поведения Герцберга.
Таблица 7
Результаты анкетирования, обобщенные по признакам
Аспект труда |
Анализ результатов анкетирования |
Мотивирующие факторы |
|
Собственная работа |
В целом персонал доволен своей деятельностью и уровнем ответственности, 79% видят результаты своей работы и могут применять свои способности. |
Развитие персонала |
Отмечен средний уровень удовлетворенности возможностями для развития - 76%. Развитие дает персоналу стимул, но 29% не считают, что оно соответствует их способностям, а для 35% развитие не соответствует отдаче. |
Гигиенические факторы |
|
Условия работы |
Отмечен низкий уровень удовлетворенности данным фактором. 34% не хватает пространства и комфортной температуры на рабочих местах. Условия работы охарактеризованы как вызывающие усталость, шумные, утомительные, неспокойные и даже угрожающие здоровью (20%). |
Организация и руководство |
Охарактеризовано как прогрессивное, продуктивное, доброжелательное, но связь с персоналом недостаточно развита: 34% не имеют повода для гордости своей работой и не имеют возможности прямого участия в жизни организации. |
Оплата труда |
Всего 45% довольны оплатой труда. Работники считают, что их оплата труда не соответствует их ответственности (42%) и отдаче (34%). Так же персонал считает несправедливым распределение денежных средств (24%). |
Источник: составлено автором
Результаты анкетирования показывают, что наименее проблемными областями являются «Коллеги», «Руководство», «Организация и руководство», «Развитие». По всем четырем блокам очень высокие показатели в «достоинствах организации» 65% и более. Негативные характеристики, с которыми согласны 20% опрошенных и более, можно отнести к 20% увольняющихся сотрудников.
Потребности профессионального и личного роста у работников различаются. Те, чьи потребности в развитии и уважении выше, будут положительно реагировать на дополнительную ответственность и задания, в отличие от тех работников, кто больше сконцентрирован на обеспечении комфорта, стабильности и материальных благ. Согласно теории Герцберга, гигиенические факторы сдерживают образование неудовлетворенности работой, в то время, как мотивирующие факторы напрямую воздействуют на личную мотивацию сотрудника.
Проблемы, выявленные благодаря проведенному исследованию, объединены в таблице 8.
Таблица 8
Основные проблемы мотивации труда персонала в гостинице «Измайлово»
Содержание
Проблема |
|
Возможность реализации собственных идей |
Нет возможности включения нестандартных задач в работу персонала, которая строго регламентирована. Несовершенны каналы связи с руководством для передачи идей на одобрение. |
Превышение уровня способностей над уровнем выполняемых работ |
Не раскрывается потенциал сотрудников, не удовлетворяется потребность в интересной работе. |
Некачественная организация физических условий работы |
Недостаточное освещение, кондиционирование, отопление, шумоизоляция вызывают усталость и снижают мотивацию персонала. |
Недостаточно развита организационная культура |
Не удовлетворяется потребность в ощущении успеха, в общественном признании и чувстве причастности к результатам работы организации. |
Низкий уровень лояльности персонала |
Несмотря на высокие показатели возможности развития персонала, доброжелательное руководство и конкурентоспособную зарплату, сотрудники недовольны условиями труда. |
Несправедливое распределение денежных средств |
Единая схема начисления заработной платы вызывает чувство несправедливости у персонала. Необходим индивидуальный подход к процессу начисления окладов и премий. |
Источник: составлено автором
Таким образом, в процессе анализа были выявлены положительные и отрицательные факторы материальной и нематериальной мотивации персонала. Физические условия труда требуют усовершенствования, до 50% работников недовольны ими. Анализ и диагностика состояния политики мотивации и стимулирования с учетом факторов внешней и внутренней среды организации позволил сделать следующие выводы:
Проанализированы способы материального и нематериального стимулирования персонала. В гостинице «Измайлово» используется большое количество методов денежного стимулирования, что положительно влияет на мотивацию всего персонала. Определено, что политика стимулирования персонала организации складывается не только из материального денежного стимулирования, но и включает различные не денежные стимулирующие факторы, в том числе социально-психологические.
Согласно результатам диагностики мотивации труда, уровень удовлетворенности действующей системой мотивации находится на среднем уровне, недостаточен уровень лояльности.
Управление мотивацией на предприятии в целом основательно и стабильно, однако, не подвергалась изменениям довольно продолжительное время, что может отрицательно сказаться на продуктивности, поскольку каждая система требует регулярного обновления и имеет свои особенности в зависимости от организации структуры.
3. Разработка рекомендаций по повышению мотивации персонала ООО «Измайлово»
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала
В процессе анализа, проведенного во второй главе, был сделан вывод, что система мотивации гостиницы «Измайлово» требует обновления и совершенствования.
В гостинице «Измайлово» в первую очередь необходимо внедрить нематериальную систему мотивации, которая поможет персоналу получить моральное удовлетворения от работы, что предполагает формирование корпоративной культуры во взаимосвязи со стратегией развития человеческих ресурсов.
На рисунке 5 представлены мероприятия по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала в гостинице «Измайлово».
Система нематериальной мотивации
Спортивные мероприятия
Культурно-развлекательные мероприятия
Корпоративные праздники
Путевки в санатории
Поздравление сотрудников
Отпуск 30 календарных дней
Предоставление униформы
Тренинги за счет компании
Рис. 5. Проектные мероприятия по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала в гостинице «Измайлово»
Источник: составлено автором
Пунктирный прямоугольник - это существующие мероприятия. Сплошной прямоугольник - предлагаемые мероприятия.
Из рисунка 3.1 можно увидеть, что проект изменений коснется следующих видов нематериальной мотивации: культурно-развлекательные мероприятия; спортивные мероприятия; корпоративные праздники.
Одним из немаловажных способов мотивации персонала является корпоративная культура. Руководство гостиницы «Измайлово» должно создать такую культуру, которая будет служить своеобразным способом, скрепляющим всю организацию.
В первую очередь необходимо формирование корпоративной культуры, которая представляет алгоритм действий, обеспечивающий адаптацию руководства гостиницы «Измайлово» и его сотрудников к требованиям внешнего окружения и внутренней среды организации.
Для снижения текучести кадров в компании Гостиницы «Измайлово» и улучшения социально-психологического климата в коллективе, приоритетными определены следующие основные направления по совершенствованию корпоративной культуры:
1. Доведение до работников гостиницы «Измайлово» миссии, стратегических целей и программ организации. Также необходимо разработать четкую нормативную базу по организационной культуре, а именно: свой кодекс корпоративного управления и правила поведения сотрудников.
2. Установление более четкого взаимодействия между структурными подразделениями и работающим персоналом. Для лучшей информированности персонала о планах и действиях руководства необходимо определить, какая информация, в какой форме, с какой периодичностью, по каким каналам и кем должна доводиться до коллектива.
3. Одним из способов формирования и развития корпоративной культуры является совершенствование системы управления персоналом компании.
4. В гостинице «Измайлово» необходима разработка и осуществление комплексной программы коллективных мероприятий для налаживания более тесных взаимоотношений между сотрудниками компании, а также для создания доброжелательного социально-психологического климата в коллективе компании.
5. На корпоративную культуру компании гостиницы «Измайлово» необходимо влиять через систему поощрений, которые, как правило, привязаны к определенным образцам поведения и позволяют работникам выявить приоритеты и ценности, имеющие большое значение для компании в целом. Поэтому необходимо создание системы мотивации и стимулирования труда персонала, определение критериев вознаграждений, а также реализация социальных льгот.
Было разработано несколько способов нематериальной мотивации персонала, среди которых:
1. Пейнтбольная площадка для укрепления и поддержания корпоративного духа.
2. Возможность персоналу посещать спортивный центр.
3. Проведение нескольких видов корпоративных мероприятий.
4. Посещение развлекательных мероприятий (кино, театр).
5. Создание благодарственных писем и грамот сотрудникам компании.
Рассмотрим затраты, которые необходимо понести гостинице «Измайлово» для осуществления всех мероприятий по внедрению проекта.
1. Для разработки документации и внедрения системы необходимо ввести в штат специалиста по системе нематериальной мотивации по срочному трудовому договору, заработная плата данного специалиста - 20000 рублей в месяц.
2. В связи с необходимостью многочисленных коммуникаций с сотрудниками, сторонними организациями, необходимо предоставить данному специалисту оплату мобильной связи. По тарифу ежемесячный платеж будет составлять 500 рублей в месяц.
3. Аренда, организация фуршета в ресторане, для проведения корпоративного нового года, дня рождения компании, 8 марта составляет в декабре 100000 рублей, март - 80000 рублей, в июле 80000 рублей.
4. Оплата агентству за проведение корпоративных мероприятий составляет 20 000 рублей (новый год и день рождения компании).
5. Оплата пейнтбольной площадки составляет 13000 рублей.
6. Оплата агентству за доставку сотрудников с пейнтбольной площадки до города в июне месяце (проведение игры «Меткий стрелок») составляет 3 000 рублей (мероприятие запланировано на июнь).
7. Аренда дорожки в боулинге для проведения корпоративного мероприятия - «Веселый боулинг» в апреле месяце составит 1800 рублей.
8. Аренда базы отдыха для проведения мероприятия «23 февраля» составит 20 000 рублей (база предоставлена по льготной цене).
9. Кейтеринг на базе отдыха составит 16000 рублей.
10. Оплата дорожки в бассейне составляет 4000 рублей в месяц. Дорожка предоставляется 4 раза в месяц по выходным дням для всех сотрудников компании.
11. Аренда тренажерного зала составляет 6000 рублей в месяц. Тренажерный зал находится в распоряжении сотрудников 4 раза в месяц по выходным дням.