Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты роли мотивации в поведении организации
1.2. Основные существующие теории мотивации
2. Анализ мотивации персонала в организации на примере ООО гостиница «Измайлово»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Оценка системы мотивации персонала ООО «Измайлово»
3. Разработка рекомендаций по повышению мотивации персонала ООО «Измайлово»
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий
Чистая прибыль увеличивается в 2017 году в 6,9 раз относительно 2016 года и на 5,2 % в 2018 году относительно 2017 года. Рост связан с увеличением объемов продаж в связи с вводом новых услуг, а также ростом цен под влиянием инфляции.
Рентабельность продаж растет в 2017 году и незначительно снижается в 2018 году, что связано с замедлением темпов роста прибыли. Снижение показателей рентабельности объясняется относительным увеличением издержек производства и ростом коммерческих расходов.
В целом, ООО «Измайлово» развивается, увеличивая объем продаж и прибыль.
Согласно, штатного расписания ООО «Измайлово» на 01.01.2019 года в штат входило 280 человек. При проведении анализа состава и движения кадров ООО «Измайлово» использованы данные из таблицы 4.
Таблица 4
Структура персонала ООО «Измайлово»
Категории работников |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютный прирост, чел |
Темп роста, % |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|
Среднесписочная численность всего, в т.ч. |
262 |
100 |
271 |
100 |
280 |
100 |
9 |
9 |
103,44 |
103,32 |
Административно-управленческий персонал |
20 |
7,63 |
27 |
9,96 |
37 |
13,21 |
7 |
10 |
135,00 |
137,04 |
Специалисты (экономисты, бухгалтера и т.д.) |
56 |
21,37 |
67 |
24,72 |
53 |
18,93 |
11 |
-14 |
119,64 |
79,10 |
Технический персонал |
18 |
6,87 |
28 |
10,33 |
25 |
8,93 |
10 |
-3 |
155,56 |
89,29 |
Обсуживающий персонал гостиницы |
168 |
64,12 |
149 |
54,98 |
165 |
58,93 |
-19 |
16 |
88,69 |
110,74 |
Источник: составлено автором
На конец 2016 года численность работников в ООО «Измайлово» составляла 271 человек. В 2018 году численность персонала увеличилась на 3,32 % (9 человек) и составила 280 человек, среди них 37 работников административно-управленческого персонала, 53 - специалистов, 25 - технического персонала, 165 - обслуживающего персонала. Наибольшей категорией персонала в 2016-2018 гг. являлся обслуживающий персонал гостиницы, который составлял по 54,98-64,12 % от общего числа работников ООО «Измайлово».
При проведении анализа движения персонала ООО «Измайлово» за период с 2016 по 2018 год использованы данные из таблицы 5.
Таблица 5
Движение персонала с 2016 по 2018 год
Год |
Всего |
Принято |
Уволено |
2016 |
150 |
78 |
72 |
2017 |
143 |
74 |
69 |
2018 |
161 |
86 |
75 |
Источник: составлено автором
Анализ движения персонала ООО «Измайлово» за исследуемый период показал, что количество уволенных сотрудников составило в 2016 году - 11% (72 человека) от общего числа сотрудников, в 2017 году - 11% (69 человек) и в 2018 году - 6% (36 человек). Количество принятых сотрудников составило в 2016 году - 13% (78 человек) от общего числа сотрудников, в 2017 году - 12% (74 человек) и в 2018 году - 8% (51 человек).
Проведем анализ движения работников ООО «Измайлово» с 2016 по 2018 год по следующим показателям:
- Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников:
2016 год К= (78+72) : 262 = 0,57
2017 год К= (74+69) : 271 = 0,53
2018 год К= (86+75) : 280 = 0,58
2. Коэффициент оборота рабочей силы по приему - отношение числа принятых к среднесписочной численности работников:
2016 год К= 78 : 262 = 0,30
2017 год К= 74 : 271 = 0,27
2018 год К= 86 : 280 = 0,31
3. Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению - отношение числа уволенных по всем причинам к среднесписочной численности работников:
2016 год К= 72 : 262 = 0,27
2017 год К= 69 : 271 = 0,25
2018 год К= 75 : 280 = 0,27
4. Коэффициент необходимого оборота, равный отношению числа уволенных по неизбежным и не зависящим от предприятия причинам к среднесписочной численности работников:
2016 год К= 12 : 262 = 0,05
2017 год К= 9 : 271 = 0,03
2018 год К= 7 : 280 = 0,03
Определим коэффициент текучести кадров в ООО «Измайлово»:
2016 год К = (72-12) : 262 = 0,23
2017 год К = (69-9) : 271 = 0,22
2018 год К = (75-7) : 280 = 0,24
Как видно из расчетов коэффициент общего оборота в 2017 году снизился на 4%, в 2018 году увеличился на 5%. Коэффициент оборота рабочей силы по приему в 2017 году уменьшился на 3%, в 2018 году увеличился на 4%.
Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению в 2017 году уменьшился на 2%, в 2018 году увеличился на 2%. Коэффициент необходимого оборота в 2017 и 2018 годах составил 3%.
Коэффициент текучести кадров в 2016 составлял 23%, в 2017 году - 22%, а в 2018 году произошло уменьшение показателя на 2% и принял значение - 24%.
Основные причины увольнения ООО «Измайлово» приведены на рисунке 3.
Рис. 3. Причины увольнения в ООО «Измайлово», %
Источник: составлено автором
Таким образом, основной проблемой, выявленной в ходе анализа, является высокая текучесть персонала среди персонала. В связи с текучестью кадров, появляются проблемы связанные с перерывами в работе; необходимостью обучения и переобучения новых работников; снижением производительности труда у работников, стоящих перед увольнением, с невысоким уровнем производительности труда вновь принятых работников и затратами на организацию подбора новых работников.
2.2. Оценка системы мотивации персонала ООО «Измайлово»
При оценке управления мотивацией сотрудников гостиницы «Измайлово» необходимо в первую очередь провести диагностику инструментов и методов мотивации в организации.
В гостинице «Измайлово» применяются следующие методы денежного стимулирования:
1. Заработная плата устанавливается согласно штатному расписанию. Каждый сотрудник имеет перспективу карьерного роста, а, следовательно, и роста заработной платы.
2. Премиальная система на предприятии имеет множество степеней выражения:
- премия по итогам работы - часть дохода, выплачиваемая сотрудникам за его вклад в достижение конкретного результата работы или выполнение поставленных целей и стандартов работы. Исчисляется в % от оклада;
- бонус - дополнительная премия, выплачиваемая руководителям, по итогам года при условии достижения определенных целей или показателей. Исчисляется в % от перевыполнения плана формированием, находящимся в линейном подчинении;
- премия от объема работ, при достижении показателей. Рассчитывается % от объема.
3. Дополнительные выплаты нерегулярного характера - система формируется в результате неординарных решений руководителя (подарки в честь праздников, денежные вознаграждения за незапланированные улучшения рабочего процесса и т.д.).
4. Льготы и компенсации. Включают доплаты наставникам и тренерам; компенсационные доплаты, в соответствие с ТК РФ, за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, работу в выходные. А так же выплаты, формально не связанные с результатами труда: премия за переход на работу из других организаций; расходы, связанные с переездом, продажей-покупкой квартиры, недвижимости, трудоустройством жены (мужа);
5. Оказание материальной помощи. Любому сотруднику может быть предоставлена материальная помощь (на проведение медицинского обследования/лечения, в связи с длительной болезнью, болезнью близких родственников, а также в связи с тяжелым материальным положением в семье по различным обстоятельствам). Размер материальной помощи определяется директором по управлению из фонда оплаты труда, запланированного на материальную помощь.
В гостинице «Измайлово» используется множество методов денежного стимулирования, что положительно влияет на мотивацию всего персонала организации. Однако денежное стимулирование - это далеко не единственный и не самый эффективный метод повышения мотивации.
В рамках исследования было проведено анкетирование персонала. В анкетировании участвовали все сотрудники, работающие в гостинице «Измайлово». Анализ результатов анкетирования приведен в таблице 6.
Таблица 6
Способы материального и нематериального стимулирования персонала
Способы стимулирования |
Ответы |
---|---|
Премия за хорошую работу |
100 % респондентов дополнительно к заработной плате получают премию |
Путевки |
Лучший менеджер по продажам награждается путевкой, один раз в квартал. |
Гибкий график работы |
В организации нет гибкого графика работы |
Самостоятельность принятия решений |
Персонал не может самостоятельно принимать решения, влияющие на трудовой процесс, который закреплен нормативными документами |
Благоприятный психологический климат |
78% опрошенных отмечают некоторую психологическую напряженность в коллективе и руководящих кругах |
Похвала и одобрение ваших действий в присутствии коллег и подчиненных |
30% отметили недостаточный уровень данного фактора, 65% довольны уровнем одобрения со стороны коллег, 5% затруднились ответить |
Неформальное общение с другими руководителями или управляющим компанией |
90% общаются с коллегами на нерабочие темы 55% общаются с вышестоящим руководством на нерабочие темы |
Поощрение к праздникам |
Небольшие подарки и открытки к памятным датам получали все сотрудники |
Проведение профессиональных конкурсов |
Раз в год проводится профессиональный конкурс среди рядовых специалистов |
Тренинги за счет организации |
Тренинги проводятся только для работников, которые общаются с клиентами |
Моральная удовлетворенность работой |
70 % респондентов довольны выполняемой работой |
Стажировки за счет фирмы |
Предприятие не отправляет своих сотрудников на стажировку в другие фирмы и страны |
Поручение сложных проектов и нестандартных творческих задач |
В работе персонала гостиницы «Измайлово» не предусматривается творческих задач, вся деятельность идет согласно утвержденным в начале года планам |
Источник: составлено автором
78% опрошенных отметили сложившуюся неблагоприятную психологическую атмосферу в коллективе, 60% - недовольны уровнем похвалы и одобрения в присутствии коллег. Ограничена самостоятельность и ответственность сотрудников.
По результатам анкетирования можно сказать, что система стимулирования персонала организации складывается не только из материального денежного стимулирования и включает различные не денежные стимулирующие факторы.
По результатам исследования инструментов политики мотивации и стимулирования, существующих в организации, представим их следующим образом (рис. 4).
Инструменты управления мотивацией
Материальные
Нематериальные
Денежные
Неденежные
социально-психологические:
признание и одобрение, ощущение успеха, моральная удовлетворенность работой, неформальное общение
творческие:
тренинги;
профессиональные конкурсы
заработная плата;
премии;
дополнительные выплаты;
компенсации;
материальная помощь
социальные: путевки;
функциональные:
улучшение условий труда;
улучшение организации труда
Рис. 4. Инструменты управления политикой мотивации и стимулирования
Источник: составлено автором
Не используются в гостинице «Измайлово» такие методы, как:
- совершенствование содержания труда: расширение выполняемых функций, осваивание смежных профессий, нестандартные творческие задачи;
- стажировки, повышение квалификации;
- компенсация питания (или организация на рабочем месте), сотовой связи, транспортных расходов;
- проведение корпоративных праздников;
- проведение спортивных мероприятий;
- решение социальных проблем: медицинское страхование, места в детских садах, льготы на приобретение ипотечного жилья, кредиты на льготных условиях.
Итак, на предприятии сложилась достаточно развитая система мотивации, в основу которой положен принцип стабильности. Связано это, в первую очередь, с пониманием управляющей компанией, что для коллектива, где преобладают люди семейного положения, среднего возраста - 25 лет, данный принцип является одним из ключевых для стимулирования к эффективному труду. Использование принципа стабильности проявляется, в первую очередь, в планомерно проводимых мероприятиях по поступательному повышению уровня материального стимулирования, а также в формировании системы корпоративных гарантий. Организация обладает развитой системой материального стимулирования и продуманной системой начисления премий. К числу демотивирующих факторов относятся недостаточное внимание руководства организации к психологическому климату и нематериальным формам стимулирования, особенно к вопросам формирования чувства причастности к результатам деятельности организации и признания заслуг работников в этом процессе.