Файл: «Роль мотивации в поведении организации» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях повышение мотивации персонала организации один из важнейших аспектов успешности организации. В связи с нестабильной ситуацией в мире, разразившимся финансовым кризисом, повлекшим за собой сокращение персонала, многие работники озабочены свои положением. В таких условиях, следовательно, падает мотивированность персонала. В условиях жесткой конкуренции и кадрового дефицита на рынке труда работодатели все чаще сталкиваются с одной и той же проблемой: как построить эффективную систему мотивации персонала, удержав ценные кадры и не потеряв уважение своих сотрудников. Неэффективная мотивация является сдерживающим фактором, препятствующим организациям реализовать потенциальные возможности, усиливает инертность персонала и снижает его трудовую активность.

Персонал предприятия гостиничного хозяйства является основой создания качественного гостиничного продукта, удовлетворения потребностей потребителей, повышения конкурентоспособности, достижения экономических целей деятельности предприятия. Поэтому управление персоналом должно учитывать не только экономические факторы функционирования предприятий гостиничного хозяйства, но и развитие персонала через нематериальное стимулирование. Всё это требует соответствующих изменений концептуальных взглядов, поиска собственных путей управления персоналом в гостиничном хозяйстве России.

Мотивация труда занимает центральное место в управлении персоналом. При этом актуальность изучения системы мотивации на предприятиях гостиничного бизнеса обоснована тем, что гостиничное хозяйство играет ведущую роль в презентации отечественного туристического продукта на мировом рынке туристических услуг.

Создание высокоэффективного гостиничного хозяйства влияет как на развитие индустрии туризма в целом, так и на совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих туристическую сферу: транспорт, системы связи и коммуникаций, функционирование служб сервиса, развитие общественного питания и бытового обслуживания, организация культурно-развлекательного обслуживания, что, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность города, страны для внутренних и иностранных инвесторов и возможность преобразования туристической отрасли на конкурентоспособную и прибыльную.

Актуальность развития гостиничного сегмента обусловлена положительной динамикой показателей, отражающих спрос на объекты гостиничного сервиса: внешний туризм, внутренний и деловой туризм. В условиях конкурентной борьбы предприятий гостеприимства успех и результаты финансово-экономической деятельности зависят от качества предоставляемых услуг, которые, в свою очередь, зависят от деятельности персонала по удовлетворению потребностей клиентов.


Итак, эффективное решение стратегических и тактических задач организации требует привлечения высококвалифицированных специалистов, результативный труд которых непосредственно связан с мотивацией, то есть с совокупностью внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к созданию заинтересованности в росте индивидуальных результатов, проявлении творческого потенциала, повышении уровня компетентности и качества выполняемых работ.

Целью работы является изучении роли мотивации в поведении организации на примере ООО гостиница «Измайлово».

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и виды мотивации;
  • описать основные существующие теории мотивации;
  • дать краткую организационно-экономическаую характеристику организации ООО «Измайлово»;
  • оценить систему мотивации персонала ООО «Измайлово»;
  • разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала;
  • рассчитать эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования является ООО гостиница «Измайлово».

Предметом - особенности и роль мотивации на исследуемом предприятии.

В литературе мотивации персонала посвящено немало работ. Мотивация персонала не теряет своей актуальности, поскольку вкусы и предпочтения людей всегда меняются. Это способствовало большому появлению исследований, авторы которых описывают методы мотивации и воплощение их в жизнь. Здесь необходимо отметить таких авторов как: В.Р. Веснин, А.П. Егорошин, И.П. Чередниченко и др. Также созданием теорий мотивации занимались такие ученые как: Ф.И. Герцберг, Д. Макклелланд, А.Х. Маслоу, и др.

Теоретической базой работы послужили: нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия по теме исследования, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет, внутренняя документация гостиницы «Измайлово».

Методы исследования: анализ литературы, экономический статистический анализ, анализ документов, анкетирование, психодиагностические методы, наблюдение.

Практическая значимость работы заключается в разработке теоретических иметодических положений, а также практических рекомендаций для формирования эффективной системы мотивации персонала гостиницы «Измайлово».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


1. Теоретические аспекты роли мотивации в поведении организации

1.1. Понятие и виды мотивации

В настоящее время в управленческой науке существует множество различных теорий управления. В ним подчеркивается особая значимость мотивационной функции управления, без которой невозможно достижение цели повышения эффективности деятельности компании [13, с. 129].

Мотивация труда является сложным, многоаспектным явлением, которое, к тому же динамически развивается вслед за изменением социально-экономической ситуации в стране, поэтому остается актуальной темой научного исследования, несмотря на значительное количество публикаций по ней. Кроме того, трудовая мотивация лежит в основе повышения качества профессионального труда работников, следовательно, имеет большое практическое значение для повышения эффективности менеджмента любой организации, в частности, системы управления персоналом [26, с. 13].

Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. До настоящего времени так и не сложилось непротиворечивой и общепризнанной теории мотивации и, соответственно, системы основных ее понятий [3, с. 7].

В таблице 1 представлены различные определения мотивации труда, сформулированные различными авторами.

Таблица 1

Определения понятия мотивации, сформулированные различными авторами

Автор

Понятие мотивации

Х. Хекхаузена

всего лишь конструкт мышления, а не реально существующий психологический феномен

А.С. Афонин

процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации

М. Альберт,

М. Мескон,

процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации

Продолжение таблицы 1

В.К. Вилюнас

совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность

К.К. Платонов

как явление психическое, есть совокупность мотивов

Г.Г. Зайцева

побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности

В.Г. Золотарев

побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур), побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (например, жажда, голод и др.) или групповых (забота о детях и др.) потребностей

Б.Ю Сербиновский

побуждение людей к деятельности

Э.А. Уткина

состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации


Источник: составлено автором на основе [3, с. 7]

В структуру мотивации трудовой деятельности людей входят следующие основные элементы (рис. 1):

Мотивация труда

Потребность и ее актуальность

Благо

Трудовое действие

Цена (издержки)

Рис. 1. Структура мотивации труда

Источник: [9, с. 113]

а) некая потребность, которую сотрудник компании желает удовлетворить;

б) благо, которое может удовлетворить возникшую потребность;

в) определенное трудовое действие, которое требуется, чтобы получить блага;

г) цена, то есть расходы материального и нематериального характера, необходимые для реализации работником компании трудового действия [16, с. 345].

Необходимо отметить, что мотивация труда формируется непосредственно перед началом трудовой деятельности работника посредством усвоения подрастающим поколением (потенциальными кадрами) ряда базовых ценностей и норм трудовой этики в ходе принятия личного участия в трудовой деятельности, прежде всего, в пределах семьи и школы, формирования индивидуумами определенной системы ценностей труда, совершенствования трудовых качеств (трудолюбия, ответственности, инициативности, а также приобретения им первичных навыков трудовой деятельности). Наибольшую значимость имеет прочность усвоенных индивидом трудовых норм и ценностей, придающая смысл его дальнейшей трудовой деятельности и образу жизни [20, с. 13].

Для комплексной оценки системы мотивации труда можно обратиться к таблице 2.

Таблица 2

Система мотивации трудовой деятельности в организации

Элементы системы мотивации

Инструменты и методы мотивации

Основные цели мотивации труда

Культура компании (комплекс ценностей компании)

Устав компании, руководящие принципы, стиль управления

Признание целей фирмы, ориентация на перспективу

Система участия людей в менеджменте фирмы, общем результате и развитии сотрудничества

Формы, способы распределения финансового результата, отношения партнеров

Координация в поведении, доля «затраты - результат», готовность к риску

Принципы руководства (предписания и нормативы в регулировании отношений между начальниками и служащими)

Положения по основным принципам управления, управленческий тренинг, личный пример в управлении

Конструктивное сотрудничество, высокий патернализм, ответственность, самостоятельность

Участие персонала в принятии управленческих решений в компании в целом и в отдельных подразделениях

Делегирование, определение форм ответственности

Вовлеченность в дела фирмы, ответственность

Кружки качества (организация рабочих групп персонала для совместного решения проблем)

Рабочая группа, коллектив, команда по менеджменту и координации действий

Качественная работа и самоконтроль, коллегиальность, способность решения


Продолжение таблицы 2

Локальные рабочие группы (структурные единицы)

Постоянные или временные группы

Ответственность, взаимопонимание

Кружки качества (организация рабочих групп персонала для совместного решения проблем)

Обогащение содержания, расширение зоны организации труда, ротация, надомная работа

Гибкость, понимание производственных взаимосвязей, взаимоответственность

Рабочие факторы (количественные и качественные меры измерения рабочего задания и деятельности

Технические и организационные средства, физио- и психология

Удовлетворение состоянием рабочих мест, их качеством

Организация рабочего места (техника, эргономика, организация)

Тренинг, семинары, планирование карьеры, программы, структуры

Мобильность и гибкость в квалификации, инициативность

Кадровая политика (план и выбор мер повышения квалификации персонала)

Удобное рабочее время, гибкий график, рост продолжительности отпуска ветеранов труда и др.

Сознательное использование рабочего времени, привлекательность труда

Информирование персонала о делах в организации, оценка персонала

Методы оценки потенциала и итогов труда

Влияние на поведение и развитие

Источник: составлено автором [16, с. 345]

Перечислим основные задачи мотивации трудовой деятельности персонала компании: высоко ценить трудовую деятельность работников с высокой производительностью труда с целью дальнейшего их трудового стимулирования; демонстрация работников компании отношения ее руководства к работникам с высокой производительностью труда; обнародование среди всего трудового коллектива компании результатов деятельности наиболее производительных сотрудников компании; внедрить и использовать в практической деятельности компании разные формы поощрения сотрудников компании; усилить моральное стимулирование трудовой деятельности работников организации [22, с. 221].

В науке менеджмента выделяется материальное и нематериальное мотивирование, материальное, в свою очередь, подразделяется на денежное и неденежное. Большинство ученых считают, что материально-денежное стимулирование - это вид материального стимулирования, который регулирует поведение объекта управления на основе использования различных денежных выплат и санкций [24, с. 209].