Файл: Современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика налоговой системы
1.1. Сущность и структура налоговой системы
1.2. Налоговая система как инструмент экономического регулирования
1.3. Эволюция российской налоговой системы
Глава 2. Современное состояние налоговой системы
2.1. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран
2.2. Основные проблемы налоговой системы РФ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система требует постоянного внимания и мониторинга и со стороны государства и с точки зрения научного осмысления в силу ряда причин. Во-первых, через налоговую систему реализуются интересы самого государства, налоги – это и есть финансовое выражение существования самого государства. Будучи частью механизма производства социально значимых общественных благ: образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, налоги, без сомнения, отражают интересы всего общества и всех граждан. Но с другой стороны, это и система, которая характеризуется столкновением интересов государства и бизнеса. Бизнес стремится минимизировать свои налоговые издержки легальными, а подчас полулегальными и нелегальными способами. И основная социальная ответственность бизнеса – уплата налогов – не всегда осознается предпринимателями. Это происходит и вследствие несовершенства налогового законодательства, и возможной незрелости российского бизнеса (как социальной, так и финансово-экономической), и из-за особого пути и условий развития крупного бизнеса в России. Поэтому настройка, совершенствование институтов и механизмов налоговой системы становится одной из важных сторон преодоления разобщенности интересов, нарастающей пропасти между бедными и богатыми в российском обществе. Во-вторых, в современных условиях возрастает значимость внешних факторов развития налоговой системы: это и «налоговые гавани» отдельных государств, и другие более благоприятные экономические условия, способствующие миграции капитала из России, и даже экономические санкции не препятствуют этому процессу. Необходимо признать, что мировые экономические и социальные интеграционные процессы, обусловливающие высокую мобильность капитала и трудовых ресурсов, вынуждают государства проводить такую налоговую политику, которую можно назвать «конкурентоспособной» по отношению ко всему цивилизованному миру. Следовательно, траектория развития российской налоговой системы должна выстраиваться с учетом множества внутренних и внешних факторов.
Актуальность курсовой работы объясняется тем, что налоги выступают в качестве важного источника пополнения государственного бюджета и оказывают влияние на развитие рыночных отношений.
Цель работы – проанализировать современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.
Задачи:
- рассмотреть сущность и структуры налоговой системы;
- рассмотреть налоговую систему как инструмент экономического регулирования;
- проанализировать эволюцию налоговой системы в России;
- провести сравнительный анализ налоговой системы в России и зарубежных стран;
- выявить проблемы и предложить перспективы развития налоговой системы в России.
Объектом исследования является современная налоговая система РФ.
Предметом – проблемы и направления совершенствования налоговой системы РФ.
Методологической основой написанию работы послужили труды ученых экономистов, нормативные акты по налогу на имущество организаций, периодические печатные издания, статистические материалы.
В качестве методов исследования использован системный, экономический, статистический анализ.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика налоговой системы
1.1. Сущность и структура налоговой системы
Роль налогов в современной экономической системе очень велика и обуславливается это его значением и функциональной спецификой.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, которые определены законодательными актами, формируют налоговую систему. В настоящее время государство с ее помощью способно оказывать существенное влияние на распределение национального дохода, в то же время, являясь одним из основных инструментов регулирования экономико-социальной сферы.
Налоговая система любой страны построена на таких существенных характеристиках как совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, методов и форм их установления и ввода в действие; система налоговых органов и налоговый контроль; права и ответственность участников налоговых отношений[1].
Само понятие налоговая система в действующем законодательстве отсутствует. Но при этом может быть охарактеризовано с разных сторон, так например, по мнению А.А. Агирбова, налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны[2].
По мнению Г.А. Польской, налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения[3]. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» гласит, что налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке[4].
Рассмотрев понятие с разных точек зрений можно дать наиболее полное содержание налоговой системе. Налоговая систему – это сложное социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики, которое служит инструментом перераспределения валового национального продукта страны, а также представляет собой часть финансовой системы, действует целенаправленно при наличии соответствующей экономической, промышленной и научно-технической политики.
Налоговая система должна соответствовать определенным принципам, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Принципы функционирования налоговой системы[5]
Принцип |
Характеристика принципа |
1. Нейтральность |
предполагает обеспечение равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков |
2. Справедливость |
равноценное изъятие налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц |
3. Простота расчета |
построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, доступных и понятных как налогосборщикам, так и налогоплательщикам |
4. Экономическая эффективность |
налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) |
5. Определенность налогообложения |
налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы |
Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, является трехуровневой: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень включает конкретные виды налогов и сборов.
Структура построения современной налоговой системы РФ (см. рисунок 1) характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами.
Рисунок 1. Структура налоговой системы РФ[6]
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы, что объясняется упрощением работы налоговых органов, юридических и физических лиц. Но в нашей стране такую тенденцию сложно заметить, так как налоговая система России сложна и проявляется в нестабильном положении экономики страны.
Особенности налоговых систем разных стран связаны, прежде всего, с типом государственного устройства – является ли данное государство унитарным, или федеративным. В государствах с федеративным государственным устройством налоговая система имеет три основные уровня:
- федеральный (федеральные налоги);
- региональный (налоги субъектов федерации: республик, штатов, провинций, земель);
- местный (местные налоги).
С каждым годом значение налогов в России увеличивается, это явление можно назвать экономической и налоговой культурой государства. Для того, чтобы граждане относились с пониманием к фиксированной налоговой ставке, необходимо, чтобы граждане государства достигли определенного уровня финансовой грамотности[7].
Существует классификация налогов, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Классификация налогов[8]
Критерий классификации |
Характеристика принципа |
По уровню бюджета |
федеральные, региональные, местные |
По способу изъятия |
прямые; косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж); |
По характеру собирания и использования |
общие и целевые |
По субъектам налогоплательщиков |
уплачиваемые юридическими лицами, смешанные налоги, уплачиваемые физическими лицами |
Основным признаком деления налогов в экономической теории признается деление их по уровням утверждения.
Налоговые доходы федерального бюджета перечислены в статьях 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)[9] и в статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)[10].
Основные виды налогов и сборов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Классификационная система налогов и сборов в России в соответствии с НК РФ[11]
Федеральные налоги (статья 13 НК РФ) |
Региональные налоги (статья 14 НК РФ) |
Местные налоги (статья 15 НК РФ) |
- налог на добавленную стоимость; - акцизы на определенные виды товаров или услуг и отдельные виды минерального сырья; - налог на доходы физических лиц; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. |
- налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес; - транспортный налог. |
- земельный налог; - налог на имущество от физического лица; - торговый сбор. |
Для РФ свойствен фискальный тип налоговой политики, тип, так называемой «ловушка», когда происходит повышение налогов, однако, вовсе не сопровождается существенным ростом доходов государства и не приносят средства в госбюджет[12].
Значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. За последние 6 лет наибольший удельный вес в структуре основных налоговых источников консолидированного бюджета занимают налоги на имущество и налог на доходы физических лиц. В динамике произошло увеличение по ставке акцизы.
1.2. Налоговая система как инструмент экономического регулирования
Налоговая система в России - это перечень налогов и сборов, взимаемых в пользу государства, на основе Налогового Кодекса РФ. Во главе налоговой системы РФ стоит Государственная налоговая служба РФ. Все функционирование системы налогообложения основывается на действии Конституции РФ и Налогового Кодекса РФ. Структура налоговой системы России определена тремя ступенями, которые включают в себя платежи в федеральные, региональные и местные бюджеты, либо во внебюджетные фонды[13].
Налоговое регулирование играет немалую роль в системе управления экономикой региона. Оно способствует экономическому воздействию на деловую активность региона в целом и развитие отдельных его отраслей, а также создает предпосылки для снижения издержек производства и обращения, для роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на региональном и внешнем рынке.