Файл: Эффективный лидер и его команда (Теоретические аспекты изучения эффективного лидерства и командообразования в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- знания о текущей результативности и оперативных целях организации;

- активное участие работников предприятия разных уровней, особенно членов управления и руководителей среднего звена [1].

В качестве методов развития командного духа называют проведение проблемных совещаний, круглые столы, конференции, создание корпоративной газеты, наличие совместного активного отдыха и многое другое. Важно делать акцент на том, что такие мероприятия только способствуют развитию и укреплению командного духа, однако не формируют его. Если командное взаимодействие, чувство принадлежности сотрудников к общему целому отсутствует, одни лишь корпоративные праздники и отдых не сумеют его построить [21].

Эффективная командная работа характеризуется постоянным динамическим равновесием между общими интересами команды и личными потребностями каждого ее участника. Согласно исследованиям, максимально продуктивной оказывается команда, достигающая результата за счет следующих факторов:

- самостоятельное регулирование интенсификации трудовой деятельности: команда не имеет строго нормированного рабочего дня, самостоятельно регулируя свои рабочие часы в зависимости от сроков выполнения намеченных целей;

- сокращение потерь рабочего времени посредством развития высокоорганизованной трудовой деятельности внутри команды, чему способствуют: активная личная позиция, взаимозаменяемость, конструктивная продуманная коммуникация, оптимальное распределение ролей, работа на опережение;

- использование коллективных форм принятия решений.

При формировании команды следует учитывать помимо традиционных параметров (например, профессиональный опыт и навыки кандидата) личностные качества работника (коммуникабельность, гибкость) и психоэмоциональные особенности (оптимизм, умение позитивно общаться и взаимодействовать с людьми, конструктивно разрешать спорные ситуации и конфликты), которые позволят новому сотруднику включиться в командную работу [27].

Для членов команды важно иметь необходимую для достижения целей компании квалификацию, уровень профессионализма и желание совместно работать в процессе выполнения задач. Командная работа предполагает, что каждый участник четко осознает роль остальных сотрудников. При этом команда получает возможность действовать самостоятельно, в соответствии с ситуацией, не дожидаясь распоряжений сверху.

Лидеру нужно побуждать членов команды стремиться к достижению обшей цели, к выполнению сверхзадачи, которая объединяет усилия всего предприятия. Такая цель может быть достигнута только при общих взаимных усилиях команды менеджеров и сотрудников организации. Лидеру нужно поощрять и вознаграждать инициативу каждого сотрудника, стимулировать увеличения персонального вклада в общий успех команды. Главные стимулы командной работы (материальное и моральное вознаграждение) представляют ценность для всех членов команды и мотивируют работников к достижению общих целей [16].


Также в качестве рекомендаций по совершенствованию процессов создания и функционирования команды можно предложить следующее:

- в обсуждении принципиальных вопросов нужно участвовать всем членам команды;

- поддержание неформальной и открытой атмосферы;

- общая задача должна быть понята и принята;

- члены команды должны прислушиваться к мнению друг друга;

- в процессе обсуждения в равной мере нужно поощрять высказывание идей и выражение эмоций по какому-либо вопросу;

- конфликты и разногласия между членами команды должны концентрироваться вокруг идей и методов работы, и не должны быть направлены на личность;

- команда должна действовать осознанно, решения следует основывать на взаимном согласии.

При соблюдении данных условий команда не только эффективно выполняет свою функцию, но также удовлетворяет личные и межличностные потребности своих членов.

Для повышения успешности работы команды и сохранения ее сотрудников в компании нужно уделять внимание развитию лояльности как расположенности и преданности сотрудников компании. Сюда относят следование политики организации, соблюдение правил корпоративной культуры и разделение системы ценностей, а также отсутствие негативного позиционирования предприятия в неформальном и формальном общении [11].

Для эффективности командной деятельности можно рекомендовать выполнять следующее:

- совместно определять цели;

- конкретно формулировать задачи для каждого сотрудника;

- ответственность должна быть коллективной;

- полученные командой результаты должны иметь обязательную силу для всей организации, в том числе для руководства;

- необходимая информация должна передаваться по цепи всем отделам и сотрудникам компании;

- необходимо прививать работникам чувство собственной ответственности за решение проблемы;

- свежие идеи должны восприниматься не в качестве критики, а в качестве помощи. Лидеру необходимо стимулировать работников всех подразделений и звеньев генерировать оригинальные идеи, поскольку опыт подобной работы всегда оказывается эффективным;

- следует стремиться поддерживать индивидуальное развитие личности. Каждый член команды должен раскрывать и развивать свои способности, поскольку в итоге это положительно отразится на результатах совместной деятельности.

Таким образом, эффективное построение профессиональной команды основано на понимании целей, для достижения которых требуется данная команда, регулярной оценке уровня профессионализма участников, укреплении умений и навыков предупреждения и разрешения конфликтов. Профессиональная команда является залогом продуктивной деятельности любой организации, поэтому вопросам формирования команды следует уделять большое внимание. Сильный, эффективный лидер определяет перспективы, вдохновляет сотрудников своими выступлениями, концентрирует внимание на долгосрочных целях организации, формирует корпоративную культуру и постоянно работает над улучшением деятельности команды.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Лидерство - это процесс организации и управления социальной группой, способствующим достижению групповых целей в оптимальные сроки и с наилучшим эффектом. Лидерство – это проявление личностных черт, позволяющих одному индивиду оказывать влияние на других, умение убеждать и побуждать их к действиям.

На формирование личности лидера оказывает влияние целый ряд факторов. Основные характеристики лидера: интеллект, доминантность, уверенность в себе, высокий энергетический уровень, профессиональные знания и навыки, соответствующие выполняемой задаче. Использование различных факторов и механизмов влияния лидера на команду способствует укреплению его лидерских позиций, умения вести людей за собой и эффективно добиваться стоящих перед организацией целей.

Командой называют группу людей, обладающих общими целями, взаимодополняющими навыками и умениями, высоким уровнем взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечного результата. Формирование команды оказывает влияние на эффективность ее всей последующей деятельности.

Руководство и качество принятия решений повышается, меняется командная культура, как правило, в сторону большей открытости. Появляются такие черты, как настойчивость в отстаивании своей точки зрения, единство и стремление к кооперации между всеми участниками команды. Эффективное построение профессиональной команды основано на понимании целей, для достижения которых требуется команда, регулярной оценке уровня профессионализма сотрудников, укреплении умения и навыков предупреждения и разрешения конфликтов.

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Апенько С. Н. Формирование профессиональных компетенций человеческих ресурсов с помощью командообразования проектов предприятия // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2016. №2. С.60-68.
  2. Бондаренко В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф. Алёхина. — М. : КНОРУС, 2013. — 232 с.
  3. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 c.
  4. Виханский О. С., Наумов А. И. В54 Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2014. - 656 с.
  5. Горячкина В.А. Психологические особенности управленческих лидеров в организации / В.А. Горячкина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. - № 2 (8). – С. 71-77.
  6. Дейкун К.В. Управление командой проекта // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). URL: https://sibac.info/archive/economy/10(47).pdf (дата обращения: 14.06.2018)
  7. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 256 с.
  8. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2014. - 320 с.
  9. Загурская С.Н. Психолого-коммуникативные факторы формирования личности лидера в социуме / С.Н. Загурская // Приволжский научный вестник. 2013. - № 7 (23). – С. 178-181.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. - СПб.: Речь, 2013. - 248 с.
  11. Картушина Е. Н. Командообразование как потребность в современном процессе управления персоналом // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №5 (051). С.99-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komandoobrazovanie-kak-potrebnost-v-sovremennom-protsesse-upravleniya-personalom (дата обращения: 20.06.2018).
  12. Каштанова Е.Ю. Влияние лидера на управленческие процессы в молодежных организациях / Е.Ю. Каштанова, А.И. Гулягина // Вестник Мордовского университета. – 2014. - № 3. - С. 172-176.
  13. Кибанов, А. Я. Служба управления персоналом: учебное пособие / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова ; под ред. А. Я. Кибанова. - М.: КНОРУС, 2010. - 416 с. 
  14. Котляров И. В. Лидерство в историческом нарративе (социологический дискурс) / И. В. Котляров // Социологический альманах. – 2015. - № 6. – С. 16-43.
  15. Котрухова Р.И. Лидерство как ценностный аспект профессиональной культуры будущего специалиста / Р.И. Котрухова, С.С. Домрачев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. - № 19 (273). – С. 84-86.
  16. Крылова Н.П. Командообразование как одна из компетенций будущих менеджеров // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №10 (38). С.29-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komandoobrazovanie-kak-odna-iz-kompetentsiy-buduschih-menedzherov (дата обращения: 19.06.2018).
  17. Крылова Т.А. Развитие теорий лидерства в экономической науке управления / Т.А. Крылова // Экономический журнал. – 2015. - № 1 (37). – С. 53-70.
  18. Куликова Т. И. Технология командообразования в современной организации // Концепт. - 2015. - № 9. – 31-35.
  19. Кун, А. И. Стратегическое управление. – М.: Московский государственный университет культуры, 2015. - 160 с.
  20. Лидерство и управление командой: учебное пособие / сост. Фадеева В.Н.; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 188 с.
  21. Маймистов Д.И. Управление творческой командой проекта (на примере команд проектов мобильной коммерции) // Актуальные проблемы управления. – 2013. - № 5. – С. 197-200.
  22. Матвеева Е. Д. Важность команды в управлении проектами // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - № 2(4). С. – 65-67.
  23. Минаева Т.С. Развитие управленческого лидерства как фактор роста производительности труда / Т.С. Минаева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. - № 8 (242). – С. 57-64.
  24. Михеев, В. А. Рабочая команда как сетевая структура, индуцирующая единое креативное поле / А. В. Шевырев, В. А. Михеев, М. А. Федотова // Академический бизнес-журнал «Экономические стратегии» 2013. - № 5. - С. 64-67. 
  25. Сергеева В. Б. Лидерство в менеджменте / В. Б. Сергеева // Вестник НГИЭИ. – 2012. - № 9. – С. 81-102.
  26. Спивак В.А. Лидерский стиль управления в экономике / В.А. Спивак // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. - № 3 (6). – С. 65-87.
  27. Старкова Н. А. Компетентностный подход в управлении командой проекта // Экономический вестник ярославского университета. - 2014. - № 31. С. - 69-75.
  28. Тайкова Л. В. Проблема лидерства и руководства: теоретический аспект / Л. В. Тайкова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2013. - № 74 (2). – С. 67-69.
  29. Технология управления персоналом / Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К. – М.: Просвещение, 2012. - 347 с.
  30. Федорова Н.В. Управление персоналом организации / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КНОРУС, 2013. – 536 с.
  31. Шевырев, А. В., Системное управление командной работой: принципы, технологии, методики, программное обеспечение / А. В. Шевырев, В. А. Михеев, М. А. Федотова. Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации. (Актуальные проблемы управления - 2012): материалы Международной научно-практической конференции. Вып. 3 // Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2012. (Секция «Управление персоналом»). - С. 212-214.