Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
Выводы по Главе
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метод экспертных оценок при принятии управленческих решений – это процесс, при котором квалифицированный специалист, на основании соответствующей методики и научных знаний в производственном процессе, являющимся объектом экспертизы, проводит анализ полученной от ответственного заказчика, информации и предоставляет мотивированное, документально обоснованное и научно подтвержденное экспертное заключение, направленное на разработку заключения на всех этапах цикла выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Отличительными особенностями данного метода являются: научно обоснованная организация проведения всех этапов; применение количественных методов при обработке результатов и оценке суждений экспертов; определение статистической значимости полученных коэффициентов.
Глава 2. Практические аспекты применения экспертного метода в ООО «ЭйрТрейд»
2.1.Краткая характеристика предприятия
ООО «ЭйрТрейд» основано 31 января 2011 г. Общество является юридическим лицом по законодательству России. Правовое положение Общества определяется законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Организационно-правовая форма предприятия «ЭйрТрейд» - общество с ограниченной ответственностью. Учредительным документом Общества является его Устав. Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и составляет 10 000 руб. ООО «ЭйрТрейд» - молодая развивающаяся организация, что определяет ее ограниченные финансовые возможности, трудности в материально-техническом обеспечении, а также трудности по освоению и вхождению на новые рынки.
Общество является коммерческой организацией, а значит, основной целью является извлечение максимальной прибыли. До 2013 г. основным направлением в работе организации была установка систем кондиционирования воздуха физическим и юридическим лицам и их последующее техническое обслуживание. С 2013 г. и в настоящее время большую долю работ занимают сметно-монтажные работы по установке вентиляционных систем с их последующим обслуживанием. Расширение направления работ ООО «ЭйрТрейд» значимо сказалось на всех технико-экономических показателях организации.
Цель управления организацией – обеспечение ее эффективной работы, использование потенциальных возможностей ООО «ЭйрТрейд», с максимальной отдачей для организации и общества в целом.
Рисунок 6 - Организационная структура ООО «ЭйрТрейд»[46]
Организационная структура ООО «ТольяттиЭйрТрейд» представляет собой линейно-функциональную структуру.
2.2. Оценка качества услуг предприятия экспертным методом
Для оценки качества услуг предприятия использован экспертный метод. В качестве экспертов выступили: директор ООО «ЭйрТрейд», а также четыре привлеченных специалиста в области установки и эксплуатации систем кондиционирования и вентиляции.
Для оценки согласованности мнений экспертов необходимо рассчитать коэффициент конкордации. Промежуточные расчеты представлены в таблице 5. Каждый эксперт оценивал все показатели качества услуг, каждому из которых экспертами присваивался ранг: 9 – наиболее важный показатель; 1 – наименее важный показатель. По всем показателям определена сумма рангов, средний ранг, отклонение от среднего и квадрат отклонения от среднего. Например, по мнению директора, наиболее важным показателем, влияющим на качество услуг, является знание и соблюдение требований руководящих документов (значение ранга – 9), следующий по важности показатель – своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре (ранг 8), а наименьшим по значимости является показатель безопасности для окружающей среды (ранг 1).
Таблица 5
Результаты ранжирования показателей экспертизы показателей качества услуг ООО «ЭйрТрейд»[47]
Показатель качества |
Оценка эксперта |
Сумма рангов |
Отклонение от средне арифметического |
Квадрат отклонения от среднеарифметического |
||||
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
||||
Знание и соблюдение требований руководящих документов |
7 |
6 |
6 |
7 |
6 |
32 |
7 |
49 |
Своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
43 |
18 |
324 |
Санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
42 |
17 |
289 |
Уровень безопасности для жизни и здоровья граждан |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
-14 |
196 |
Уровень сохранности имущества граждан |
3 |
2 |
3 |
5 |
3 |
16 |
-9 |
81 |
Уровень безопасности, для окружающей среды |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
-20 |
400 |
Своевременность выполнения услуги по договору |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
33 |
8 |
64 |
Долговечность результата услуги |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
23 |
-2 |
4 |
Уровень надежности результата услуги |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
20 |
-5 |
25 |
Общая сумма рангов: 32 + 43 + 42 + 11 + 16 + 5 + 33 + 23 + 20 = 225. Среднеарифметическое: 225 / 9 = 25.
Далее необходимо определить сумму квадратов отклонений от среднего и величину коэффициента конкордации. Таким образом, среднее арифметическое рангов = 25; сумма квадратов отклонений S = 49 + 324 + 289 + 196 + 81 + 400 + 64 + 4 + 25 = 1 432.
Определяем величину коэффициента конкордации по формуле:
(1)
где S — сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов;
n — число экспертов;
m — число показателей экспертизы.
Таким образом, коэффициент конкордации равен 0,9. Данный показатель говорит о высокой степени согласованности между экспертами.
Для расчета весовых коэффициентов учитываем, что общая сумма рангов – 225. С учетом того, что общая сумма весовых коэффициентов должна составлять 1, каждая единица ранга имеет вес в 1 / 225 = 0,0044. Рассчитаем весовые коэффициенты для показателей качества.
Таблица 6
Расчет весовых коэффициентов для показателей качества услуг ООО «ЭйрТрейд»[48]
Показатель качества |
Сумма рангов |
Весовой коэффициент |
1 |
2 |
3 |
Знание и соблюдение требований руководящих документов |
32 |
0,14 |
Своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре |
43 |
0,19 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
Санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания |
42 |
0,18 |
Уровень безопасности для жизни и здоровья граждан |
11 |
0,05 |
Уровень сохранности имущества граждан |
16 |
0,07 |
Уровень безопасности, для окружающей среды |
5 |
0,03 |
Своевременность выполнения услуги по договору |
33 |
0,15 |
Долговечность результата услуги |
23 |
0,10 |
Уровень надежности результата услуги |
20 |
0,09 |
Итого |
225 |
1,00 |
Оценка качества услуг по сумме мест осуществлялась по девяти бальной системе. Первое место (М) присваивается тому показателю, у которого лучшее значение по строке критерия, по мнению экспертов. Оценка уровня услуг по сумме баллов осуществляется так же по девяти бальной шкале, 9 баллов присваивается 1 месту, по мнению экспертов.
Например, по мнению эксперта 1, долговечность результата услуги – показатель, по которому организации удалось добиться наилучших результатов, следовательно, М (место) = 1, соответственно, балл = 9 (максимальный балл).
Далее необходимо умножить баллы на весовой коэффициент по строке и сложить полученные значения по всем экспертам. В таблице 7 представлен анализ показателей.
Таблица 7
Экспертная оценка качества услуг
Показатель |
Весовой коэффициент |
Эксперты |
||||||||||||||
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
||||||||||||
Место |
Балл |
Балл * весовой коэффициент |
Место |
Балл |
Балл * весовой коэффициент |
Место |
Балл |
Балл * весовой коэффициент |
Место |
Балл |
Балл * весовой коэффициент |
Место |
Балл |
Балл * весовой коэффициент |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Знание и соблюдение требований руководящих документов |
0,14 |
6 |
4 |
0,56 |
6 |
4 |
0,56 |
6 |
4 |
0,56 |
5 |
5 |
0,70 |
6 |
4 |
0,56 |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре |
0,19 |
8 |
2 |
0,38 |
9 |
1 |
0,19 |
9 |
1 |
0,19 |
8 |
2 |
0,38 |
9 |
1 |
0,19 |
Санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания |
0,18 |
9 |
1 |
0,18 |
8 |
2 |
0,36 |
8 |
2 |
0,36 |
9 |
1 |
0,18 |
8 |
2 |
0,36 |
Уровень безопасности для жизни и здоровья граждан |
0,05 |
5 |
5 |
0,25 |
5 |
5 |
0,25 |
5 |
5 |
0,25 |
6 |
4 |
0,20 |
5 |
5 |
0,25 |
Уровень сохранности имущества граждан |
0,07 |
4 |
6 |
0,42 |
4 |
6 |
0,42 |
3 |
7 |
0,49 |
4 |
6 |
0,42 |
3 |
7 |
0,49 |
Уровень безопасности, для окружающей среды |
0,03 |
3 |
7 |
0,21 |
2 |
8 |
0,24 |
4 |
6 |
0,18 |
3 |
7 |
0,21 |
2 |
8 |
0,24 |
Своевременность выполнения услуги по договору |
0,15 |
7 |
3 |
0,45 |
7 |
3 |
0,45 |
7 |
3 |
0,45 |
7 |
3 |
0,45 |
7 |
3 |
0,45 |
Долговечность результата услуги |
0,10 |
1 |
9 |
0,90 |
1 |
9 |
0,90 |
1 |
9 |
0,90 |
1 |
9 |
0,90 |
1 |
9 |
0,90 |
Уровень надежности результата услуги |
0,09 |
2 |
8 |
0,72 |
3 |
7 |
0,63 |
2 |
8 |
0,72 |
2 |
8 |
0,72 |
4 |
6 |
0,54 |
Общая сумма баллов |
- |
- |
4,07 |
- |
- |
4,00 |
- |
- |
4,10 |
- |
- |
4,16 |
- |
- |
3,98 |