Файл: Психологические факторы сохранения профессионального здоровья.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
Другим критерием для выделения основных направлений исследований в психологии профессионального здоровья может выступать предмет исследований. Следует отметить, что, так же как и в зарубежной психологии профессионального здоровья, в отечественной психологии особое внимание уделяется изучению негативных феноменов: состоянию стресса, связанному с содержанием и условиями профессиональной деятельности; анализу различных стресс-факторов; рассмотрению преобладающих стратегий совладания с профессионально трудными ситуациями; оценке выраженности профессиональных деструкций и синдрома выгорания. В то время как позитивные критерии и факторы профессионального здоровья представлены в существенно меньшей степени.
Также следует отметить, что на данном этапе значительно возросло количество прикладных работ, в которых рассматриваются вопросы сохранения и укрепления профессионального здоровья специалистов. Большинство авторов отмечают необходимость профилактических мер по поддержанию профессионального здоровья; ставится вопрос о важности разработки и реализации здоровьесберегающих технологий[9]. Критериями сформированности здоровьесберегающей компетентности выступают стремление к саморазвитию, саморегуляции, самоконтроль, осознание смысла жизни и деятельности.
Выделяется также ряд моделей, которые могут быть использованы в сбережении и развитии профессионального здоровья (Е.Э. Кригер): адаптационная (коррекция личностной дезадаптации), акмеологическая (запуск новых продуктивных механизмов, обеспечивающих формирование способности к саморазвитию) и культурологическая (формирование культуры профессионального здоровья).
Продолжается разработка и теоретико-методологических аспектов исследования профессионального здоровья. В качестве примера приведем краткую характеристику психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья специалиста Г.Г. Вербиной[10].
Профессиональное здоровье определяется как система основных психофизиологических функций, личностных качеств и деятельностных проявлений, сформированность которых является условием и предпосылкой сбалансированного профессионального развития специалиста. Подчеркивается, что структурные и функциональные компоненты профессионального здоровья являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и взаимопроникающими. В работе определяются критерии, показатели и уровни профессионального здоровья; рассматриваются психолого-акмеологические закономерности, механизмы и психотехнологии развития профессионального здоровья.
Г.Г. Вербина акцентирует внимание на том, что профессиональное здоровье обеспечивает не только профессиональную продуктивность, но и психологическое благополучие, удовлетворенность, развитие и самосовершенствование специалиста за счет здоровьесберегающей самопреобразующей деятельности. Попытка разработать новый концептуальный подход к профессиональному здоровью специалистов, может являться предпосылкой перехода к следующему этапу развития психологии профессионального здоровья.
Таким образом, наблюдается недостаток теоретико-методологических исследований: несмотря на то, что разные авторы рассматривают одну научную проблему (сохранение и укрепление здоровья работающего человека) и их взгляды во многом схожи, общепринятой концепции профессионального здоровья в отечественной психологии пока не существует.
1.2. Психологические факторы, оказывающие влияние на состояние профессионального здоровья, и меры его поддержания
В целом, рассмотрению факторов, оказывающих влияние на состояние профессионального здоровья человека, посвящено большое количество трудов.
Очевидно, что общим для всех определений является рассмотрение профессионального здоровья как интегрального качества в целостной системе «здоровье – работоспособность – эффективность»: все специалисты в той или иной мере говорят о работоспособности как главном показателе (критерии) профессионального здоровья.
Г.С. Никифоров определяет работоспособность в сопоставлении с терминами трудоспособности (способности к труду, зависящей от состояния здоровья работника, используемой во врачебно-трудовой экспертизе) и дееспособности (юридического понятия)[11].
Профессиональная работоспособность – максимально возможная эффективность (производительность) деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости, т. е. величины затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности (уровень энергозатрат за период работы + выраженность утомления к концу деятельности).
К факторам профессиональной работоспособности относят:
- физическую работоспособность: физическое развитие (антропометрические данные); физическую подготовленность (сила, скорость, выносливость); показатели вегетативного обеспечения физической деятельности (аэробная и анаэробная производительность);
- умственную работоспособность / показатели психического статуса: степень адекватности состояния психической активности применительно к определенным конкретным условиям; характеристики когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия); обучаемость; личностные особенности;
- социальные и социально-психологические факторы: отношения в коллективе; материально-техническая обеспеченность; эффективное управление, мотивация к деятельности.
Е.А. Климов и В.А. Бодров при изучении системы «человек–профессия» выделяют основополагающую роль комплексу характеристик человека, от которых в большей или меньшей степени зависит конечный успех в профессиональном становлении и которые в совокупности определяют уровень профессиональной пригодности человека[12]:
- профессиональная мотивация как побудительная и направляющая активность личности на удовлетворение не только биологических потребностей, но и, прежде всего, потребности в труде, познании, общении, самоутверждении, самореализации, самосовершенствовании и т. д.;
- общая и профессиональная подготовленность в форме предварительных (для освоения профессии) и квалификационных (с учетом уровня профессионализации) знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения типовых и нештатных трудовых задач;
- уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности, развитие профессионально важных физиологических функций анализаторов и физических качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость);
- состояние индивидуально-психологических функций человека и прежде всего, профессионально важных качеств для конкретной деятельности, характеризующих познавательные процессы и психомоторику, темпераментальные, характерологические и эмоционально-волевые особенности личности.
При этом профессиональная пригодность зависит не просто от совокупности профессионально важных качеств личности, но и от степени их выраженности и характера взаимосвязи. В то же время при анализе профессиональной пригодности конкретного человека к данной деятельности профессионально важные для нее качества, в каждом случае образуют нечто целое – систему.
Можно выделить пять основных слагаемых этой системы:
- гражданские качества (идейный и моральный облик человека, его нравственные качества и т. д.);
- отношение к труду, профессии (мотивы, интересы, склонности, черты характера: добросовестность, трудолюбие, ответственность, критичность и т.д.);
- дееспособность (особенности соматического и психического здоровья, физическое развитие, общие способности);
- специальные способности и другие профессионально важные качества для отдельной деятельности и нескольких ее видов;
- профессиональная подготовленность (знания, навыки, умения, опыт).
У Г.С. Никифорова разработана целая концепция психологического обеспечения профессионального здоровья, которая предполагает процесс непрерывного психологического сопровождения специалиста на всем протяжении его трудового пути: от начала профессионального становления, в период активного развития и функционирования и до момента завершения, т. е. выхода на пенсию. Такое сопровождение направлено на обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности.
Он выделяет две главные цели психологического обеспечения профессионального здоровья:
1) повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка навыков здорового поведения;
2) профилактика дисфункций, или редукция источников рабочего стресса.
Реализации целей данной программы, по мнению Г.С. Никифорова, способствует решение следующих задач:
1) Профессиональное самоопределение. По данным исследований, неудачный выбор профессии влечет за собой потерю удовлетворенности от выполняемой работы, желание совершенствоваться в ней, снижение производительности труда, рост несчастных случаев и профессиональных заболеваний, деформаций в психическом самочувствии человека.
Правильная и своевременная профессиональная ориентация, психологическая диагностика профессиональной направленности и наличия / выраженности профессионально значимых качеств, внутренняя мотивация выбора профессии являются важным условием обеспечения профессионального здоровья.
При выборе профессии необходимо учитывать:
- интересы, способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии;
- индивидуальные особенности (черты характера, темперамент и свойства нервной системы);
- уровень подготовки, культурный кругозор, мировоззрение, школьную успеваемость;
- состояние здоровья;
- социальные факторы (место жительства, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средств массовой информации).
2) Профессиональная подготовка. Будущий специалист в процессе профессиональной подготовки должен не только овладеть системой профессиональных знаний, представлений и навыков, но и в обязательном порядке освоить программу профессионального самосохранения. Традиционно задачами такой программы являются:
- овладение приемами самовосстановления после перегрузок, приемами психической саморегуляции и нормализации уровня работоспособности, устранения последствий профессионального утомления;
- осознание и принятие ответственности за собственное здоровье, формирование готовности к постоянному самоизменению и развитию;
- формирование представлений о факторах риска в своей профессии, профилактика возможных личностных деформаций, профессионального выгорания, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
3) Профессиональная адаптация. На новом месте у работника уходит до нескольких месяцев, чтобы приспособиться к условиям деятельности, профессиональным задачам, требованиям руководства, социальным факторам профессиональной среды – коллективу, распорядку организации и т.д. Эффективность адаптации снижают такие факторы как неясность в определении должностных обязанностей, неудобный режим и место работы, невысокая заработная плата, неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе, отсутствие перспектив карьерного роста. Также на адаптацию оказывают влияние возраст, пол и индивидуальные особенности личности: легче проходят адаптацию молодые люди, женщины и люди с высоким адаптационным потенциалом (эмоционально устойчивые, гибкие, коммуникабельные, уверенные в себе). При успешной адаптации у человека появляются удовлетворенность выполняемой работой, условиями, отношениями в коллективе; успешность в выполнении профессиональных обязанностей.
4) Надежность профессиональной деятельности. Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Надежность профессиональной деятельности обеспечивается рядом факторов: хорошее физическое и психическое здоровье и самочувствие работника, высокий уровень его профессиональной квалификации, позитивная мотивация, высокий уровень морально-нравственных качеств личности, благоприятный психологический климат в трудовом коллективе, правильный режим и условия труда, соблюдение правил психогигиены, минимизация социального стресса, профилактика профессионального выгорания как со стороны самого работника, так и со стороны организации. В крупных организациях обеспечение надежности профессиональной деятельности часто связано с разработкой оздоровительных программ для персонала. Работников знакомят с основными факторами риска для здоровья вообще, с помощью медицинского и психологического обследования дают информацию относительно их собственных факторов риска, предлагают индивидуальный план здорового образа жизни, медицинскую страховку, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и т.д.