Файл: Психологические факторы сохранения профессионального здоровья.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
Далее следует симптом «расширения сферы экономии эмоций». Этот симптом сложился у 33,3% педагогов, из них 23,3% приходится на первую группу, 10% на вторую. У 33,3% – находится в стадии формирования. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди стараются держаться соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того, готовы послать всех подальше.
Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом «эмоционально-нравственной ориентации». Он сложился у 23,3% педагогов, из них 13,3% приходится на первую группу, 10% на вторую. Складывается этот симптом у 16,6% педагогов, из них: 3,3% относятся к первой группе, 10% – ко второй и 3,3% к третьей группе. Для таких педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих».
Рис. 4 Фаза истощения
В целом фаза «истощения» сформировалась у 3,3% педагогов, в стадии формирования у 26,7% и не сформировалась у 70% педагогов (рис.4).
В фазе «истощение» доминирующим является симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом сложился у 40% педагогов. Из них: 16,7% относится к первой группе, 13,4% ко второй и 10% к третьей. Складывается он у 10% педагогов, которые относятся только к первой и второй группам (3,3% и 6,7%). Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – выгорание – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами человека.
Следующим по степени выраженности является симптом «эмоционального дефицита», он сложился у 10% педагогов. Из них: 6,7% относится к первой группе и 3,3% ко второй. В третьей группе симптом не сложился. Складывается данный симптом у 16,7% педагогов, из них: 10% относится к первой группе и 6,7% ко второй. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Педагог осознаёт, что некоторое время тому назад таких ощущений не было, и переживает их появление. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома «эмоционального дефицита».
Далее следует симптом «личностной отстраненности». Он сложился у 6,7% педагогов только из первой группы. Но складывается этот симптом у 20% педагогов. Из них: 10% относится к первой группе и 10% – ко второй. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде полной или частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
Наименее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Он не сложился ни в одной из групп. В стадии формирования этот симптом у 13,4% педагогов, из них: 6,7 относятся к первой группе и 6,7% ко второй. Педагоги, у которых формируется данный симптом, начинают исключать эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни негативные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, происходит формирование эмоциональной защиты. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат, при этом в других сферах он может жить полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.
Рис. 5 Сформированность СЭВ по фазам
Таким образом, мы видим, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» – сопротивления; в фазе «истощения» 70% испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания (рис. 5). Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.
Мы рассмотрели количественные показатели синдрома эмоционального выгорания, перейдем теперь к анализу конфликтности по методике К.Томаса «Стили разрешения конфликтов». Образовательно-воспитательная система является сложной развивающейся, а существенными характеристиками выступает конфликтность и слабая предсказуемость. Высокая напряженность педагогического труда приводит к глубоким личностным изменениям учителя (повышенной категоричности, тревожности, ригидности и другим конфликтогенным деформациям личности). Продуктивность работы учителя во многом определяется его успешностью в педагогическом общении. Особую важность приобретает изучение особенностей поведения участников в педагогическом конфликте.
Рис. 6 Оценка уровня конфликтности педагогов
Оценка уровня конфликтности педагогов позволила определить следующие уровни конфликтности педагогов: с низким уровнем – 16,7 % педагогов; со средним – 73,3% педагогов; с высоким уровнем – 10,0% педагогов. Педагоги со стажем до 10 лет педагогического стажа предпочитают в конфликте стратегию компромисса: одна из сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Конфликт может быть «свернут» на время и разгореться с новой силой при активизации интересов одной из сторон. Педагоги со стажем работы в школе от 10 до 15 лет предпочитают одновременное использование в конфликте сразу нескольких стратегий: компромисс, сотрудничество, что предполагает одновременную ориентацию участника конфликтной ситуации на максимально возможную реализацию как своих интересов, так и интересов партнера. Для этой стратегии характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Преимущество данного подхода состоит в том, что учитель находит более приемлемое для себя и участников конфликта решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения, и приспособление, что предполагает отказ человека от своих интересов и готовность пойти навстречу друг другу. На передний план выступает ценность сохранения отношений с партнером в ущерб собственным интересам.
Педагоги со стажем от 15 до 20 лет педагогического стажа предпочитают в конфликте стратегию избегание. Уход педагога от проблемы может привести к обострению конфликтной ситуации, т.к. он лишает себя возможности повлиять на ее ход развития. Такая стратегия не обеспечивает условий для конструктивного разрешения конфликтов и приспособление.
Педагоги со стажем более 20 лет предпочитают в конфликте стратегии избегание и сотрудничество – с увеличением педагогического стажа педагог уходит от проблемы, экономя тем самым интеллектуальные и эмоциональные собственные ресурсы. Незначительное количество педагогов выбирают такую стратегию поведения в конфликте, как доминирование (соперничество), когда учитываются только свои интересы и игнорируются интересы и позиции другого участника взаимодействия.
Таким образом, наиболее часто педагогами применяются стратегии компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание. Педагоги используют одновременно биполярные стратегии поведения в конфликте.
Для выявления состояния профессионального здоровья и рисков возникновения профессиональных деформаций у педагогов была использована методика Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива».
Рис. 7 Социально-психологический климат в педагогическом коллективе
Мы видим, что по опроснику Фидлера коллектив можно описать как сплоченный, ориентированный на сотрудничество и взаимовыручку, а социально-психологический климат описать как благоприятный, теплый.
Отдельное внимание стоит уделить суммарному результату опросника, который составляет 72 балла из 100, что является весьма высоким показателем благополучия. График подтверждает то же самое (рис.7).
Итак, общие результаты показывают хорошую сплоченность педагогического коллектива, ориентированность на взаимодействие и взаимоподдержку, сотрудничество и поиск компромиссных решений.
Рис. 8. Сравнительный анализ результатов применения опросника Фидлера по возрастным категориям
График показывает не резкое, но планомерное и последовательное снижение субъективного восприятия благополучности социально-психологического климата в прямой зависимости от возраста участника опроса (рис.8).
Более молодые педагоги более оптимистичны и оценивают социально-педагогической климат коллектива более высоко, а вот старшие педагоги (вероятно, более опытные и, как мы помним, сами более склонные к соперничеству) оценивают климат коллектива уже значительно ниже.
График показывает, что по многим категориям социально-психологического климата с возрастом происходят определенные перемены. Особенно резкие изменения (более балла) происходят в таких категориях, как согласие, теплота, сотрудничество и особенно взаимная поддержка. В других категориях также происходят изменения, с возрастом в основном к уменьшению восприятия того или иного фактора как проявляющегося в данном коллективе.
Такие показатели не случайны. Они еще раз показывают, что полученные данные касаются не только объективных данных, касающихся всего коллектива, но и весьма субъективных данных, касающихся личности и возрастных особенностей каждого из участников опроса.
Исходя из проделанной работы и полученных в результате исследования данных можно утверждать, что в исследуемом педагогическом коллективе сложилась довольно благополучная ситуация, в целом можно говорить о том, что в коллективе созданы все условия для эффективного общения.
2.2. Результаты исследования и рекомендации по сохранению профессионального здоровья
По итогам констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» – сопротивления; в фазе «истощения» 70% испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Уровень конфликтности находится на среднем уровне и составляет 73,3%. В исследуемом педагогическом коллективе сложилась довольно благополучная ситуация, в целом можно говорить о том, что в коллективе созданы все условия для эффективного общения. Данные исследования говорят о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания, которые в конечном итоге приводят ухудшению профессионального здоровья педагога.
Вышеуказанные результаты указывают на необходимость разработки специфического содержания семинарских, практических, тренинговых и коррекционных занятий. Это содержание направлено на раскрытие всех структурных компонентов профессионального здоровья педагога: 1) мотивационного компонента; 2) когнитивного компонента; 3) ценностного компонента; 4) действенно-операционального; 5) личностного потенциала педагогов, расширение их компетентности в области здоровьесбережения, что является системообразующим.
Разработанный семинар-тренинг «С любовью к себе и делу», направлен на повышение самооценки и самопринятия, развития самосознания педагогов, необходимость научить педагогов диагностировать конфликт, его вид, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях, находить адекватные пути разрешения конфликта, умение осознать и пережить собственное счастье.
Цель овладение педагогами технологиями личностно-ориентированного взаимодействия, приемами самораскрытия, повышение эмоционального тона, копинг-стратегиями в профессиональной деятельности. Программа тренинга предусматривает методы и упражнения следующего характера: приемы «выявления ожиданий», рефлексивная диагностика, составление рефлексивных алгоритмов, метод экспертной оценки, моделирование педагогических ситуаций, психогимнастические упражнения, аналитически-рефлексивные упражнения, развивающие когнитивную сферу личности и самосознание, методы психодраматических расстановок.