Файл: Психологические факторы сохранения профессионального здоровья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы «Психологические факторы сохранения профессионального здоровья» обусловлена тем, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, а также профессиональная деятельность, в свою очередь, воздействует на здоровье работника. Среди множества социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья, профессиональная деятельность стоит на ведущем месте, однако при этом профессиональная деятельность влияет на состояние физического и психического здоровья неоднозначно, то есть она может его, как ухудшать, так и улучшать. Таким образом, исследование проблематики профессионального здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии.

По утверждению Г.С. Никифорова, проблема исследования здоровья в профессиональной деятельности в современной психологии находится на стыке двух научно-практических направлений: психологии труда и психологии здоровья. Психология труда – это система психологических знаний о труде как о деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте. Психология здоровья – это система психологических знаний о причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Можно выделить три основные группы сформировавшихся на сегодняшний день направлений исследования проблемы профессионального здоровья:

1) определение понятия и сущности проблемы профессионального здоровья;

2) факторы, оказывающие влияние на состояние профессионального здоровья, и меры его поддержания;

3) проблема профессиональной патологии, в частности, эмоционального выгорания и его профилактики.

Объект исследования: профессиональное здоровье как научная проблема.

Предмет исследования: сохранение профессионального здоровья.

Цель работы: рассмотреть психологические факторы сохранения профессионального здоровья.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Изучить проблему профессионального здоровья в современной отечественной и зарубежной психологической науке .

2.Проанализировать психологические факторы, оказывающие влияние на состояние профессионального здоровья, и меры его поддержания .

3. Провести эмпирическое исследование психологических факторов влияющих на профессиональное здоровье.

Источниковая база исследования: теоретическими основаниями данной работы явились результаты исследований трудовой деятельности (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и других). Понятие «психологическое здоровье» связано также и с именами отечественных психологов (Э.Г. Эйдемиллер, В.П. Казначеев, А.Л. Гройсман, И.В Дубровина, О.С. Васильева, А.В. Шувалов, Г.С. Никифоров и др.). Исследования профессионального здоровья менеджеров, педагогов и учителей отражены в научных работах (Р.А.Березовская, З.Ф.Дудченко, С.М.Шингаев и др.).


Анализ разных подходов к психологии профессионального здоровья обнаружил, что общим для них является признание междисциплинарного статуса и научно-прикладной направленности нового предмета профессионального здоровья, однако к настоящему времени профессиональное здоровье и психологические факторы, способствующие его сохранению, изучены мало.

Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

Глава 1. Теоретические аспекты сохранения профессионального здоровья

1.1. Проблема профессионального здоровья в современной отечественной и зарубежной психологической науке

Понятие «здоровье» в рамках психологии труда рассматривается в соотношении с такими понятиями как:

  • эффективность деятельности, которая определяется как результат сравнения итогов деятельности (внешняя или стратегическая эффективность) и ресурсов (в т.ч. и здоровье), затраченных на получение этих итогов (внутренняя или тактическая эффективность);
  • качество труда, которое рассматривается как интегральная характеристика, фиксирующая показатели количества и качества выпускаемой продукции, взятые в отношении к психической и физиологической «цене» трудовых усилий, а также по отношению к показателям здоровья и развития личности трудящегося;
  • профессиональное самосохранение – понятие, которое предполагает наличие у профессионала не только актуализированной потребности и личной ответственности за свое здоровье, но и наличие соответствующих способностей к саморегуляции, самовосстановлению в профессиональной деятельности;
  • профессионализм / профессиональная компетентность – включает в себя наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками еще и способность к индивидуальному самосохранению, умение правильно организовать свой труд, владение приемами саморегуляции и саморазвития, умение работать без перегрузок;
  • профессиональная пригодность, одним из основных компонентов которой является дееспособность, характеризующая состояние здоровья (как физического, так и психического), необходимое для осуществления той или иной профессиональной деятельности;
  • работоспособность, которая рассматривается как существенная характеристика профессионала, непосредственно связанная с его состоянием здоровья.

Важным для теории и практики представляется рассмотрение существующих в настоящее время основных направлений исследования здоровья работающего человека. Рассмотрим основные этапы развития отечественной психологии профессионального здоровья.

Первый этап. Термин «психология профессионального здоровья» впервые появился в научной литературе в конце 1980-х гг. По данным Р.А. Березовской, он был использован в 1986 году в книге Дж. Эверли, посвященной интеграции вопросов гигиены труда и психологии, по другим данным, его предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд[1].

В России психология профессионального здоровья как самостоятельная дисциплина начинает путь своего развития в конце 1980-х – начале 1990-х гг.[2]

Обобщая теоретические и прикладные исследования, проведенные за первые десять лет развития новой научно-практической дисциплины, необходимо обозначить следующие ключевые моменты:

  • введение в научный оборот понятия «профессиональное здоровье», которое определяется, как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности;
  • разработка В. А. Пономаренко первой концепции «профессионального здоровья» в летной деятельности, в соответствии с которой сохранение здоровья и обеспечение профессионального долголетия достигается своевременным контролем уровня компенсации и психофизиологических резервов, а не выявлением органических изменений и болезненных состояний (т. е. предметом исследований становится не болезнь, а здоровье)[3];
  • выделение основных структурных компонентов профессионального здоровья как системного феномена: функциональные состояния (физический, клинический, психический статус) и профессиональные качества (физические, психические, функциональная устойчивость)[4];
  • определение одного из основных критериев профессионального здоровья – профессиональной работоспособности, которая определяется как максимально возможная эффективность деятельности, обусловленная функциональным состоянием организма с учетом ее физиологической стоимости [5];
  • выделение базовой (т. е. связанной с биологическими и врожденными свойствами организма) и динамической (характеризующей текущий уровень функционального состояния) составляющих профессионального здоровья, раздельность изучения которых позволяет повысить эффективность действий врачей и психологов в области сохранения профессионального здоровья;
  • разработка А. Г. Маклаковым концепции «личного адаптационного потенциала», уровень развития которого определяет успешность адаптации в процессе деятельности, а также возможность сохранения здоровья и профессиональной работоспособности в сложных или экстремальных условиях[6];
  • разработка методологических основ системы медико-психологической помощи, направленной на сохранение профессионального здоровья человека, работающего в сложных условиях, а также на восстановление здоровья на этапе донозологических нарушений.

На данном этапе проблемы профессионального здоровья рассматривались в основном на примере деятельности специалистов, работающих в нестандартных или экстремальных условиях, которые предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья профессионала.

В таких условиях актуализируется проблема обеспечения безопасности трудовой деятельности (особое внимание уделяется ее психофизиологической «цене»), а акцент в обеспечении профессионального здоровья делается на разработке подходов к количественной оценке профессионального здоровья и разработке мероприятий по его сохранению. В этой связи одной из важных предпосылок перехода к следующему этапу развития психологии профессионального здоровья, является расширение тех видов профессиональной деятельности, на примере которых изучаются проблемы здоровья.

Второй этап развития отечественной психологии профессионального здоровья характеризуется, смещением акцента с исследований профессий «экстремального типа», предъявляющих повышенные требования к психофизиологическим особенностям профессионального здоровья, на изучение профессий социономического типа. В центре внимания оказываются социально-психологические факторы риска (высокая нервно-психическая напряженность, особенности взаимоотношений с клиентами, социальная ответственность и др.). Уточняется и само понятие «профессиональное здоровье», которое определяется как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности»[7].

Профессиональное здоровье выступает интегральным качеством не только в системе «здоровье – работоспособность – эффективность» (как на предыдущем этапе), но и в системе «здоровье – работоспособность – эффективность – развитие». Иными словами, в определении понятия на первый план вместо психофизиологической выходит индивидуально-психологическая составляющая профессионального здоровья.

В концепции профессионального здоровья Л. М. Митиной отмечается, что психологический аспект рассмотрения профессионального здоровья предполагает учет такой его характеристики, как многоуровневость: автор предлагает выделять инструментальный, смысловой и экзистенциальный уровни саморегуляции, при ведущей роли последнего.

Одним из основных положений концепции является идея о возможности сохранения и укрепления профессионального здоровья путем самоизменения специалиста, посредством работы с его экзистенциальным уровнем саморегуляции, а также повышением профессионального самосознания личности.


Также в основу продуктивного анализа совокупности вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может быть положена концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности Г.С. Никифорова. Автором формулируется идея о необходимости сквозного психологического сопровождения человека на всех этапах профессиональной деятельности от, «входа» в профессию до «выхода» из нее, в качестве обязательного условия становления специалиста, его последующего профессионального совершенствования, а также сохранения физического, психического и социального здоровья работающего человека[8].

Подводя итоги рассмотрения второго этапа, следует отметить, что в развитии теоретико-методологических основ изучения профессионального здоровья в отечественной психологии, которое находит свое отражение в разрабатываемых Г. С. Никифоровым и Л. М. Митиной концепциях, наблюдается перенос акцента с рассмотрения самого феномена профессионального здоровья (определение понятия, описание его структуры и основных компонентов) на его психологическое сопровождение.

Многочисленные эмпирические исследования послужили основой для доказательства тезиса о том, что важнейшей составляющей и условием поддержания профессионального здоровья специалиста, работающего в коммуникативных профессиях, является его психическое здоровье, состояние которого во многом определяет уровень физического и общего здоровья. Полученные результаты послужили отправным моментом в разработке принципов и программ сохранения и укрепления здоровья, которые опираются на работу с личностным уровнем, на развитие психологической компетентности и самосознания специалиста как ключевых условий обеспечения профессионального здоровья.

Третий этап развития психологии профессионального здоровья можно охарактеризовать как наиболее интенсивный по сравнению с предыдущими этапами: на протяжении последних лет в научной литературе резко возросло количество публикаций, в которых рассматриваются преимущественно прикладные вопросы изучения профессионального здоровья. Краткая характеристика основных направлений эмпирических исследований предполагает рассмотрение двух аспектов:

  • какая профессиональная группа выступает в качестве объекта исследования;
  • какие критерии и факторы профессионального здоровья оцениваются (предмет исследования).

Установлено, что наибольший интерес у исследователей профессионального здоровья вызывают такие профессиональные группы, как руководители (Р.А. Березовская, Е.Л. Волкова, О.В. Платонова и др.); государственные служащие (А.Т. Арутюнов, П.С. Турзин, А. А. Деркач и др.); педагоги и учителя (А.И. Анисимов, Н.Н.Киреева и др.); а также специалисты, работающие в экстремальных условиях (Н.А. Антонова, А.Г. Маклаков, В.А. Пономаренко и др.).