Файл: Психологические факторы сохранения профессионального здоровья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Организация и содержание трудовой деятельности. Для профессионального здоровья работника данный фактор имеет огромное значение. В профессиональной деятельности имеется огромное количество обстоятельств, ведущих к стрессу, снижению работоспособности человека и угрозе безопасности деятельности.

Среди них: тяжелые условия труда, перегрузки, однообразие выполняемой работы, неудобный (нестабильный) график работы, неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды, опасное производство, реорганизация на работе, повышенная ответственность и трудность выполняемой деятельности, неадекватный объем принимаемых решений, переутомление, плохое здоровье работника, новизна, неясность обязанностей и прав, проблема статуса и карьерных перспектив, перспектива сокращения, неудовлетворенность оплатой труда, нездоровый психологический климат в коллективе, личные проблемы.

Существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека, в частности, его стрессоустойчивость. Развитию стрессоустойчивости способствуют такие качества как оптимизм, чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, самообладание, самоконтроль и воля.

6) Безопасность труда. Безопасность имеет самое непосредственное отношение к проблеме профессионального здоровья, долголетия и жизни: по данным статистики, огромное число людей получили травмы или погибли на работе в результате несчастных случаев, при этом в 80% случаев это произошло по вине самих работников. Объективные причины нарушения безопасности: плохая организация рабочего места, дефекты или неудовлетворительное состояние оборудования, отсутствие или недостатки средств защиты и безопасности, неблагоприятное воздействие факторов физической среды, чрезмерная интенсивность или монотонность труда, его тяжесть, дефицит двигательной активности, недостаточная четкость и полнота инструкций по охране труда, плохой психологический климат в коллективе. Субъективные причины: дефицит внимания, наблюдательности, критичности мышления, дефекты органов чувств, нарушение сенсорных и двигательных функций, недостаток скорости реакций и способности прогнозировать, эмоциональные состояния (аффекты, стрессы, тревожность, депрессия, агрессивность, переутомление), аддикции (алкоголизм, наркомания и др.), личностные особенности (склонность к риску, неадекватная самооценка, конфликтность, неуравновешенность, импульсивность, эгоцентризм, дефицит самоконтроля и др.), низкая мотивация к работе, пренебрежение правилами безопасности. Кроме того, встречаются сознательные нарушения правил безопасности.


Среди причин такого явления: экономия сил и времени, адаптация к опасности (привыкание), самоутверждение в глазах окружающих или в собственных глазах, стремление следовать групповым нормам, ориентация на авторитеты и начальство, переоценка собственного опыта и сил.

В концепции профессионального здоровья Л.М. Митиной ведущий акцент также делается на психологическом сопровождении профессионального здоровья[13]. Согласно Л.М. Митиной психологический аспект рассмотрения профессионального здоровья предполагает учет такой его характеристики, как многоуровневость (инструментальный, смысловой и экзистенциальный уровни саморегуляции при ведущей роли последнего).

Одним из основных положений концепции является идея возможности сохранения и укрепления профессионального здоровья путем самоизменения специалиста, посредством работы с его экзистенциальным уровнем саморегуляции, а также повышением профессионального самосознания личности.

Аналогичным образом в психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья специалиста Г.Г. Вербиной профессиональное здоровье определяется как система основных психофизиологических функций, личностных качеств и деятельностных проявлений, сформированность которых является условием и предпосылкой сбалансированного профессионального развития специалиста. Автором особо отмечается, что профессиональное здоровье обеспечивает не только профессиональную продуктивность, но и психологическое благополучие, удовлетворенность, развитие и самосовершенствование специалиста за счет здоровьесберегающей самопреобразующей деятельности[14].

Таким образом, в качестве критерия профессионального здоровья необходимо выделить работоспособность, которая определяется как максимально возможная эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма, с учетом ее физиологической стоимости.

Исходя из этого, профессиональное здоровье мы рассматриваем как определенный уровень характеристик человека-профессионала, специалиста (включая социально-психологические характеристики его личности), отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека. Индикаторами нарушения адаптации является, с одной стороны, возникновение негативных психических состояний человека, с другой – снижение эффективности его деятельности.


Глава 2. Эмпирическое исследование психологических факторов влияющих на профессиональное здоровье

2.1. Материалы и методы исследования

Целью исследования стало изучение психологических факторов влияющих на профессиональное здоровье.

Объект исследования – профессиональное здоровье педагога.

Предмет исследования – влияние психологических факторов на профессиональное здоровье на примере педагогов г.Астрахани.

Задачи исследования:

1) с помощью комплекса методик изучить влияние психологических факторов на профессиональное здоровье педагогов: Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов», методика Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива»;

2) исследования профессионально-личностного здоровья-нездоровья педагога;

3) сравнить состояние профессионального здоровья педагогов в разных возрастных группах.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как тестирование, методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента)[15].

Эмпирической базой исследования выступили педагоги МБОУ СОШ №18 г. Астрахани. В исследовании приняло участие 30 человек, так среди участников исследования 28 женщин и 2 мужчины (что составляет 93,3% и 6,7 % соответственно). Возраст участников исследования, колеблется в диапазоне от 20 до 55 лет, примерно поровну распределяясь между 3 основными возрастными группами: 20-35 лет – 13 человек, 36-45 лет – 9 человек, 45-55 лет – 8 человек.

Исследование проходило в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

На первом (констатирующем) этапе проведена психологическая диагностика, на втором (формирующем) этапе проводился семинар-тренинг «С любовью к себе и делу», направленного на повышение педагогами самооценки и самопринятия, развития самосознания, копинг-стратегий в поведении», на третьем (контрольном) этапе проводилась повторная диагностика.


На констатирующем и на контрольном этапах применялись методики:

  • диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
  • тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов»;
  • методика Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива»;
  • метод наблюдения и беседы.

Приведем ход исследования последовательно.

Мы провели исследование степени синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Всю выборку можно разделить на три группы, по критерию сформированности фаз:

1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).

Отобразим полученные результаты на рисунке 1.

Рис. 1 Диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В первую группу вошло 10 педагогов, что составляет 33,3%; во вторую группу 12 человек, что составляет 40%; в третью группу 8 человек, что составляет 26,7%. Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа педагогов у которых синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной – группа с не сформировавшимся синдромом.

Рис. 2 Фаза напряжения

В целом фаза «напряжения» сформировалась у 3,3% педагогов, находится в стадии формирования у 30%, и не сформировалась у 66,7%. (рис.2).

Анализируя показатели можно сказать, что в фазе «напряжение», в первой и во второй группах доминирует симптом «тревоги и депрессии» (соответственно 20% педагогов и 13,3%). В стадии формирования данный симптом у значительного количества испытуемых (36,7%). Это свидетельствует о том, что педагоги испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Состояние испытуемых характеризуется отрицательным эмоциональным фоном: подавленностью, тоской, отчаянием. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенности в своих возможностях, сочетающееся с чувством бесперспективности. В третьей группе симптом не сложился и складывается у очень небольшого количества респондентов (6,7%).

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» сложился у значительного количества педагогов из первой и второй групп (16,7% и 10% соответственно). У 26,7% испытуемых данный симптом находится в стадии формирования. Это свидетельствует о том, что в настоящее время они испытывают воздействие психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, которые трудно или невозможно устранить, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений «выгорания».


Ощущение «неудовлетворенности собой» сформировалось лишь у одного человека (3,3%) из 2-й группы, это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 23,4% педагогов из всех трех групп этот симптом начинает складываться, и это говорит о том, что начинает действовать механизм «эмоционального переноса», то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах «выгорания» может провоцировать психологическую защиту.

Симптом «загнанности в клетку» не сложился ни в одной из групп, находится в стадии формирования у 10% испытуемых. Это значит, что педагоги начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. В третьей группе этот симптом не наблюдается.

Рис. 3 Фаза резистенции

В целом фаза «резистенции» сформировалась у 30% педагогов, находится в стадии формирования у 40%, и не сформировалась у 30% (рис 3).

В фазе «резистенция» доминирующим является симптом «редукции профессиональных обязанностей». Этот симптом сложился у 36,7% педагогов из первой и второй групп (26,7% и 10%) и складывается у 40% педагогов, из них: 6,7% относится к первой группе, 26,7% ко второй группе и 6,7% к третьей группе. Это значит, что у данных педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного внимания к учащимся и коллегам.

Следующим по степени выраженности является симптом «неадекватного эмоционального реагирования». Этот симптом сложился у 33,3% педагогов. Из них на первую группу приходится 20% и 13,3% на вторую. В третьей группе данный симптом не сложился. У значительного количества педагогов данный симптом находится в стадии формирования (56,7%). Это свидетельствует о том, что преподаватель перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу», сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.